Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подобного рода жалобы, поступающие в суд, рассматриваются с обязательным участием прокурора в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК. При подготовке к участию в судебном заседании прокурор обязан изучить материалы проверки либо уголовного дела, по которым обжалуются решение или действия должностных лиц органов расследования. В случае выявления нарушений закона он незамедлительно принимает меры к устранению, отмене незаконных решений до рассмотрения в суде указанных жалоб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Организация работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере осуществляют органы прокуратуры всех уровней. Генеральный прокурор РФ предписывает подчиненным ему прокурорам обеспечивать качественный и эффективный надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными
Законом о прокуратуре и УПК.
В Генеральной прокуратуре РФ функции организации и надзора за исполнением законов осуществляет не одно, а несколько подразделений: Главное управление по надзору за следствием,
Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью,
Управление по надзору за расследованием особо важных дел и ряд других управлений.
В прокуратурах областного и районного звена имеются аналогичные структурные подразделения
(отделы, отделения, группы).
Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур осуществляют контроль за организацией и исполнением надзора в рассматриваемой сфере подчиненными прокурорами (прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур). Оказывают им необходимую практическую и методическую помощь в осуществлении надзора.
В органах прокуратуры проводится постоянный мониторинг результатов надзора и состояния законности в рассматриваемой сфере. Так, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах раз в полугодие проводится анализ состояния надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Такой же анализ проводится в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ.
Нижестоящие прокуроры в докладных записках по итогам работы за год информируют Генеральную прокуратуру РФ о состоянии работы по соблюдению конституционных прав граждан при производстве дознания и предварительного следствия по уголовным делам.
Наиболее сложные проблемы, возникающие в деятельности правоохранительных органов при применении УПК, рассматриваются на коллегиях, оперативных и координационных совещаниях,
научно-консультативных советах.
О спорных или вызывающих затруднение вопросах применения УПК, требующих решения на федеральном уровне, прокуроры лично информируют Генеральную прокуратуру РФ.
29. Взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации при реализации правозащитной деятельности
Одним из важных направлений деятельности прокуратуры России является взаимодействие со средствами массовой информации. Оно позволяет эффективно решать различные задачи
— оперативно информировать население о состоянии законности и правопорядка на
поднадзорной территории, реагировать на факты нарушения закона, осуществлять обратную связь с населением.
Рассмотрим вопрос о том, на каких принципах должно строиться взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации.
В юридической литературе можно встретить следующий перечень принципов взаимодействия прокуратуры со СМИ:
– общности целей и задач, которые стороны стремятся достичь в процессе указанного взаимодействия, открытого декларирования этих целей и задач;
– безусловного признания сторонами равенства каждого из участников взаимодействия;
– учета презумпции добропорядочности партнера по взаимодействию;
– нахождения объекта приложения совместных усилий по взаимодействию вне партнеров;
– поэтапного достижения согласия между партнерами (должно происходить постепенное продвижение от изначально определенной сферы согласия к все более конфликтным темам,
проблемам, зона взаимопонимания должна постоянно расширяться; необходимо различать этапы, стадии «взаимодействия»: ознакомительный этап; «пилотный»; разовый; пробный проект; долговременное сотрудничество).
Некоторые принципы носят спорный характер. Так, следует признать, что у прокуратуры и СМИ
могут быть различные задачи в процессе освещения того или иного события. Кроме того, при взаимодействии со СМИ, органам прокуратуры недостаточно исходить из презумпции добропорядочности СМИ.
Перечень принципов, на которых должна основываться деятельность прокуратуры по взаимодействию со СМИ, может выглядеть следующим образом.
Главным и основополагающим принципом в деятельности прокуратуры по взаимодействию со СМИ
является общеотраслевой принцип законности . Данный принцип можно признать конституционным принципом, без строгого соблюдения которого невозможно построение правового и демократического общества. Надзирая за соблюдением Конституции Российской Федерации,
исполнением законов на территории Российской Федерации, прокуратура, в свою очередь, должна выстраивать свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией РФ и законами.
Также одним из главных принципов деятельности прокуратуры в целом и по взаимодействию со СМИ
является принцип гласности . Он означает, что прокуратура должна доводить сведения о результатах своей деятельности до граждан. Информирование населения о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории прямо предписано в качестве одной из задач деятельности прокуратуры со СМИ в п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры России от 17.05.2018 г. № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью». При этом принцип гласности не является безграничным. При освещении деятельности органов прокуратуры необходимо помнить про ограничения, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством в части охраны прав и свобод граждан, деятельности СМИ, а также положений законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Не менее важным при взаимодействии со СМИ выступает принцип объективности . Данный принцип означает, что прокуратура должна предоставлять для сведения общественности только проверенную информацию, со ссылкой на источники ее получения и проверки. Как указано в п. 1.3 Приказа
Генпрокуратуры России № 296, распространяемые прокуратурой
Рассмотрим вопрос о том, на каких принципах должно строиться взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации.
