Файл: Все экзаменационные темы игпзс. Предмет науки игпзс и ее место в системе юридических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обязательные;

- рекомендуемые;

- дозволенные;

- предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

- запрещенные и подлежащие наказанию.

В области уголовного права шариат отличался прежде всего слабо разработанной системой преступлений и наказаний.

В период средневековья сложилась в Халифате классификация правонарушений, подразделяемых на три вида.

Первый — это преступления, представляющие наибольшую опасность и наказываемые точно определенной санкцией — хадд (бунт, вероотступничество, разбой, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков).

Вторая группа правонарушений — преступления, за совершение которых также предусматривается точно определенная санкция кисас, означающая как бы талион — возмездие, т. е. наказание, равное по тяжести совершенному деянию (убийство, тяжкие телесные повреждения). Коран, например, подчеркивает: "Кто же преступает против вас, — то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас..."

Третью категорию составляют все иные правонарушения, которые наказываются не точно установленной санкцией — тазир и могут затрагивать как "права Аллаха" (нарушение религиозных обязанностей — неуплата заката, отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста), так государственные и частные интересы (нарушение обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмеривание, обвешивание, мошенничество, взяточничество, растрата средств казны или сирот, лжесвидетельство, шпионаж, колдовство; нарушение правил поведения в общественных местах, особенно касающихся интересов и морали женщин; умышленное вынесение неправомерного судебного решения; притеснение подданных или произвол по отношению к подчиненным).

62. Семейное право 20 века.

В семейном праве основными тенденциями в ХХ в. были гуманизация и демократизация. Утвердилось юридическое равенство супругов, включая имущественные отношения. Улучшено правовое положение внебрачных детей. В ряде стран произошел отказ от юридического понятия главы семьи (Германия, Италия, Швейцария). Признается право замужней женщины на самостоятельный выбор деятельности. В имущественных отношениях существует два вида правового режима: договорный (на основе брачного контракта: определяется правовой режим имущества каждого из супругов, принадлежащего им до брака, и возможного будущего совместно приобретенного в браке, возможных будущих расчетов супругов в области имущества, а также многие другие вопросы аналогичного порядка) и легальный (на основе предписаний закона). Основными видами легального режима были:


Раздельное имущество (Англия, США, Германия).

Общее имущество (Франция, Швейцария, 8 штатов США) - все нажитое совместно общее, но в личной собственности остается добрачное имущество.

Отложенное общее имущество (Дания, Норвегия) - в случае расторжения брака нажитое в браке имущество делится поровну.

63 Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

Конституция 1947 г. учреждала независимую судебную власть. Во главе судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного судьи и установленного законом числа судей. Все судьи назначаются Кабинетом, но Главный судья – императором по представлению Кабинета. Судьи независимы, действуют "согласно голосу своей совести" (ст. 76) и подчиняются только закону. Принципиальные изменения были внесены в организацию судебной системы: император не упоминался в числе носителей судебной власти, запрещалось учреждение особых судов, не предусматривался существовавший ранее административный суд, Верховный суд получил право решения вопроса о конституционности законов и других официальных актов.

В Японии со временем сложился политический режим либеральной демократии, который отличается от западных моделей демократии. Можно говорить о "демократии японского типа", представляющей собой некий гибрид, который превосходит оригинал, т.е. западную плюралистическую демократию по своей жизнестойкости и эффективности.

Первая особенность японской демократии состоит в том, что институциональная система представительной демократии соответствует ментальным (т.е. национальному) сознанию и культуре. Это обеспечивает политическую стабильность системе власти. Японская демократия привержена групповым, коллективистским и иерархическим ценностям и нормам. В отличие от западной модели демократии, которая ориентирована на гарантии индивидуальных прав и свобод, защите личности от тирании государства и общества, японская модель основана на самоорганизации личности, стремлении контролировать ее порывы, встраивать их в систему общественных и государственных интересов.

В современной Японии существует разветвленная политическая инфраструктура, обеспечивающая согласование и принятие политических решений, аналогично западным демократиям.

