Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
характеру ненадзорной, где все процессуальные действия прокурора не обязательны для судей и судов, а императивные полномочия принадлежат последним. Прокурор является лишь одним из важнейших участников соответствующего процесса и призван в нём содействовать суду в отправлении правосудия.
БИЛЕТ 6. Анализ положений основных нормативно-правовых актов,
регулирующих вопросы правозащитной деятельности прокуратуры РФ.
На конституционном уровне основы правозащитной деятельности прокуратуры
Российской Федерации определяет Конституция РФ. Например, ее ст. 129,
располагающаяся в главе VII «Судебная власть и прокуратура», часть 1 которой является отсылочной и отсылает к федеральному закону по вопросу определения полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ (в том числе правозащитной).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы международного права, помимо его норм, также являются частью правовой системы РФ. Соответственно, указанные принципы могут регулировать вопросы организации и деятельности прокуратуры РФ в сфере международного сотрудничества, тем более что согласно абз. первому ст. 3 Закона о прокуратуре международные договоры РФ составляют правовую основу, в том числе и рассматриваемого направления ее деятельности.
Поскольку прокуратура РФ осуществляет свою правозащитную деятельность также в рамках участия в международном сотрудничестве, соответствующие другие конституционные нормы обязательны для прокурорских работников.
Так, в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ закреплено, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству, а на основании ее ст. 63
Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права; в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации
БИЛЕТ 6. Анализ положений основных нормативно-правовых актов,
регулирующих вопросы правозащитной деятельности прокуратуры РФ.
На конституционном уровне основы правозащитной деятельности прокуратуры
Российской Федерации определяет Конституция РФ. Например, ее ст. 129,
располагающаяся в главе VII «Судебная власть и прокуратура», часть 1 которой является отсылочной и отсылает к федеральному закону по вопросу определения полномочий, организации и порядка деятельности прокуратуры РФ (в том числе правозащитной).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы международного права, помимо его норм, также являются частью правовой системы РФ. Соответственно, указанные принципы могут регулировать вопросы организации и деятельности прокуратуры РФ в сфере международного сотрудничества, тем более что согласно абз. первому ст. 3 Закона о прокуратуре международные договоры РФ составляют правовую основу, в том числе и рассматриваемого направления ее деятельности.
Поскольку прокуратура РФ осуществляет свою правозащитную деятельность также в рамках участия в международном сотрудничестве, соответствующие другие конституционные нормы обязательны для прокурорских работников.
Так, в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ закреплено, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству, а на основании ее ст. 63
Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права; в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации
преступлением.
Заслуживают внимания также нормы пунктов «к» и «о» ст. 71 Конституции РФ,
согласно которым международные отношения РФ, международные договоры РФ
и прокуратура РФ находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Нельзя не отметить и положения главы 2 Конституции РФ, закрепляющей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации.
На следующем уровне правового регулирования вопросов деятельности нашей прокуратуры нельзя не отметить роль Законов РФ о поправке к Конституции РФ.
Так, например таким законом от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ ст. 79 Основного закона нашей страны была дополнена положением о том, что «решения межгосударственных органов,
принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании,
противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Также, ст. 129 претерпела изменения: в частности,
было закреплено нормативное определение термина «прокуратура Российской
Федерации» (ч. 1), в котором перечислены функции данного государственного органа и указано на то, что детально они определяются федеральным законом.
Отдельные вопросы деятельности Генерального прокурора РФ и его заместителей регламентированы федеральными конституционными законами: от
21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; от
30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О
Верховном Суде Российской Федерации»; от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другими.
Говоря о международных правовых актах, следует отметить как двусторонние,
так и многосторонние из них. Среди важнейших для Генеральной прокуратуры
РФ можно назвать, например, следующие многосторонние договоры:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря
1948
г.).
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
-
Конвенция о
статусе беженцев от
28
июля
1951
г.
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. с Дополнительными
Заслуживают внимания также нормы пунктов «к» и «о» ст. 71 Конституции РФ,
согласно которым международные отношения РФ, международные договоры РФ
и прокуратура РФ находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Нельзя не отметить и положения главы 2 Конституции РФ, закрепляющей и гарантирующей права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации.
На следующем уровне правового регулирования вопросов деятельности нашей прокуратуры нельзя не отметить роль Законов РФ о поправке к Конституции РФ.
