Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2045

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.В. Хуторской

СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА

Издание второе, переработанное

Москва «Высшая школа»

2007

УДК 373

ББК 74.202

Х98

Рецензенты:

Академик РАО, д-р психологических наук, проф., зав. лабораторией гуманной педагогики МУПУ Ш.А.Амонашвили; академик РАО, др. пед. наук, проф., зав. кафедрой, педагогики высшей школы МПГУ В.А.Сластенин.

Хуторской А.В.

Х 98 Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007.-639с.: ил.

ISBN 978-5-06-005706-5

В пособии излагаются новейшие достижения дидактики, направленные на развитие личности учащихся, их творческую самореализацию. Уделено внимание эвристическому обучению, использованию телекоммуникаций, современным формам и методам обучения. Книга построена на деятельностной основе: в нее включены блоки самоопределения, проблемы для дискуссий, творческие вопросы и упражнения, задания дидактического практикума.

Рассматриваемые подходы и методики универсальны, что позволяет использовать пособие в вузовских курсах дидактики и частных методик при подготовке педагогов разных специальностей.

Для студентов и преподавателей психолого-педагогических факультетов вузов и колледжей, слушателей системы повышения квалификации, учителей школ, лицеев, гимназий.

УДК 373

ББК 74.202

ISBN 978-5-06-005706-5 ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2007

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирования (воспроизведения) любым способом без согласия издательства запрещается.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годы дидактика претерпела существенные изменения, которые с усилением роли личности в образовании. Чтобы работать в современной школе нужно владеть дидактическими системами и технологиями, временно, передачу знаний, сколько на развитие личности учащихся их творческую самореализацию. Цель данного учебника - помочь учащихся, педагогу с интересом и творчески изучить курс современной дидактики (теории обучения).

Учебное пособие послужит хорошим подспорьем для повышения квалификации школьных и вузовских педагогов, поскольку позволит на практике ключевые особенности современной дидактики. Читатель будет не просто знакомиться с современными педагогическими достижениями, а осваивать их в собственной деятельности - вести дискуссии, предлагать пути решения дидактических проблем, моделировать учебные ситуации, разрабатывать и проводить творческие уроки. Для этого в учебник включены специальные интерактивные задания.


Для учителей, которые в свое время изучали традиционную классическую дидактику, этот учебник станет путеводителем по новшествам, которые произошли в теории и методике обучения за последние годы. Эти новшества относятся к человекосообразному типу образования, которое ставит целью реализацию заложенного в учениках потенциала, формирование ключевых компетенций, необходимых ему для успешной жизни и деятельности.

Достижением последних лет являются устойчивые педагогические тенденции - личностная ориентация образования; введение профильности, индивидуальных образовательных траекторий учащихся; эвристическая направленность обучения, создание учениками портфолио; информатизация учебного процесса, использование Интернет технологий и ресурсов. Эти тенденции внесли в дидактику новые понятия, принципы, формы и методы обучения. Например, понятие «индивидуальная образовательная траектория» заставило пересмотреть подходы к отбору содержания образования, технологиям обучения.

Есть и неоднозначно воспринимаемые обществом новшества - введение новых образовательных стандартов, единого государственного экзамена, 12-летней общеобразовательной школы. Педагогу нужны весомые теоретические основания для того, чтобы решать проблемы, возникающие в процессе модернизации образования.

Очевидно, что современная школа находится в стадии принципиальных преобразований, изменения целей, а может быть, и самого смысла образования. В Данной ситуации наличие современного учебника по дидактике, раскрывающего не только традиционную проблематику теории обучения, но и специфику работы школы завтрашнего дня, безусловно, является актуальным и своевременным.

Первое издание «Современной дидактики» вышло в 2001 г. и было хорошо принято педагогами, учеными, студентами. В то время оно оказалось первым учебником по дидактике, изданным в России за последние 15 лет. Кроме того, в книге был заложен необычный для классической дидактики подход — деятельностное освоение многовариантного представления теории обучения. Были обновлены и дополнены традиционные дидактические принципы, расширен взгляд на содержание и технологии образования, рассмотрены дидактические основы эвристического и дистанционного обучения. В результате книга получила высокую оценку профессионалов1.



Школа и наука меняются непрерывно. Пришла пора обновить содержание учебника, сделать «Современную дидактику» еще более современной. Новое издание учебника переработано, в него внесены коррективы, обновлено содержание. В то же время основные его позиции — человекообразующие — сохранены и развиты.

Каковы планируемые результаты изучения курса современной дидактики? Предлагаемый учебник позволяет:

— рассмотреть дидактику различных педагогических теорий, систем и технологий, самоопределиться по отношению к ним, выразив собственную позицию и личностно-актуальную образовательную проблематику;

— приобрести опыт эффективной педагогической деятельности с помощью ответов на дискуссионные вопросы, выполнения заданий из блоков самоопределения, разработки фрагментов уроков, открытых заданий, образовательных ситуаций и послесловий к материалам параграфов учебника;

— научиться создавать дидактические и методические разработки по обучению школьников и развитию их одаренности средствами общеобразовательных курсов;

— освоить формы и методы педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров; научиться моделировать уроки, вести их обсуждение и анализ, давать оценку и самооценку проводимым занятиям.

