Файл: 1. Технологический прием вспашка. 4 Отвальная вспашка. Агротехнические требования. 7.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
a) освобождение поля от препятствий, мешающих нормальной работе агрегатов;
б) выбор способа и направления движения агрегатов;
в) разметку поля - провешивание границ и середин загонов, границ поворотных полос, контрольных линий и линий первого прохода;
г) разбивку поля - прокладку контрольных линий на границах поворотных полос и образование свальных гребней;
Подготовка поля ведется, как правило, специально выделенными исполнителями под руководством агронома бригады (отделения). Поля небольших размеров могут быть подготовлены персоналом, обслуживающим пахотный агрегат.
Для разбивки полей на загоны и прокладки первых борозд должны назначаться наиболее опытные механизаторы.
Освобождение полей от препятствий.
Выбор направления и способа движения агрегатов, определение ширины загонов и поворотных полос
1. Направление вспашки выбирают поперек предыдущей вспашки, таким образом каждый год его меняют.
2. На вытянутых полях малых размеров в течение ряда лет допускается вспашка в направлении более длинного гона.
3. При обработке склоновых участков направление вспашки в целях борьбы с водной эрозией должно быть поперек склонов.
4. Способы движения агрегатов выбирают с учетом постоянных показателей полей (площади, длины гона, конфигурации, рельефа), технических характеристик агрегатов и требований агротехники.
Используют следующие способы движения агрегата при вспашке:
петлевой (всвал и вразвал), петлевой с чередованием загонов (рис.2.4) и беспетлевой комбинированный.
Первый способ наиболее простой и применяется на участках небольшой площади, при втором получается почти вдвое меньше свальных гребней и развальных борозд, при третьем – повышается производительность агрегата и снижается гектарный расход топлива.
1.4. Работа агрегата в загоне.
Для сокращения количества развальных полос ширина загонов должна быть оптимальной. Она зависит от длины гона и ширины захвата агрегата (таблица 2). При этом получается минимальное количество гребней.
Таблица 2. Оптимальная ширина загонов в зависимости от длины гона и состава агрегатов.
Выбор ширины поворотной полосы
Выбор ширины поворотных полос определяется двумя условиями: возможностью поворота агрегата и необходимость обработки их этим же агрегатом. Наименьшая ширина поворотной полосы, определяемая кинематикой агрегата, зависит от формы поворота (беспетлевой, открытая петля, закрытая петля, петля с задним ходом и т. д.) вычисляется по формулам:
E=3R+L(при петлевых поворотах); (1)
E=15R+L(при беспетлевых поворотах), (2)
где R- радиус поворота, м;
L- длина выезда агрегата, м;
Е- ширина поворотной полосы, м.
L=0,5L (3)
где 4- кинематическая длина агрегата, м. Ширина поворотной полосы должна быть кратна ширине захвата агрегата (для навесных плугов-15 м; для полунавесных: 5-6 корпусных -до 20 м; 8-9-корпусных-25 м). При этом всегда учитывают количество проходов агрегата по поворотной полосе при ее вспашке.
Борозды для отметки поворотных полос пропахивают обычно на глубину 8-12 см с отваливанием пластов на поворотную полосу, чтоб они смягчили удар лемехов о землю при опускании плугов и обеспечили заглубление корпусов.
Разбивка поля на загоны.
Разбивка поля на загоны зависит от принятого способа вспашки.
При вспашке поля загонным способом вначале отмеряется поворотная полоса с двух сторон, но может отмеряться и со всех четырех сторон поля. Это позволяет при окончании вспашки обрабатывать поворотные полосы круговым способом, без развальных борозд. Чтобы сократить проходы агрегата по вешкам, при разбивке поля на загоны устанавливают первую вешку на расстоянии, равном половине принятой ширины загона. Граница поля с учетом двойной ширины загона от первой вешки (рисунок 3).
