Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 36: Основные черты континентальной системы уголовного права Нового времени ( Уголовный кодекс 1810г.Франции, уголовная эволюция в Германии).


Существуют разные принципы деления систем права. Рассматривая в историческом

плане развитие буржуазных революций, из завершенность (как во Франции) и

незавершенность (как в Англии) в совокупности с другими причинами можно

увидеть их влияние на формированиеи эволюцию правовой базы в этих странах,

возникновение различий в базовых концепциях правотворчества и правового

регулирования. Данные правовые системы можно рассматривать как модели права

и на их основе классифицировать правовые системы буржуазных стран.

Континентальная, или романо-германская форма буржуазного права ведет начало

своего формирования с конца XI века. Основой континентальной системы права

стала рецепция законов римкого права. В это время в университетах Италии,

Германии, Франции активно изучается Свод законов императора Юстиниана.

Феодальная Европа перенимает и приспосабливает к своим нуждам римское право.

Рецепция римского права европейскими юристами имело серъезные основания:

- римское классическое право отличает высокий уровень юридической техники,

глубокая теоретическая проработка основных правовых институтов их абстрактный

характер, точность формулировок, четкость выводов;

- римское право полностью соответствовало потребностям товарного производства

раннефеодальной Европы. В римском праве тщательно и глубоко были

разработаны два основных института, имевших решающее значение для

экономических отношений того времени: институт неограниченой индивидуальной

частной собственности и институт договора. По словам Энгельса: "Римское право

есть законченное право простого товарного производства..."1 Именно

юридическая завершенность римской правовой системы сделало ее основой для

складывающейся правовой системы континентальной Европы.

Рецепция римского права продолжалась на протяжении длительного времени.

Император Священной римской империи германской нации Фридрих I Барбаросса

провозгласил римское право "всемирным правом". Ярким выражением рецепции


римского права во Франции стал Гражданский кодекс 1804 года, который

разрабатывался и принимался на основе идей , воззрений , конструкций и

положений римского гражданского права. Все институты нового гражданского

законодательства отображают основопологающие принципы римского права.

Отличительная черта романо-германской системы - ее формирование на основе римского права. Со временем первоначальное различие между так называемыми латинскими системами и германскими стерлось благодаря рецепции римского права в Европе. В XII-XIII вв. на базе кодификации императора Юстиниана сложилось и существовало до конца XVIII в. некое общее европейское право, которое и предопределило единство в рамках данной системы. Кодификация, осуществленная в европейских странах в XIX в., привела к нарушению такого единства, однако некоторые принципиальные общие черты правовых систем сохранились. Это касается, в частности, воспроизведения основ римского права, использования при систематизации правовых норм сходной юридической техники, общих юридических категорий и терминов и т. п.

Романо-германской правовой системе свойственны следующие основные черты. Во-первых, нормы права формулируются обобщенно, как некие абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц. Во-вторых, право делится на самостоятельные ветви, именуемые отраслями. В-третьих, в государствах данной системы права существует тщательно разработанное законодательство, при этом устанавливается определенная иерархия нормативных актов, центральное место в которой занимают конституционные акты. В-четвертых, в таких странах ведется планомерная работа по систематизации (кодификации) уголовно-правовых норм.
37. Варварские правды. «Салическая правда»: создание, источники, система и особенности. Регулирование имущественных отношений. Преступления и наказания.
Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам:

1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие);

2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);

3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);

4) нарушение предписаний короля (примером может служить титул 45 "О переселенцах").



В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: вергельд за убийство и пеня- за менее тяжкие преступления, размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов.

Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.

ПРО ИМУЩЕСТВО:

Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также овец, коз, собак, голубей, пчел, свиней и пр. Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два, три солида стоила у франков корова "здоровая, зрячая и рогатая".

По-иному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди. В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего.
38. Социальное законодательство XX в.