Содержание и структура учебника. Спецификой построения учебника является наличие в нем широкого спектра дидактических идей и систем. Дидактическая палитра, отраженная в данном учебнике, включает современные системы обучения, например, систему «погружения», дистанционное обучение с помощью сети Интернет. Вопросы, относящиеся к классической дидактике, рассматриваются с точки зрения педагогических достижений последних лет.

Многомерная педагогическая реальность не укладывается в единую мигювоззренческую схему и не может быть выражена каким-либо одним языком. Отсутствие общих оснований в дидактике не является ее недостатком. Напротив, это служит предпосылкой свободного выбора и самоопределения каждого студента в становлении его собственной педагогической позиции.

При всем многообразии имеющихся систем обучения основными критериями их отбора и рассмотрения в данном учебнике выступают природосообразность, личностная ориентация и творческое развитие детей. Эти позиции тесно взаимосвязаны и соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы.


Природосообразностъ обучения ориентирует педагога всякий раз искать опору для конструирования теории, технологии или практики обучения в самом ребенке, в его индивидуальных способностях и особенностях, обусловленных различными факторами — от врожденных задатков до влияния на него окружающей среды. Принцип природосообразности определяет критерием эффективности обучения естественное свободное развитие ученика, сохраняющего в школе свою самобытность в гармонии с окружающим миром.

Личностно-ориентированный подход предполагает усиление роли ученика в обучении, его деятельностную направленность. Цели, содержание, формы и методы обучения, контроль результатов и другие дидактические элементы рассматриваются с точки зрения учета интересов и склонностей ученика, предоставления ему возможности индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых курсов. Вектор личностной ориентации в данном случае направлен не на ученика, а от него.

Творческая продуктивность обучения. Обучение рассматривается как креативный процесс создания каждым учеником образовательной продукции в изучаемых учебных предметах. Ученик осваивает способы учебной деятельности, сопряженные с изучаемыми предметами, их разделами и темами. Креативность и продуктивность образования означают необходимость создания содержания, формируемого самим учеником в виде его творческой образовательной продукции. Данный тип обучения мы называем эвристическим. Включение в учебный процесс методов познания и преобразования мира, информационных технологий, целеполагания, планирования, рефлексии ведет к овладению учеником способами продуктивной деятельности.

Одна из задач учебника — аргументированная проблематизация ключевых дидактических вопросов. Чтобы вызвать эмоциональную реакцию читателя и помочь ему в личностном самоопределении, предлагаются различные, иногда противоположные дидактические позиции и подходы. В качестве зоны «педагогического разлома» для самоопределения выбран вечный спор между сторонниками образования как формирования человека и представителями природосообразной педагогики, в которой ученик подобен «семени неизвестного растения». Формировать или выращивать ученика? Иметь или быть в образовании? С предметом к ученику или с учеником к предмету? Эти вопросы позволяют создать пространство для самоопределения каждого, кто начинает осваивать науку обучения.


В учебник включены вопросы, посвященные философским и методологическим основам теории обучения, сущности образовательного процесса, анализу современных дидактических концепций, вопросам конструирования содержания образования; описанию образовательных технологий, форм, методов и средств обучения; диагностике и контролю результатов. Отдельные главы отведены творческому уроку и одному из перспективных педагогических направлений — дидактике дистанционного обучения.

Каждый параграф содержит несколько взаимосвязанных тематических блоков, выделенных подзаголовками. Совокупность таких блоков обозначает ключевую проблематику по теме параграфа. Для расширенного изучения темы в конце каждого параграфа приводится список дополнительной литературы.

В текст учебника включены вставки, относящиеся к определению основных понятий и дискуссионным проблемам, которые могут использоваться на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе с учебником.

В конце параграфов содержатся резюме, а также вопросы и упражнения, помогающие творческому переосмыслению изученного материала. Многие параграфы снабжены блоками самоопределения, в которых читателю предлагается познакомиться с альтернативными позициями по теме и сформулировать свои суждения.

Особенностью учебника является включение в него разделов дидактического практикума, охватывающего основные темы курса. Оригинальные задания креативного типа ориентируют читателя на собственную исследовательскую и проектную деятельность в области дидактики и ее практического применения.

Учебник соответствует действующим государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по педагогическим специальностям: ДПП.Ф.02 «Теория обучения», ОПД.Ф.02 «Педагогика». Изучаемые вопросы могут с успехом рассматриваться в вузовских курсах дидактики и частных методик при подготовке педагогов различных специальностей.'

Организация учебного процесса. В классическом педагогическом образовании традиционно преобладает лекционная сторона и недостаточно развита практическая составляющая.

В основе данного учебника лежит идея практического, продуктивного освоения дидактики, когда студенты самоопределяются по отношению к различным типам подходов к образованию человека и осуществляют собственную продуктивную дидактическую деятельность. Учебник выступает не только источником информации для усвоения, но и организатором творческого учебного процесса. В этом его отличие от многих аналогичных изданий. В книге содержится инструментарий, который позволяет организовать различные виды деятельности студента: выявление и активизацию личного педагогического опыта, проблематизацию рассматриваемых положений, самоопределение по