Так, например таким законом от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ ст. 79 Основного закона нашей страны была дополнена положением о том, что «решения межгосударственных органов,
принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании,
противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Также, ст. 129 претерпела изменения: в частности,
было закреплено нормативное определение термина «прокуратура Российской
Федерации» (ч. 1), в котором перечислены функции данного государственного органа и указано на то, что детально они определяются федеральным законом.
Отдельные вопросы деятельности Генерального прокурора РФ и его заместителей регламентированы федеральными конституционными законами: от
21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; от
30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О
Верховном Суде Российской Федерации»; от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другими.
Говоря о международных правовых актах, следует отметить как двусторонние,
так и многосторонние из них. Среди важнейших для Генеральной прокуратуры
РФ можно назвать, например, следующие многосторонние договоры:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря
1948
г.).
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
-
Конвенция о
статусе беженцев от
28
июля
1951
г.
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. с Дополнительными
протоколами к
ней.
- Кроме законов, организацию и деятельность органов прокуратуры регулируют подзаконные нормативные акты, прежде всего акты Президента РФ.
ней.
- Кроме законов, организацию и деятельность органов прокуратуры регулируют подзаконные нормативные акты, прежде всего акты Президента РФ.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
БИЛЕТ 7. Соотношение публичных и частных интересов в правозащитной
деятельности
прокуратуры
РФ.
Поскольку интересы напрямую связаны с потребностями участников общественных отношений, наиболее целесообразно разделить охраняемые правом интересы по носителям (субъектам) на частные, как охраняемые правом,
присущие конкретным лицам и социальным группам, и публичные - охраняемые правом общественные и
государственные.
Несмотря на наличие отличительных признаков, интересы, составляющие как индивидуальное, так и общее благо, формируются посредством их личностного осознания. Кроме того, их удовлетворение лежит через удовлетворение интересов конкретных индивидов.
Вместе с тем частный имеет всегда значение исключительно отдельному лицу принадлежащего блага, публичный же принадлежит не отдельным лицам, а обществу или их идеальному единству. Его совместное осуществление является условием предоставления жизненно важного блага всем нуждающимся в нем лицам. При этом реализация публичных является условием реализации частных интересов. Их границы достаточно подвижны, что обусловлено, прежде всего,
уровнем социально-экономического и особенностями исторического развития общества. В ряде случаев такая условная граница приводит к коллизиям между этими интересами и
противоречиям между их участниками.
Цель государства заключается в стремлении максимально полного удовлетворения интересов своих граждан. Оно призвано обеспечивать общественный порядок и осуществлять рациональную организацию общества в социально-политическом процессе. Важнейшей задачей государства является разрешение противоречий, возникающих при столкновении различных интересов в
обществе.
БИЛЕТ 8. История становления и совершенствования правозащитной
деятельности
в
России
и
за
рубежом.
Первым периодом, с нашей точки зрения, является период обоснования необходимости принятия элементарных правил сохранения самых сильных,
приспособленных к тем условиям жизни человеческих особей. В этот период действует практически в
любых так называемых государственных формированиях отбор имеющих право на жизнь с первого дня появления на свет и до способности человека приносить «эффективную» пользу для семьи, рода,
общества. Понятно, что это были элементарные ростки так называемого института самозащиты рода, племени за счет больных, раненых, престарелых соплеменников, родственников. Длился данный период фактически до завершения феодальных взаимоотношений и
начала формирования капиталистических отношений. В силу этого на более поздней стадии первого периода институт социально-правовой защиты пополняется такими положениями, как сохранение жизни пленных,
порабощенных, установление различных видов ответственности за покушение на жизнь и здоровье, виды собственности. Однако в этот период шло только количественное накопление элементов института правозащитной деятельности.
Качественный рост стал возможным только со сменой социально-экономической формации. Вначале родоплеменная формация была сметена рабовладельческой,
затем рабовладельческая — феодальной и, наконец, последняя —
капиталистической. Несомненно, что на каждом этапе стадии первого периода становления, точнее зарождения истоков гуманных правил борьбы за жизнь человека, само его существование, происходили изменения, пересмотр,
использование опыта, накопившегося в других родах, племенах, государствах.