В юридической литературе можно встретить следующий перечень принципов взаимодействия прокуратуры со СМИ:
– общности целей и задач, которые стороны стремятся достичь в процессе указанного взаимодействия, открытого декларирования этих целей и задач;
– безусловного признания сторонами равенства каждого из участников взаимодействия;
– учета презумпции добропорядочности партнера по взаимодействию;
– нахождения объекта приложения совместных усилий по взаимодействию вне партнеров;
– поэтапного достижения согласия между партнерами (должно происходить постепенное продвижение от изначально определенной сферы согласия к все более конфликтным темам,
проблемам, зона взаимопонимания должна постоянно расширяться; необходимо различать этапы, стадии «взаимодействия»: ознакомительный этап; «пилотный»; разовый; пробный проект; долговременное сотрудничество).
Некоторые принципы носят спорный характер. Так, следует признать, что у прокуратуры и СМИ
могут быть различные задачи в процессе освещения того или иного события. Кроме того, при взаимодействии со СМИ, органам прокуратуры недостаточно исходить из презумпции добропорядочности СМИ.
Перечень принципов, на которых должна основываться деятельность прокуратуры по взаимодействию со СМИ, может выглядеть следующим образом.
Главным и основополагающим принципом в деятельности прокуратуры по взаимодействию со СМИ
является общеотраслевой принцип законности . Данный принцип можно признать конституционным принципом, без строгого соблюдения которого невозможно построение правового и демократического общества. Надзирая за соблюдением Конституции Российской Федерации,
исполнением законов на территории Российской Федерации, прокуратура, в свою очередь, должна выстраивать свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией РФ и законами.
Также одним из главных принципов деятельности прокуратуры в целом и по взаимодействию со СМИ
является принцип гласности . Он означает, что прокуратура должна доводить сведения о результатах своей деятельности до граждан. Информирование населения о состоянии законности и правопорядка на поднадзорной территории прямо предписано в качестве одной из задач деятельности прокуратуры со СМИ в п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры России от 17.05.2018 г. № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью». При этом принцип гласности не является безграничным. При освещении деятельности органов прокуратуры необходимо помнить про ограничения, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством в части охраны прав и свобод граждан, деятельности СМИ, а также положений законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Не менее важным при взаимодействии со СМИ выступает принцип объективности . Данный принцип означает, что прокуратура должна предоставлять для сведения общественности только проверенную информацию, со ссылкой на источники ее получения и проверки. Как указано в п. 1.3 Приказа
Генпрокуратуры России № 296, распространяемые прокуратурой
сообщения должны быть выверенными, объективными и не содержать информации ограниченного доступа, в том числе конфиденциального характера.
Следует также выстраивать работу по взаимодействию со СМИ на основе принципа взаимодействия
(сотрудничества) . Прокуратуре необходимо проявлять инициативу во взаимодействии со СМИ. В
выстраивании отношений прокуратуры и СМИ на местах (на уровне прокуратуры субъекта и районной прокуратуры) важна роль руководителя. На наш взгляд, необходимо, чтобы прокурор выстраивал взаимодействие со СМИ, исходя из конкретных потребностей населения, специфики региона.
При взаимодействии со СМИ необходимо придерживаться принципа независимости,
беспристрастности и профессионального нейтралитета . Независимость прокуроров при взаимодействии со СМИ выражается, прежде всего, в том, что прокуроры в своей деятельности руководствуются исключительно Конституцией РФ и федеральным законодательством. Никто не вправе требовать от прокуроров принятия какого-либо решения или освещения определенного рода информации в СМИ. Беспристрастность означает, что прокурор должен взаимодействовать со СМИ,
не обращая внимания на форму собственности СМИ, принадлежности его государству или частному лицу.
Немаловажным принципом взаимодействия со СМИ становится оперативность . Необходимо доводить до граждан сведения о результатах деятельности прокуратуры незамедлительно.
Так, по нашему мнению, прокурор должен по возможности в режиме реального времени реагировать на резонансные события на поднадзорной территории. Следует признать крайне положительным опыт прокуратуры Чеченской Республики. Материалы о результатах проведения прокурорских проверок,
приемов граждан, участия прокуратуры во всех заседаниях правительства и парламента, результатах рассмотрения дел в судах размещается незамедлительно, в день проведения соответствующего мероприятия.
Важным принципом выступает также компетентность соответствующего прокурора, который взаимодействует со СМИ. При взаимодействии со СМИ на конкретном уровне (например, субъекта или района) необходимо представлять информацию только по тем вопросам, которые входят в компетенцию соответствующего прокурора. Недопустимо давать комментарий относительно действий и решений других лиц, только если это не сопряжено с осуществлением прокурором надзорных полномочий.
