Файл: 1. Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе. Насколько вы согласны с данным утверждением Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 3475
Скачиваний: 57
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Участники II Съезда также приняли совместную декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп предотвращать конфликты на почве культурных и религиозных различий.
В центре обсуждения III Съезда лидеров мировых и традиционных религий, состоявшегося в июле 2009 года, была тема «Роль религиозных лидеров в построении мира терпимости, взаимного уважения и сотрудничества», где были внесены определенные изменения в формат конгресса. На данном Съезде нововведениями стали секционные заседания.
По завершению мероприятия был принят итоговый совместный документ, призывающий мировое сообщество постоянно поддерживать и продвигать усилия религиозных лидеров и организаций по установлению плодотворного межрелигиозного диалога, способствовать поддержанию диалога религий и цивилизаций.
Итогом съезда стало внесение предложения о создании Совета религиозных лидеров для обеспечения диалога и сотрудничества с другими международными организациями.
28.
«Шежире является объединяющим фактором родоплеменной организации казахского общества». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
Не имея письменности, казахи могли передавать свою историю только устно, в виде Шежире, от поколения к поколению и довести до наших дней. Шежире - это история о происхождении племен и родов казахского народа. Но Шежире - это забота о чистоте нации, сохранении генофонда, предостережение от кровосмешения. Знание Шежире - это знание не только некоей структуры, генеалогического древа, а познание истории, культуры. Шежире - генеалогическая родословная (генеалогическое древо) казахов, представляющая собой устное или письменное перечисление предков по мужской линии, сопровождаемое генеалогическими преданиями. Краткая форма
шежире называется "Жеті Ата" ("семь предков").Традиция шежире в духовной культуре казахов, как и других тюр-ко-монгольских этносов, связана с устной исторической традицией. Ее
создателями и носителями были шежиреши (шежірешілер) - люди,
обладавшие великолепной памятью, способной хранить большой объем устной информации. Это были народные историки-сказители, знатоки исторического фольклора.Родоплеменная организация - характерная черта кочевого общества. Родоплеменная организация с традицией генеалогического древа присуща любому кочевому обществу. Деление на роды и племена играет важную роль в общественной жизни кочевников. Роды и племена - это патронимии, т. е. группы, имеющие общего предка по мужской линии.
Шежире представляет собой вертикаль, уходящую вглубь до тридцати и более поколений, строго по патрилинейному принципу, от сына к отцу.
Все перечисленные особенно-сти кочевой родоплеменной организации имелись у казахов. Каждый казах был членом определенного патрилинейного (отцовского) рода (ру), входившего в племя (тайпа), объединявшее несколько родов.
29. Ш. Валиханов был первым казахским ученым, который оставил значительный след в истории культуры и науки Казахстана. Он был первым казахом, который осознал важность образования и знаний для развития своей страны. Высокую оценку в научном мире получил труд «О состоянии Алтышара». Работы: «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о киргизах», киргизкий эпос «Манас», «Аблай», «Казахская родослов ная», «О мусульманстве в Степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевках казахов» и др. Научное наследие послужило основой для глубокого изучения истории, этнографии казахского народа. Своим творчеством Ш. Уалиханов внес огромным вклад в исследо вание жизни целого ряда народов Централь ной Азии, заслужив мировое признание. Вследствие социально- экономической отсталости Казахстана Шокан Влиханов не мог полностью принять программу русских революционеров-демократов и подняться до признания идей крестьянской революции.
30.
Используя данную инфографику и исторические знания, объясните роль долгосрочных стратегий в развитии экономики независимого Казахстана.
«Стратегия “Казахстан-2030” (1997). Принятие Стратегии стало отправной точкой в движении Казахстана к построению процветающего государства. В программе были изложены долгосрочные цели: 1) национальная безопасность; 2) внутриполитическая стабильность;
3) экономический рост на основе развитой рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;
4) здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана;
5) энергетические ресурсы;
6) инфраструктура;
7) профессиональное государство
Благодаря проведению реформ, созданию благоприятного инвестиционного климата, обеспечению стабильности в обществе Казахстан обеспечил высокие темпы экономического роста.
Практическое выполнение Стратегической программы “Казахстан-2030” определило достижения, способствующие движению Казахстана.
Благодаря данной стратегии Казахстан стал выбираться в лидирующие места по различным отраслям.
31.
В 1993 году по инициативе Первого Президента РК Н.А. Назарбаева была учреждена международная стипендия «Болашак». Впервые в истории государства постсоветского пространства талантливой молодежи была предоставлена возможность получать качественное образование за рубежом за счет государства.Разработана договорная база, в соответствии с которой стипендиаты обязуются отработать в течение пяти лет по возвращении в страну.Значительная часть «болашаковцев» обучалась на английском языке, выбор которого был продиктован его возрастающим
значением во всем мире.В 2014 году в Майами (США) международная стипендия
«Болашак» была признана лучшей стипендиальной программой на VIII Международной конференции Going Global. K 2020 году по программе «Болашак» было присуждено около 14 тысяч сту. пендий. Она стала своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации молодежи.
Выпускники международной стипендии «Болашак» прини.
маются на работу вне конкурса. Они заняты в государственном и частном секторах, в отечественных, международных и неправительственных организациях. «Болашаковцы» оказывают заметное влияние на создание положительного имиджа республики за
ее пределами. этот проект стал эффективным механизмом формирования новой национальной интеллектуальной элиты.
главной религией тюрков было тенгрианство
(тенгризм) - поклонение обожествленному Небу - Тенгри (каз. Тацір).
