Файл: Билеты правозащиткабиле понятие правозащитной деятельности прокуратуры рф и её.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
мая
2002
г.);
- Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между
Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Государственной
Генеральной прокуратурой Королевства Испания (Мадрид, 3 марта 2009 г.);
- Соглашение между прокуратурой Российской Федерации и прокуратурой
Республики Казахстан о сотрудничестве в вопросах повышения квалификации кадров, научно-исследовательской и учебно-методической работы (Москва, 10
июня
1994
г.);
- Соглашение о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской
Федерации и Генеральной прокуратурой Республики Казахстан от 23 июня 2009
г.;
и др.
БИЛЕТ 10. Правозащитная деятельность прокуратуры в Российской
Федерации
в
60-х
гг.
ХIХ
В.
-
середина
XX
в.
Начиная с 1802 года, генерал-прокурор мог быть и министром юстиции.
Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной". Это означало, что прокуроры как государственные обвинители стали выполнять правозащитную функцию в судах при рассмотрении последними уголовных дел.
В 1867 году была создана военная прокуратура в соответствии с военно- судебным уставом. По сути, - это был второй прототип специализированной прокуратуры, которая действует в России до настоящего времени, - системы военных прокуратур.
В результате реформ возникли и существовали две системы прокуратур:
прокуратуры судов и губернские прокуратуры. Последние не осуществляли обвинительную функцию, но имели широкие полномочия при осуществлении надзора за исполнением законодательства, соблюдением прав и свобод человека и
гражданина.
Прокуратура в
20-м веке.
После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы и перестали существовать на основании Декрета о суде от 24 ноября 1917 г. № 1.
28 мая 1922 года было принято «Положение о прокурорском надзоре». По нему в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная
Прокуратура,
которая осуществляла следующие функции:
1) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти,
хозяйственных учреждений,
общественных,
частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
2) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов
Государственного
Политического
Управления;
3)
поддержание обвинения на суде;
4) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР.
Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
То есть после учреждения данного органа, действовали 2 системы,
организационно не связанные между собой: данная прокуратура и прокуратуры союзных республик.
20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР, на которую возлагались:
- надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства
Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и
местных органов власти;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории
Союза
ССР;
- надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно- трудовых учреждений;
- общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.
Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946г. Прокурору СССР
присвоено наименование
Генеральный прокурор
СССР.
30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Примерно такое же построение имеет прокуратура и сейчас в соответствии со ст.
129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 года. № 2202-1 (с послед.
изм.
и доп.).
Таким образом, заключим, что правозащитная деятельность прокуратуры РФ в своём развитии прошла немалый исторический путь, но всегда стояла и стоит на страже закона, прав и свобод человека и гражданина.
БИЛЕТ 11.
Соотношение
правозащитной
и
правоохранительной
деятельности.
Правоохранительная деятельность – это вид юридической деятельности по охране права, обеспечению законности и правопорядка, связанный с профилактикой и предупреждением правонарушений, не исключающий применение юридических санкций.
Правозащитная деятельность – это самостоятельный вид юридической деятельности, направленный на положительное изменение ситуации с нарушением прав человека, в ходе которой могут быть реализованы меры защиты. Несмотря на самостоятельный характер каждой категории, понятия защиты права и охраны прав, свобод и законных интересов взаимосвязаны.
Прежде всего, это выражается в том, что на практике правозащитные отношения порождают возникновение правоотношений правоохранительного характера. К
примеру, вышестоящая судебная инстанция, проверяя доводы, изложенные в жалобе стороны по поводу неправомерного поведения судьи в ходе процесса,
может отменить несправедливый и незаконный обвинительный приговор и применить к судье соответствующие меры юридической ответственности. Таким образом, правоохранительная деятельность как элемент правоохранительной системы необходимо понимать особый вид государственной или санкционированной государством юридической деятельности, осуществляющий охрану права, обеспечение законности и правопорядка, защиту прав с помощью предупреждения его нарушений, применения юридических мер воздействия при неуклонном соблюдении установленного порядка. Однако существующее в юридической науке расхождение во мнениях по поводу понятий «охрана прав человека», «защита прав человека», «правоприменительная деятельность»,
«правоохранительная деятельность» свидетельствует о наличии сложной научной проблемы, требующей самостоятельного глубокого осмысления и решения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
БИЛЕТ 12. Основные особенности (характерные уникальные черты)
правозащитной деятельности прокуратуры РФ, отличающие её от
правозащитной деятельности других государственных органов в России.
Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.
Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет,
структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа,
являются ее функции.
В Законе о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции.
Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности,
который предопределяется социальным предназначением прокуратуры,
выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения,
направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы,
характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.
Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций.
Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1
Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.),
надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К
числу таких подфункций относятся:
-надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения,
направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы,
характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.
Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций.
Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1
Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.),
надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К
числу таких подфункций относятся:
-надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД,
дознание и предварительное следствие;
-надзор за исполнением законов судебными приставами;
-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.
Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений,
их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В
некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).