Отдельного внимания заслуживает принцип методической основы построения взаимодействия органов прокуратуры со СМИ . Прокуратура РФ включает в свою систему образовательные и научные учреждения и органы. К их числу, в частности, относятся: Университет прокуратуры РФ и его филиалы, НИИ Генеральной прокуратуры РФ при Университете прокуратуры РФ. Данные организации занимаются разработкой научных основ деятельности органов прокуратуры РФ.
Деятельность органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ должна строиться, в том числе с учетом рекомендаций, данных Университетом прокуратуры РФ.
Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить следующее. Средства массовой информации сегодня выступают важнейшим институтом гражданского общества. Не стоит забывать и о том, что грамотное выстраивание взаимодействия органов прокуратуры со СМИ, налаживание каналов обратной связи позволит качественно повысить уровень надзорной деятельности, а также приобрести дополнительные рычаги воздействия на окружающую действительность.
Следует также выстраивать работу по взаимодействию со СМИ на основе принципа взаимодействия
(сотрудничества) . Прокуратуре необходимо проявлять инициативу во взаимодействии со СМИ. В
выстраивании отношений прокуратуры и СМИ на местах (на уровне прокуратуры субъекта и районной прокуратуры) важна роль руководителя. На наш взгляд, необходимо, чтобы прокурор выстраивал взаимодействие со СМИ, исходя из конкретных потребностей населения, специфики региона.
При взаимодействии со СМИ необходимо придерживаться принципа независимости,
беспристрастности и профессионального нейтралитета . Независимость прокуроров при взаимодействии со СМИ выражается, прежде всего, в том, что прокуроры в своей деятельности руководствуются исключительно Конституцией РФ и федеральным законодательством. Никто не вправе требовать от прокуроров принятия какого-либо решения или освещения определенного рода информации в СМИ. Беспристрастность означает, что прокурор должен взаимодействовать со СМИ,
не обращая внимания на форму собственности СМИ, принадлежности его государству или частному лицу.
Немаловажным принципом взаимодействия со СМИ становится оперативность . Необходимо доводить до граждан сведения о результатах деятельности прокуратуры незамедлительно.
Так, по нашему мнению, прокурор должен по возможности в режиме реального времени реагировать на резонансные события на поднадзорной территории. Следует признать крайне положительным опыт прокуратуры Чеченской Республики. Материалы о результатах проведения прокурорских проверок,
приемов граждан, участия прокуратуры во всех заседаниях правительства и парламента, результатах рассмотрения дел в судах размещается незамедлительно, в день проведения соответствующего мероприятия.
Важным принципом выступает также компетентность соответствующего прокурора, который взаимодействует со СМИ. При взаимодействии со СМИ на конкретном уровне (например, субъекта или района) необходимо представлять информацию только по тем вопросам, которые входят в компетенцию соответствующего прокурора. Недопустимо давать комментарий относительно действий и решений других лиц, только если это не сопряжено с осуществлением прокурором надзорных полномочий.
Отдельного внимания заслуживает принцип методической основы построения взаимодействия органов прокуратуры со СМИ . Прокуратура РФ включает в свою систему образовательные и научные учреждения и органы. К их числу, в частности, относятся: Университет прокуратуры РФ и его филиалы, НИИ Генеральной прокуратуры РФ при Университете прокуратуры РФ. Данные организации занимаются разработкой научных основ деятельности органов прокуратуры РФ.
Деятельность органов прокуратуры по взаимодействию со СМИ должна строиться, в том числе с учетом рекомендаций, данных Университетом прокуратуры РФ.
Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить следующее. Средства массовой информации сегодня выступают важнейшим институтом гражданского общества. Не стоит забывать и о том, что грамотное выстраивание взаимодействия органов прокуратуры со СМИ, налаживание каналов обратной связи позволит качественно повысить уровень надзорной деятельности, а также приобрести дополнительные рычаги воздействия на окружающую действительность.
30. Правозащитная деятельность прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
Согласно ч. 3 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту не только от посторонних лиц, но и от родителей, лиц, их заменяющих, родственников в случае злоупотребления своими правами. При этом,
защиту прав ребенка осуществляет, в том числе прокурор.
В Приказе Генерального прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 №Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи№ определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних:
пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
Действия прокурора по защите семейных прав граждан могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о признании брака недействительным (ст. 28 СК РФ); о лишении родителей родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении родителей в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка
(ст. 142 СК РФ). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ; ст.
273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.
Полномочия прокурора основаны на обязанности прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и принимать предусмотренные законом меры (включая участие в рассмотрении дел судами, а также предъявление и поддержание иска в суде) по защите прав лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать.
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Реализуется также защита прав несовершеннолетних в деятельности прокурора при осуществлении надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей.
Так, согласно ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и ст. 1
Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами- исполнителями в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защищая права и интересы несовершеннолетних в исполнительном производстве прокурор, может оспорить постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) путем обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ,
независимо от того, участвовал прокурор в рассмотрении дела на предыдущих стадиях процесса или нет.