Культ Тенгри был присущ практически всем тюрко-монгольским народам. Тенгрианство было государственной религией в тюркских каганатах. По представлениям тенгрианцев, Вселенная делится на Верхний, Средний и Нижний миры. Тенгри является владыкой Верхнего мира и распоряжается всем происходящим в мире, включая судьбы людей.
Древние тюрки почитали символы и ипостаси Неба - Солнце, Луну, гром, высокие деревья и т. п. Супруга Тенгри, богиня плодородия Умай, олицетворяет собой женское начало и материнство. В основе поклонения этому божеству - языческий культ у матери-природы.
Главным божеством Среднего мира является священная Земля-Вода (каз. Жер-Су). Владыкой Нижнего мира у древних тюрков был Эрклиг, распоряжающийся смертью людей. Поклонение этим трем божествам составляет суть тенгрианства. Как и все тюрки, казахи верили в существование особой энергии или божественной благодати (кут), дарованной богами. По мере проникновения ислама в Степь, тенгрианство растворялось в нем, придавая "казахскому исламу" определенную специфику.
С индоевропейцами, а конкретно с индоиранцами (ариями), связывают хорошо изученную эпоху бронзы, время андроновской культурной общности. Гипотеза об индоиранском происхождении андроновцев подтверждается письменными (Авеста, Ригведа и другие Веды) и лингвистическими данными.
Для этнической истории важно упоминание в Авесте племен - туров, хьона, даха, дана, сайрима, саина. Нельзя напрямую отождествлять эти племена с андроновскими культурами, однако этноним даха встречается впоследствии у сакских племен, а туры и их страна Туран стали важ-ной частью иранского эпоса'. Арийская общность была неоднородной: в Ведах распространены сказания о борьбе давов и асуров, за которыми видят индоариев и иранцев. По данным лингвистики, распад арийской общности на индоариев и иранцев произошел в эпоху ранней бронзы.
на тюркском этапе этногенеза казахов (VI-XIII вв.) тюркские племена, волнами проникая на территорию Казахстана и ассимилируя автохтонное население, полностью преобразили этническую картину казахстанской Степи. При том, что цивилизационная основа - кочевое скотоводство и кочевая культура - осталась прежней, в этническом отношении кочевой мир Степи стал совершенно другим: тюркским. Особенно большой вклад в этногенез казахов на этом этапе внесли тюрки-кыпчаки.
на монгольском этапе этногенеза казахов в него влились монгольские компоненты, которые были быстро тюркизированы. Тюрко-монгольские государства, образовавшиеся после распада Улуса Джучи и Золотой Орды, способствовали консолидации племен и сложению тюркских этносов, включая казахский.Отдельные части племен в результате миграций попали в состав разных государств и, как следствие, этносов. В результате многовекового этнического процесса в первой половине XV в. сложился казахский этнос, основу которого составили степные племена Восточного Дешт-и Кыпчака, а также Могулистана и Ногайской орды.
1)Модернизация в сфере искусства привела к появлению у казахов профессионального театра, новых форм музыкального искусства (симфоническая и камерная музыка, опера, балет), живописи и скульптуры. Казахский драматический театр открылся в 1926 г. в Кзыл-Орде (с 1928 г. в Алма-Ате) постановкой трагедии М. Ауэзова "Енлик-Кебек".
В 30-е годы XX в. в республике появилось еще несколько театров.
2)Основоположником казахского изобразительного искусства был
А. Кастеев, именем которого в настоящее время назван Государственный музей искусств Казахстана в Алматы.
3)В 1934 г. была поставлена первая казах-ская опера "Кыз-Жибек" (композитор
Е. Брусиловский). Это был музыкаль-
но-сценический синтез казахской и европейской традиций. Смотром казахской советской культуры стала в 1936 г. декада казахского искусства и литературы в Москве, где были показаны оперы "Кыз-Жибек" и "Жалбыр". Партию Кыз-Жибек исполнила выдающаяся казахская певица Куляш Байсеитова, прозванная "казахским соловьем".
4)на "Казахфильме" были сняты любимые несколькими поколениями зрителей ленты:Ш. Айманова "Девушка-джи-гит", "Наш милый доктор" и "Ангел в тюбетейке", эпический фильм
"Кыз-Жибек" (реж. С.-А. Ходжиков), остросюжетные фильмы с
А. Ашимовым "Конец атамана" (реж. Ш. Айманов) и "Транссибирский экспресс" (реж. Э. Уразбаев), драма "Лютый" (по рассказу М. Ауэзова, реж. Т. Океев), фильмы для детей А. Карсакбаева "Меня зовут Кожа" и "Алпамыс идет в школу".
модернизация нашла отражение в сфере духовной
культуры, где произошли кардинальные изменения.
После обретения Казахстаном независимости появились проблемы в сфере отечественной науки. Согласно Указу Первого Президента РК Н.А. Назар-баева в 2003 году Национальная Академия наук была лишена государственного статуса и стала общественной организацией, а некоторые научно-исследовательские институты перешли в ведение Министерства образования и науки республики, многие из них сократили свои штаты. Основные НИИ находятся в Алматы.
В то же время есть и оял позитивных моментов. Руководством страны взят курс на увеличение расходов на науку и образование до 5% от ВВП. Разработаны и апробированы новые правила отбора в магистратуру и докторантуру. При Министерстве образования и науки РК создан Совет молодых ученых. С 2019 года введен конкурс на грантовое финансирование молодых ученых. С 2020 года конкурс научных проектов и программ проводится ежегодно.