Самые примитивные были в родоплеменном строе, значительно новыми,
эффективными по сравнению с
первыми правилами человеческих взаимоотношений стали способы и средства защиты прав, свобод и интересов человека в рабовладельческих государствах; и наиболее гуманными, значимыми они стали в период существования феодальных отношений. Стоит отдельно подчеркнуть, что переход от одной стадии зарождения «института социально-
правовой защиты» прав, свобод и интересов к другой первого периода сопровождался постепенным отказом от примитивизма в пользу нового,
эффективного, с тем чтобы сохранить рабочие руки и те ценности, которые ими создавались. В этот же период, начиная со стадии рабовладельческой,
появляются первые ростки международных стандартов прав и свобод человека,
которые от этапа к этапу каждого периода становились все более полными и жизнеобеспечивающими.
Второй период — период зарождения основных элементов института социально- правовой защиты прав, свобод и интересов граждан, как уже упоминалось выше,
начинается со сменой феодального строя и началом становления капиталистической социально-экономической формации.
Этот период характеризуется бурным ростом промышленности, механизации различных производственных циклов; жаждой передела сфер влияния любой ценой;
появлением многочисленных армий, укомплектованных сложной, дорогостоящей техникой, оснащенных новыми разрушительными видами оружия; вовлечением в вооруженные столкновения фактически всего населения соперничающих государств; способностью к полному уничтожению промышленного потенциала соперника. Указанные характерные особенности второго периода не могли не сказаться на сущности,
содержании правозащитной деятельности,
направленности института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан. Именно в этот период шло быстрое развитие тех составных частей института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан,
которые выходили на трудовые, жилищные, имущественные правоотношения.
Третий период становления института социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в основе своей зависел от социальных преобразований, происходивших в социалистических государствах и в значительной степени обязывавших соответствующие инстанции в капиталистических государствах не доводить своих граждан до социальных бунтов, делиться с ними результатами их же труда. Одновременно следует подчеркнуть, что уровень социально-правовой обеспеченности граждан государств социалистической системы, конечно, желал быть гораздо лучше, хотя по сравнению с нынешним периодом о том уровне социально-правовой защиты
эффективного, с тем чтобы сохранить рабочие руки и те ценности, которые ими создавались. В этот же период, начиная со стадии рабовладельческой,
появляются первые ростки международных стандартов прав и свобод человека,
которые от этапа к этапу каждого периода становились все более полными и жизнеобеспечивающими.
Второй период — период зарождения основных элементов института социально- правовой защиты прав, свобод и интересов граждан, как уже упоминалось выше,
начинается со сменой феодального строя и началом становления капиталистической социально-экономической формации.
Этот период характеризуется бурным ростом промышленности, механизации различных производственных циклов; жаждой передела сфер влияния любой ценой;
появлением многочисленных армий, укомплектованных сложной, дорогостоящей техникой, оснащенных новыми разрушительными видами оружия; вовлечением в вооруженные столкновения фактически всего населения соперничающих государств; способностью к полному уничтожению промышленного потенциала соперника. Указанные характерные особенности второго периода не могли не сказаться на сущности,
содержании правозащитной деятельности,
направленности института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан. Именно в этот период шло быстрое развитие тех составных частей института социально-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан,
которые выходили на трудовые, жилищные, имущественные правоотношения.
Третий период становления института социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в основе своей зависел от социальных преобразований, происходивших в социалистических государствах и в значительной степени обязывавших соответствующие инстанции в капиталистических государствах не доводить своих граждан до социальных бунтов, делиться с ними результатами их же труда. Одновременно следует подчеркнуть, что уровень социально-правовой обеспеченности граждан государств социалистической системы, конечно, желал быть гораздо лучше, хотя по сравнению с нынешним периодом о том уровне социально-правовой защиты
населения остается лишь мечтать подавляющему большинству граждан не только
Российской
Федерации.
Зарубежный опыт деятельности правозащитных органов и организаций также показывает, что там она чаще всего направлена не на последствия, а на вскрытие причин того или иного негативного явления и поиск кардинальных путей их ликвидации. Пример тому — общественная правозащитная организация
«Гринпис», международная организация ученых за запрещение ядерного оружия
«Иоланта» и множество других, деятельность которых направлена на предотвращение катастрофы в мировом и региональном масштабах.
История становления правозащитной деятельности в России и за рубежом свидетельствует, что она во многом предопределена традициями, обычаями,
особенностями взаимоотношений, веками складывавшихся между народами,
нациями, населявшими то или иное государство, тот или иной континент.