Рис. 3 - Разбивка поля на загоны: I - Ш - загоны; С - ширина загона; E - ширина поворотной полосы
Чтобы обеспечить прямолинейную прокладку первых борозд в загоне, начало размерной полосы первого прохода отмечают короткими колышками (0,4-0,5 м), а на противоположном конце поля устанавливают хорошо видимую вешку. Если поле длинное и имеет повороты, то ставят промежуточные вешки. Тракторист должен видеть две вешки одновременно и вести трактор так, чтобы все видимые вешки находились в створе. При разбивке поля на загоны свальные гребни вспахивают одним из двух способов: отпашке за три прохода и вспашке вразвал за четыре прохода.
При отправке за три прохода (рисунок 4) для первой борозды плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний пахал на всю глубину. Трактор ведут по полосе, вспаханной за первый проход, смещая плуг на один корпус в сторону поля, чтобы частично засыпать борозду, открытую при первом проходе, т. е. окончательно засыпают первую борозду и образуется скальный гребень.
При вспашке вразвал за четыре прохода (рисунок 5) развальную борозду прокладывают за два прохода. Для первого прохода плуг устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности почвы, а последний вспахивал борозду глубиной 10-12 см.
Рис. 4
Рис. 5
При втором проходе пашут вразвал, заглубив на 3-4 см последний корпус. Затем плуг устанавливают на полную глубину пахоты всем корпусами и выполняют третий и четвертый проходы. Агрегат ведут как при обычной пахоте, чтобы за два прохода засыпать развальную борозду, образовав свальный гребень.
1.5. Контроль качества пахоты
Показатели качества регламентируют основные требования к тому или иному технологическому приему для того, чтобы обеспечить выполнение агротехнических требований.
Качество вспашки определяют по следующим показателям: глубине, выравненности и гребнистости поверхности поля. Дополнительно определяют степень рыхлости или вспушенность поля, глыбистость, степень и глубину заделки дернины, жнивья, сорняков и удобрений, отсутствие огрехов и недопаханных концов. Начало, глубину и продолжительность вспашки устанавливает агроном хозяйства, учитывая физическую спелость почвы, мощность пахотного слоя, особенности возделываемой культуры и засоренность поля.
Качество вспашки зависит от правильного выбора почвообрабатывающего орудия, укомплектования его нужными для данных условий рабочими органами. Вспашка целесообразна на полях, которые были заняты зерновыми культурами, при наличии высокой, пораженной болезнями стерни, неубранной соломы, при сильном засорении сорняками, при внесении минеральных или органических удобрений и известковании.
Вспашку следует начинать сразу после уборки главной культуры или после предварительного лущения, чтобы потери оставшейся в почве влаги были минимальными. Как правило, ее выполняют когда почва хорошо крошится и рыхлится. То есть в состоянии физической спелости почвы, которая составляет для глинистой - от 50 до 65, суглинистой почвы от 40 до 70% наименьшей влагоемкости (НВ).
Отвальную вспашку (кроме перепашки зяби, пара и запашки органических удобрений) выполняют плугами общего назначения с предплужниками.
Опавшие на поверхность поля семена сорняков глубоко заделываются в почву и не всходят, это уменьшает засоренность полей в 3 - 4 раза. Хорошая заделка растительных остатков и семян сорняков позволяет отказаться в ряде случаев от применения дорогостоящих гербицидов. Энергетические суммарные затраты за ротацию снижаются в 1,5 раза, общая продуктивность севооборота возрастает на 20 - 30%.
Глубину вспашки выбирают с учетом особенностей возделываемой культуры и конкретных условий поля. Наиболее распространена вспашка на глубину 20 - 22 см. В большинстве случаев наиболее эффективна разноглубинная вспашка, при которой устраняется плужная подошва. В условиях достаточного увлажнения
Вспашку проводят по возможности поперек или под углом к предыдущей обработке поля, а на склонах - только поперек. Рабочие органы с приспособлениями не должны залипать и забиваться при влажности почвы до 75% HВ.
Поле разбивается на загонки, ширина которых должна быть кратной ширине захвата пахотного агрегата, а отношение ширины к длине гона усредненно можно принять как 1:10. Первая борозда при вспашке всвал должна быть пройдена по вешкам, а при вспашке вразвал - по вешкам с обеих сторон загонки. Борозды должны быть прямолинейными. Для уменьшения числа свальных гребней и разъемных борозд следует пахать нечетные всвал, четные - вразвал.