БИЛЕТ 13.Соотношение
Правозащитная
деятельность
прокуратуры
и Уполномоченного по правам человека в Российской̆ Федерации
-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД,
дознание и предварительное следствие;
-надзор за исполнением законов судебными приставами;
-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,
исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.
Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений,
их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В
некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).
БИЛЕТ 13.Соотношение
Правозащитная
деятельность
прокуратуры
и Уполномоченного по правам человека в Российской̆ Федерации
Соотношение прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации п редставляет собой согласованную деятельность, направленную на достижение единых целей и объединяющую использование имеющихся у них информационных, правовых, научных и организационных ресурсов в планировании и реализации совместных мероприятий.
Рассматривая вопросы взаимодействия прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, следует иметь в виду, что первый институт в силу характера своих функций осуществляет от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации,
составляет единую централизованную систему, имеет достаточную техническую оснащенность и многочисленный штат хорошо подготовленных,
высококвалифицированных работников. Это позволяет рассматривать органы прокуратуры как систему, способную эффективно выявлять правонарушения,
пресекать их, принимать необходимые меры воздействия на правонарушителей.
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации предопределяет последовательное разрешение следующих
задач: оперативное выявление правонарушений; эффективная реализация системы комплексных мер по пресечению установленных отклонений от требований закона; предупреждение и профилактика любых антиобщественных действий и антиобщественного поведения; повышение осведомленности населения и органов власти о характере и специфике правозащитной деятельности прокуратуры и Уполномоченного.
Эффективное взаимодействие позволяет им формировать информационную базу о состоянии соблюдения и исполнения законодательства и мерах,
предпринимаемых указанными субъектами по устранению и предупреждению правонарушений; действовать согласованно как на стадии планирования, так и в процессе исполнения плановых мероприятий, своевременно корректировать планы работы; избегать дублирования в работе, проведении мероприятий, уже выполненных другим органом; повышать качество и эффективность контрольно- надзорных и иных действий (мероприятий), например, более полно
устанавливать причины и условия, способствующие совершению правонарушений; повышать профессиональный уровень своих сотрудников посредством совершенствования их знаний в сфере правозащитной деятельности и личной правовой культуры; достигать большей открытости, доверительности между работниками органов прокуратуры и представителями гражданского общества.
БИЛЕТ 14. Принцип независимости в деятельности органов прокуратуры
при реализации правозащитной деятельности.
Принцип независимости — это принцип организации и деятельности прокуратуры, означающий, что в своей деятельности прокуроры реализуют предоставленные им полномочия независимо от каких бы то ни было физических и юридических лиц, основываясь на убеждениях, вытекающих из четкого знания закона и конкретно складывающейся оперативной обстановки.
Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае,
если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от органов государственного управления и других органов.
Независимость органов прокуратуры обеспечивается их организационным построением; порядком формирования органов; установленной в них подчиненностью и подотчетностью; порядком материально-технического обеспечения органов прокуратуры;
относительно высоким уровнем материального и социального обеспечения прокурорских работников; особым порядком привлечения прокуроров к административной и уголовной ответственности; невозможностью для прокуроров совмещать свою работу с иной оплачиваемой и безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской,
научной или творческой; невозможностью для прокуроров быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления.
БИЛЕТ 14. Принцип независимости в деятельности органов прокуратуры
при реализации правозащитной деятельности.
Принцип независимости — это принцип организации и деятельности прокуратуры, означающий, что в своей деятельности прокуроры реализуют предоставленные им полномочия независимо от каких бы то ни было физических и юридических лиц, основываясь на убеждениях, вытекающих из четкого знания закона и конкретно складывающейся оперативной обстановки.
Прокуратура может обеспечить точное исполнение законов только в том случае,
если прокуроры реализуют свои полномочия независимо от органов государственного управления и других органов.
Независимость органов прокуратуры обеспечивается их организационным построением; порядком формирования органов; установленной в них подчиненностью и подотчетностью; порядком материально-технического обеспечения органов прокуратуры;
относительно высоким уровнем материального и социального обеспечения прокурорских работников; особым порядком привлечения прокуроров к административной и уголовной ответственности; невозможностью для прокуроров совмещать свою работу с иной оплачиваемой и безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской,
научной или творческой; невозможностью для прокуроров быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Гарантией реализации принципа независимости является Закон о прокуратуре,
который закрепляет недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять па принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность,
в том числе и уголовную
Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Вместе с тем свои организационные мероприятия по укреплению законности,
предупреждению правонарушений и в особенности преступлений прокуроры осуществляют в тесном контакте с представительными и исполнительными органами, органами контроля (надзора), правоохранительными органами,
общественными объединениями.
БИЛЕТ 15. Принцип законности в деятельности органов прокуратуры при
реализации правозащитной деятельности.
Принцип законности — это всеобщий принцип, но для прокуратуры он имеет особое значение. Законность составляет предмет прокурорского надзора. На обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность органов прокуратуры. Это главная цель организации и деятельности органов и учреждений прокуратуры РФ.
Этот принцип определяет систему функций прокуратуры, выделяя в качестве главной функцию надзора. Поэтому, осуществляя от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов,
действующих на территории России, а также выполняя иные функции,