• 1. Партийная система. В Японии зарегистрировано более 10 тысяч политических партий, которые действуют преимущественно на префекторальном уровне. Общенациональных партий – пять. Партийная система Японии с 1948 но 1993 г. была партийной системой с мажоритарным призванием: в течение этого времени доминировала одна партия – Либерально-демократическая партия, которая была правящей партией. Либеральнодемократическая партия – правая по идеологической ориентации партия – была создана в 1955 г. в результате объединения двух буржуазных партий – Либеральной и Демократической. Она связана с крупным бизнесом и высшей бюрократией, опирается на поддержку мелких и средних предпринимателей, части крестьян. ЛДП состоит из 6 фракций, они договариваются между собой о лидере, который занимает свой пост в течение двух лет. Партия выступает за свободу предпринимательства и ограниченное государственное вмешательство в экономику. В 1993 г. политическая монополия ЛДП завершилась, и она стала вступать в коалиции с другими партиями для того, чтобы сформировать правительство. Центристской по политическим ценностям является Социал-демократическая партия Японии, созданная в 1945 г.

Социальную базу партии составляют рабочие, часть крестьян, средние и мелкие предприниматели, часть интеллигенции. Основной опорой партии являются профсоюзы. Среди левых партий выделяется Коммунистическая партия Японии, созданная в 1922 г. Она имеет большое влияние в крупных промышленных центрах. Наряду с традиционными существуют и экзотические партии. Например, Партия чистой политики (Комэйто), созданная в 1964 г. (200 тыс. человек) на базе одной из буддийских сект. Она провозгласила построение "гуманного социализма" на основе "среднего пути", проповедует "сдержанность, постоянство и гармонию", опирается на мелких городских предпринимателей.

• 2. Заинтересованные группы. Интересы наемных работников отстаивают профсоюзы. Профсоюзное движение расколото, степень вовлеченности очень низкая – чуть более 20% работников состоят в профсоюзах (10 млн человек). В стране существуют 3 профсоюзных центра: Японская конфедерация профсоюзов (объединяет 78 отраслевых профсоюзов и насчитывает почти 8 млн человек); ей противостоит Национальная федерация профсоюзов (включает 27 отраслевых профсоюзов численностью 1,5 млн человек); в 1989 г. был создан Национальный совет профсоюзов (0,5 млн членов). Интересы предпринимателей представляют: Федерация экономических организаций Японии (1946 г.), включающая 800 крупнейших компаний и более 100 предпринимательских объединений; Японская торгово-промышленная палата, которая объединяет 480 региональных торгово-промышленных палат; Японская федерация предпринимательских ассоциаций, отстаивающая интересы бизнеса в трудовых конфликтах.

Вторая особенность японской демократии – технологическая, состоящая в неуклонном следовании процедуре принятия решений. Она опирается на систему тесных связей между корпорациями и госбюрократией. В японской политике на общенациональном уровне сильны процедуры и механизмы согласования интересов и принятия решений, которые весьма напоминают корпоративистские. Это способствует усилению позиций тех сил, которые способны действовать скрытно, обходя выборные органы и представителей, используя неофициальные закулисные обсуждения и согласования, что и придает японской демократии черты корпоративной демократии. На микроуровне в общинных, коммунитарных, традиционалистских структурах действует внутренняя демократия, функционируют эффективные коллективистские формы и методы принятия решений. К тому же склонность подчинять личные интересы интересам коллектива может благоприятствовать достижению консенсуса, служить своеобразным гарантом законопослушания граждан. При таком понимании разнородность интересов групп японского общества (конфессиональных, клановых, родовых, этнических, клиенталистских) необязательно становится фактором, препятствующим принятию и утверждению демократических принципов. Опыт Японии показал, что особенности интересов разнородных групп вполне могут быть интегрированы в политическую систему общества.


Конституция 1947 г. и Закон о местной автономии (1947 г.) провозгласили унитарное государство. Япония состоит из административных единиц высшего уровня – 47 префектур, которые в свою очередь делятся на низшие единицы – города, поселки и деревни. Население выбирает глав местной исполнительной власти – губернаторов в префектурах, мэров и сельских старост. Местные законодательные собрания контролируют деятельность исполнительных органов. При этом японский парламент не может без одобрения местного собрания любой из административных единиц издавать законы, относящиеся лишь к этой территории.