После окончания вспашки всех загонов выравнивают свальные гребни, заделывают развальные борозды, распахивают поворотные полосы вкруговую без развальных борозд и свальных гребней.
2. Подбор трактора, устройство.
Трактор МТЗ-80 Беларусь
Конструкция трактора основана на полурамной конструкции, которая имеет несущие картеры узлов трансмиссии. Ходовая часть базируется на двух парах колёс. Передняя пара - ведомая и имеет меньшие размеры по сравнению с габаритами задней ведущей пары. Кабина его закрытая, и рассчитана на использование одним оператором. Он может комплектоваться набором из разных видов оборудования пневматического, гидравлического или электрического.
3. Охрана труда.
1.1. При вспашке почвы следует учитывать производственные факторы: следующие
- движущийся агрегат и его колеса;
- повышенная температура и влажность;
- запыленность воздуха.
1.2. К работе по обработки почвы допускаются:
- лица достигшие 18-тилетнего возраста;
- имеющие допуск к работе по результатам медицинского обследования;
- прошедшие вводный, первичный инструктажи по охране труда и противопожарный минимум, в дальнейшем повторный инструктаж по охране труда.
1.3. Работники обеспечиваются спецодеждой и спецобувью.
1.4. Перед началом сезона проведения вспашки рабочие органы плуга должны быть полностью отремонтированы, укомплектованы и проверены на готовность:
- проверить правильность сборки узлов машины;
- отрегулировать расположение рабочих органов для получения необходимого угла наклона;
- проверить в натуре глубину вспашки и оборот пласта.
1.5. На машинах должны быть краткие надписи, предупреждающие об опасности работы.
1.6. Основные узлы плуга и др. оборудования должны подвергаться ежегодно и перед началом эксплуатации освидетельствованию и гидравлическому испытанию при рабочем давлении с обстукиванием сварных швов. Результаты испытаний заносят в паспорт испытуемого оборудования.
1.7. Тракторный плуг агрегатируют с трактором марка которого отмечена в паспорте завода изготовителя плуга.
1.8. Трактор должен быть исправным кабина герметизирована.
1.9. Подготовку почвы (вспашку, рыхление, укатку) больших площадях необходимо производить механизированным способом.
1.10. При подготовке почвы мотоблоком или мини-трактором (далее
- мотоблок) в случае попадания плуга, фрезы на камни, корни и другие твердые предметы необходимо вывести из рабочего положения почвообрабатывающее орудие или выключить двигатель мотоблока.
1.11. При вспашке, рыхлении почвы мотоблоком следует руководствоваться инструкцией организации-изготовителя по эксплуатации мотоблока. Запрещается выполнять крутые повороты. При повороте должны быть выведены из рабочего положения почвообрабатывающие орудия и отключен вал отбора мощности.
1.12. При вспашке почвы запрещается посторонним лицам находиться ближе 15 м от места производства работ.
1.13. Очистку рабочих органов плуга, культиватора и других почвообрабатывающих орудий необходимо проводить специальными приспособлениями после полной остановки агрегата.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. Получить у руководителя работ задание ознакомиться с маршрутом движения к месту работы, рельефом поля, местом отдыха.
2.2. Перед началом работ га специальной площадке отрегулировать корпуса плуга.
2.3. Проверить техническое состояние трактора и плуга.
2.4. Прицепку плуга производить в следующем порядке: остановить трактор, затормозить его и выключить двигатель; установить соединительный штырь и надежно зафиксировать его.
2.5. Проверка герметичности соединений, регулировка рабочих органов.
Требования безопасности во время выполнения работы
3.1. Трогание и увеличение скорости движения производить плавно, избегая значительных отклонений.
3.2. Следить за герметичностью соединений шлангов гидравлической системы.
3.3. При выявлении неисправности остановить и затормозить агрегат, выключить двигатель трактора и доложить руководителю работ.