Наибольшее развитие социального законодательства произошло после 2 мировой войны. Оно включает в себя: предоставление соц. Обеспечения по старости, безработице, потери трудоспособности. Частичной и полной потери трудовой способности.


Особенность фрагментарность и нестабильность.

Фонд социального обеспечения формируется из нескольких источников, среди которых наиболее важное соц страхование, гос помощь, универсальная система.

Социальное страхование – формируется из страховых взносов работодателей в определенном % от фонда з/п и индивидуальных взносов самих работников в 1.5% от з/п.

Из этих фондов формируются пенсии. На западе для М. выход на пенсию в 60-70 лет для Ж. 55-65.

Государственная помощь – Формируется из средств бюджета, имеет индивидуально – адресный характер и предоставляется официально признанным малоимущим.

Универсальная система – предусматривает пополнение за счет особого налога взимаемого с начала трудовой деятельности и до пенсии.
39. Сеньориальная монархия во Франции. Реформы Людовика IX.

В IX-X вв. в условиях политической децентрализации королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных». Фактически власть короля распространялась лишь на территорию его домена.

Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитетата — вассалитета, может быть определена как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней была разделена между королем и феодалами, которые были связаны сеньориально-вассальными отношениями.

Становление сеньориальной монархии в IX-XII вв. означало упадок центральной государственной власти, подрыв внутреннего единства страны, ослабление ее внешнеполитического положения. На данном этапе развития средневекового общества во Франции, в условиях экономической и политической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государственные функции, чем это делала королевская власть.

Сеньориальную монархию нельзя рассматривать как проявление политического регресса. Она непосредственно вытекала из отношений, связанных с натуральным хозяйством и феодальной собственности на землю. Когда в XII-XIII вв. постепенно начинают вызревать новые экономические потребности, обусловленные развитием городов и товарно-денежных отношений, политическая децентрализация постепенно прекращается, уступая место противоположной тенденции — неуклонному усилению королевской власти. В XIII в., особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, который отныне выступает в качестве сюзерена всех феодалов во Франции.


В IX-X вв. во Франции, когда королевская власть была особенно слабой, король избирался верхушкой светских и духовных феодалов. Будущий преемник правящего короля определялся еще при жизни последнего.

В XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству.

Первоначально функции королевской власти были крайне ограничены. Король считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял суд. Другие королевские полномочия существовали лишь в теории, а не на практике. На короля возлагались обязанности «защиты королевства и церкви», а также «поддержания мира» в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена.

Но с XII в. положение короля улучшается. Так, восстанавливается практика издания королем законодательных актов, хотя для этого требовалось согласие крупных феодалов. Расширяется сфера судебной юрисдикции короля.

В середине XIII столетия Людовик IX Святой проводит три важные реформы, которые имели цели ослабить полновластие вассалов короля, — судебную, военную и монетную.

1. Военная реформа. Прежде всего она предполагала создание городской милиции и отрядов наемников. В результате король в меньшей степени стал зависеть от феодального ополчения, более эффективно использовать вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Военная реформа установила «40 дней короля». В течение сорока дней после ссоры сеньоры могли требовать королевского суда. Обнажать оружие до истечения данного срока им запрещалось.

2. Судебная реформа предусматривала создание верховной судебной палаты, которую стали называть «парламентом». Парламент собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать. Служащими парламента стали главным образом профессиональные юристы, люди незнатного происхождения.

Введенные вместе с тем новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию на более высокий уровень в сравнении с юстицией сеньориальной.

Судебные поединки — ордалии в королевском суде были запрещены. На приговоры и решения низших судов допускалась апелляция к суду парламента. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная приговором сторона могла вызвать на поединок самого судью.

3. Монетная реформа. Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив здесь использование денег, выпущенных другими феодалами. Королевская казна получила новый источник доходов, поскольку на остальной части страны королевская монета имела право обращения наряду с местными монетами. Была создана также система специальных инспекторов, которые следили за соблюдением верности королю местных должностных лиц, рассматривали жалобы населения на их действия.