64 Правовая система современной Японии.

Японское право является одной из составных частей Дальневосточного права (право стран Дальнего Востока) и представляет собой уникальный, неповторимый и своеобразный мир, где наряду с современными правовыми понятиями, доктринами и институтами соседствует глубокая правовая старина, от которой большинство граждан страны не спешат отказываться.

Базовыми понятиями японской правовой науки являются право (хо), система права (хотайкэй) и система законодательства (хосэй), а история права или правовой системы именуется историей законодательства (хосэйси). По мнению целого ряда исследователей правосознание японцев преподносится как недостаточно высокое, отводящее правовой системе достаточно скромное место в ряду средств социальной регуляции и, напротив, придающее приоритетное значение неправовым средствам, основанным на этическом правиле гири, требующем ответить добром на добро.

Именно гири является основным критерием поведения японца, а японское право, с точки зрения его функционирования носит резко отличный характер от Западноевропейского права.

Не столько писаное право, сколько устоявшиеся за многие века нормы поведения являются решающими для повседневной жизни японцев. Рассматривая нормы поведения сквозь призму философских понятий таких как, добро и зло, справедливость и несправедливость, гармония и дисгармония японское традиционное право оперирует прежде всего не столько юридическим, сколько философским инструментарием, что с полным основанием позволяет включить его, наряду с китайским и корейским правом в философскую правовую семью. В правовой жизни японцев, наиболее существенной традицией считается тенденция разрешать споры без обращения к закону и суду, связанное с этим стремление разрешать споры путём примирения, предпочтение не акцентировать внимание на интересах и правах индивида.


Япония — одна из стран, в которых с того времени, когда начали оставляться материалы в виде письменных текстов (в Японии примерно с VII—VIII века), сохранилось и дошло до наших дней большое количество исторических документов.

Действующая в Японии система права ведёт свое происхождение от германского и французского права. Р. Давид относит японское право к романо-германской правовой семье'. Однако ближе к истине И.Нода2, который подчёркивает, что специфика национальной ментальности создаёт правопонимание, которое трудно изменить под воздействием иностранного права. Японское право не полностью вписывается в романо-германский тип правовой системы. Современное японское право по своей структуре напоми нает западное, но оно действует в своей собственной традиционной культурной среде, формирующейся веками в условиях отсутствия длительных контактов с западной культурой. Поэтому при сходстве моделей права практика его функционирования существенно отличается. Таким образом, действие японской модели права оказывается совершенно иным, чем западного оригинала.

До 1945 г. система права Японии основывалась на сочетании традиционных феодальных принципов, частично заимствованных из системы права императорского Китая, и принципов континентальной системы права в его этатическом3 (государствен-ническом) варианте.

Правовая система Японии переняла из системы континентального права следующее:

— деление права на публичное и частное;

— структурное разделение системы права на отрасли и подотрасли;

— проведение кодификации нормативно-правового материала.

В уголовное право Японии внесены принципы континента

льного права: «нет преступления и наказания без указания о том в законе», «закон обратной силы не имеет при введении или усилении уголовной ответственности» и др.

Система права Японии до второй мировой войны состояла из отраслей конституционного, административного, гражданского, торгового, уголовного, гражданско-процессуального, уго-ловно-процессуального права.

В период реформ после войны, проведение которых контролировалось американскими властями, японская правовая система была «американизирована». Так, внедрение в японскую идеологию и практику в качестве конституционных принципов «разделения властей», «сдержек и противовесов», независимости судебной власти, равенства всех перед законом, равенства мужчины и женщины; определение круга демократических прав и свобод граждан, подлежащих непосредственной судебной защите; введение института конституционного надзора' — всё это явилось результатом влияния американского права. Японская конституция воспроизвела знаменитые слова американской Декларации независимости 1776 г. о «праве на жизнь, свободу и на стремление к счастью» как о высшем предмете заботы государства о его гражданах.