Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На регулирование сферы торгово-экономических отношений, деятельности корпораций и других частно-правовых институтов также оказало влияние американское право. Обновлены традиционные отрасли права. Фактически заново создано конституционное право. Оформились новые отрасли права — право человека на социальное обеспечение, хозяйственное, экологическое. Выделились подотрасли медицинского, образовательного права и др.
Демократическими достижениями Конституции Японии, кроме указанных, являются зафиксированные права граждан в уголовно-процессуальной сфере:
— право на защиту и судебное разбирательство обвинения;
— запрет незаконного ареста и незаконных обысков;
— право обвиняемого на открытое, беспристрастное, без задержек, разбирательство дела;
— запрет применения наказания без соответствующей правовой процедуры и др.С целью защиты прав подозреваемого в Ст.81 ныне действующей Конституции Японии содержит следующее предписание: «Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или официального акта».
Конституции провозглашена следующая норма: «Никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей, не может рассматриваться как доказательство» (ст. 38). Однако при проведении в жизнь новых принципов предварительного следствия и судопроизводства, сохранил своё значение традиционный принцип: «Признание — первейшее из всех доказательств».
Вопрос 65. Синьхайская революция и Китайская республика 1911-1949 гг.
Синьхайская революция – революция в Китае, начавшаяся с Учанского восстания 1911 года (по старому китайскому календарю 1911 год именовался «синьхай». По итогам революции была свергнута маньчжурская династия и разрушена империя Цин, провозглашена республика. Главным геополитическим результатом Синьхайской революции для России стало отделение от Китая и провозглашение независимости Внешней Монголии, которая еще в 1691 году признала вассальную зависимость от маньчжурской династии. Страна с маленьким населением, но обширными территориями, Монголия впоследствии оказалась важной буферной зоной между Российской Империей и Китаем, а впоследствии и между РСФСР и КНР, являясь преданным союзником СССР.
Истоки Синьхайской революции. Основной мотивацией политики «самоусиления» являлась необходимость обладать современной военной техникой для подавления народных волнений и восстаний, а также для защиты независимости Цинской империи от постоянных посягательств «заморских варваров». По мнению китайских «западников», которые хотели перенести опыт и возможности заморских стран в Китай, путь к процветанию Китая лежал через приобретение у Запада военной и другой техники. Однако под этими лозунгами не имелось в виду усвоения идеологии и идеалов буржуазного общества – речь шла только об использовании достижений капиталистического Запада для поддержания сил Цинской Империи.
Основой «самоусиления» была модернизация армии и флота путем оборудования их современным оружием и техникой. Вся идея лидеров движения заключалась в приобретении вооружения европейского производства, подготовке войск, обучению их ведения войны по западной методике. Серьезное внимание уделялось возможности производства винтовок и боеприпасов, орудий и пароходов на территории Китая, а также закупке машинного оборудования. Экономическая сторона «самоусиления» заключалась в курсе «достижение богатства», сутью которого являлось расширение казенного сектора в промышленности, транспорте и торговле. Инициаторами смешанных казенно-частных предприятий были Ли Хунчжан и Чжан Чжидун.
Для подготовки кадров в целях осуществления политики «самоусиления» в период с 1862 по 1898 годы было сформировано 17 учебных заведений, где стала обучаться современная разночинная интеллигенция. При помощи миссионеров на китайский язык переводились книги по общественным и естественным наукам. С 1870-ых годов в Гуанчжоу и Шанхае впервые начали издаваться иностранные и китайские частные газеты. Взятие курса на «усвоение заморского дела» послужило толчком к созданию крупных промышленных производств, стало поводом для модернизации вооруженных сил, подготовило условия для скорейшего экономического развития, социальной эволюции и обновления общественно-политической мысли лидеров кругов интеллигенции и шэньши.
Вопрос 66. Образование и развитие КНР.
Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства, на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайщи произвел ряд изменений в составе правительства, которые свидетельствовали об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны.
В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем коммунистической партии Китая оказались значительные территории. Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946—1949 гг.). Общенародный революционный подъем ускорил развал гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.
21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, Закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.
Общая программа объявляла КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».
В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией.
Высшим органом Государственной власти В КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта. В состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители численно небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль.
В стране начался восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.
В 1953—1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята Конституция КНР В соответствии с Конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный Комитет ВСНП.
Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности.
В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.
Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.
В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большой скачок». Политика «большого скачка» распространялась на все сферы.
67 ВОПРОС Китайское право в Новое и Новейшее время
В развитии права современного Китая можно выделить два периода: право периода гоминьдановской Китайской республики (1912 - 1949 гг.) и право периода социалистического Китая (1949 г. - настоящее время).
Особенностью развития права гоминьдановского Китая являлось то, что впервые в истории Китая была поставлена под сомнение идея «общества без права». После провозглашения Республики в 1912 г. началась работа по созданию кодексов, китайское право заметно европеизировалось, были заимствованны многие институты римского права.
В 1929 - 1931 гг. был разработан Гражданский кодекс, который регулировал гражданские и торговые правоотношения. Развитие уголовного права гоминьдановского Китая - это процесс движения от либерализации уголовной политики к ее ужесточению. Если в Уголовном кодексе 1912 г. присутствовало достаточно много прогрессивных положений: принцип индивидуализации наказаний, их соразмерность тяжести деяния, отказ от телесных наказаний и другие, то в Уголовном кодексе 1935 г. была предусмотрена ответственность даже за мысли, а не только за действия, принцип кровной мести и т. д.
Итогом кодификационной работы в период Китайской республики стала Полная книга шести законов, куда вошли нормы и институты шести отраслей права: конституционного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального и административного. Однако, несмотря на это, продолжало сохранять юридическую силу и традиционное право. Вестернизация страны не смогла до конца сломать традиционного китайского правового мышления. Кодексы и законы применялись в Китае только в той мере, в какой они отвечали традиционному чувству справедливости. Практика игнорировала законы, как только они нарушали правовые традиции. Люди не обращались в суды, потому что: 1) не знали своих прав и 2) не хотели заслужить неодобрение общества. Принятие новых законов и увеличение судебных процессов китайцы рассматривали как признак упадка, несоответствие конфуцианской политико-правовой доктрине.