Современная Россия имеет в этой области значительные отличия, традиции, учет которых крайне необходим, так как они не могут быть подменены чужими.
Безусловно, отдельные элементы, имеющие сходство, нужно и должно после проб брать на вооружение, но не бездумно насаждать, как это делается у нас в настоящее время.
БИЛЕТ 9. Международно-правовые правозащитные нормы, их место и роль
в
механизме
правозащитной
деятельности
прокуратуры
РФ.
Говоря о международных правовых актах, следует отметить как двусторонние,
так и многосторонние из них. Среди важнейших для Генеральной прокуратуры
РФ можно назвать, например, следующие многосторонние договоры:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря
1948
г.).
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
-
Конвенция о
статусе беженцев от
28
июля
1951
г.
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. с Дополнительными протоколами к
ней.
- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от
Российской
Федерации.
Зарубежный опыт деятельности правозащитных органов и организаций также показывает, что там она чаще всего направлена не на последствия, а на вскрытие причин того или иного негативного явления и поиск кардинальных путей их ликвидации. Пример тому — общественная правозащитная организация
«Гринпис», международная организация ученых за запрещение ядерного оружия
«Иоланта» и множество других, деятельность которых направлена на предотвращение катастрофы в мировом и региональном масштабах.
История становления правозащитной деятельности в России и за рубежом свидетельствует, что она во многом предопределена традициями, обычаями,
особенностями взаимоотношений, веками складывавшихся между народами,
нациями, населявшими то или иное государство, тот или иной континент.
Современная Россия имеет в этой области значительные отличия, традиции, учет которых крайне необходим, так как они не могут быть подменены чужими.
Безусловно, отдельные элементы, имеющие сходство, нужно и должно после проб брать на вооружение, но не бездумно насаждать, как это делается у нас в настоящее время.
БИЛЕТ 9. Международно-правовые правозащитные нормы, их место и роль
в
механизме
правозащитной
деятельности
прокуратуры
РФ.
Говоря о международных правовых актах, следует отметить как двусторонние,
так и многосторонние из них. Среди важнейших для Генеральной прокуратуры
РФ можно назвать, например, следующие многосторонние договоры:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря
1948
г.).
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
-
Конвенция о
статусе беженцев от
28
июля
1951
г.
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. с Дополнительными протоколами к
ней.
- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от
20
апреля
1959
г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966
г.
- Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ от
20
декабря
1988
г.
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (заключена в рамках СНГ) с
Дополнительными протоколами к
ней.
- Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15
ноября
2000
г.
-
Конвенция
ООН
против коррупции от
31
октября
2003
г.
- и многие другие (более полный перечень приведен в §4.4 настоящего пособия).
Двусторонние договоры (с участием Генеральной прокуратуры РФ)
многочисленны и
разнообразны:
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии (Москва, 1 октября
2008
г.);
- Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой
Российской Федерации и Прокуратурой Азербайджанской Республики от 24
июня
2019
г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения (Ереван, 22
сентября
2006
г.);
- Меморандум о приоритетных направлениях сотрудничества между
Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой
Республики Армения на 2021 – 2025 годы от 3 июня 2021 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Аргентинской Республики (Буэнос-
Айрес,
24
апреля
2008
г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Прокуратурой Республики Беларусь (Москва, 27 апреля 2009 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Белиза от 13 мая 2021 г.;
-
Двусторонние
(с участием
Генеральной прокуратуры
РФ):
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Абхазии (Москва, 1 октября
2008
г.);
- Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой
Российской Федерации и Прокуратурой Азербайджанской Республики от 24
июня
2019
г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Армения (Ереван, 22
сентября
2006
г.);
- Меморандум о приоритетных направлениях сотрудничества между
Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой
Республики Армения на 2021 – 2025 годы от 3 июня 2021 г.;
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Аргентинской Республики (Буэнос-
Айрес,
24
апреля
2008
г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Прокуратурой Республики Беларусь (Москва, 27 апреля 2009 г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Белиза от 13 мая 2021 г.;
- Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между
Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой
Королевства
Дания
(Москва,
5
мая
2008
г.);
- Совместное заявление о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой
Российской Федерации и Федеральным Министерством юстиции Федеративной
Республики
Германия
(Санкт-Петербург,
6
июня
2007
г.);
- Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Республики
Индонезии от
3
октября
2018
г.;
- Меморандум о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Национальным Управлением Италии по борьбе с мафией (Москва,