ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2055
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекции — 6 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.
Дидактические основы дистанционного обучения. Возможности дистанционного обучения. Понятие «дистанционное обучение». Интернет-образование. Виртуальное образование. Принципы дистанционного обучения. Типы дистанционного обучения. Школьный телекоммуникационный центр.
Разработка и проведение дистанционных занятий. Элементы дистанционных занятий. Средства дистанционных коммуникаций. Разработка дистанционного курса. Виды дистанционных занятий. Чат-занятия. Дистанционная конференция. Веб-занятие. Дистанционная олимпиада.
Тема 7. Творческий урок
Лекции — 8 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.
Эвристическое обучение. Метод Сократа. Дидактическая эвристика. Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающего. Эвристические способности. Эвристическая образовательная деятельность. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
Разработка творческого урока. Эвристическое обучение. Открытые задания. Задания когнитивного типа. Задания креативного типа. Задания оргдеятельностного типа. Как составить эвристическое задание. Типы творческих уроков. Планирование творческого урока. Фрагменты планов творческих уроков.
Образовательная ситуация. Что такое образовательная ситуация. Как возникает образовательная ситуация? Технология образовательной ситуации. Что делать учителю в образовательных ситуациях? Развитие образовательной ситуации. Ситуативное обучение. Внедрение творчества в обучение.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Продуктивная и деятельностная ориентация курса «Теория обучения» обусловливает проведение семинарских занятий в объеме не меньшем, чем отводится на проведение лекций.
Занятия на курсе рекомендуется организовывать в проектной форме, т. е. студентам изначально предлагается выбрать тему индивидуальной курсовой (дипломной) работы и разрабатывать ее в форме комплексного проекта по мере изучения программных вопросов. Предполагается, что студент не только разрабатывает, но и реализует свой проект в ходе изучения данного курса.
Технология организации семинарских занятий основана на индивидуально-групповой работе студентов, во время которой обсуждаются дискуссионные вопросы, демонстрируются и защищаются дидактические разработки студентов, моделируются и обсуждаются фрагменты уроков, осуществляется рефлексия деятельности.
Варианты комплектования рабочих групп студентов
1. Преподаватель записывает на доске 4—5 тем, по которым будет проведена работа групп. Например, это могут быть названия различных педагогических систем: Школа диалога культур, Школа свободного развития и др. Затем студентам (каждому) предлагается выбрать для себя одну из тем, по которой они хотят работать на семинаре. Студенты обозначают тему и делятся на соответствующие группы, которые собираются непосредственно в аудитории. Группа начинает свою работу в любом количественном составе, допускается также индивидуальная работа по выбранной теме. Если одну тему выбирают более семи человек, то группа разбивается на две части. Некоторые темы могут быть не выбраны студентами, что является поводом для анализа данной ситуации педагогом.
2. Группы создаются на основе предварительно выполненных студентами домашних разработок. Например, в одну группу входят студенты, которые разработали открытые эвристические задания одного из видов: когнитивные, креативные или оргдеятельностные. Каждая группа заслушивает разработки всех ее участников, обсуждает их содержание, выбирает и дорабатывает лучшую из них, чтобы выступить с ней перед всей аудиторией.
3. Группы образовываются на основе уже существующего расположения студентов в аудитории, например, по 2-4 человека, которые сидят рядом. Затем каждая группа выбирает для работы одну из тем (проблем), обозначенных педагогом. Такой способ применяется в тех случаях, когда студенты не выполняли предварительной проработки темы.
4. Особым образом комплектуются группы во время контрольно-оценочных занятий — при необходимости оценки индивидуальных или групповых разработок. От каждой рабочей группы выделяются представители, которые входят в специальную контрольную группу. С ними педагог проводит краткий инструктаж, предлагает установить критерии оценки, типы вопросов, которые группа будет задавать выступающим, составляется оценочная таблица. После каждого выступления контрольная группа задает вопросы и выступает с анализом ответа и обоснованием выставленных ею баллов.
Организация групповой работы на семинарах
В созданной группе выбирается групповод. Его основные задачи: организовать обсуждение по теме, обеспечить и поддержать генерацию идей и соблюсти установленный регламент работы.
Примерный регламент 2-часового семинара с групповой формой работы:
1. Обозначение целей и проблем семинара, характеристика тематики деятельности групп. Инструктаж педагога о дальнейшей работе — 5 мин.
2. Самоопределение студентов по отношению к проблематике семинара. Создание групп. — 3 мин.
3. Работа в группах по предложенному плану — 35 мин:
- выбор групповода, распределение функций других участников — 1 мин;
- обсуждение разработок каждого участника группы — 20 мин;
- выбор лучшей или конструирование новой разработки для выступления группы перед всей аудиторией, подготовка выступления — 10 мин;
- рефлексия деятельности группы (как мы работали; эмоциональная динамика; основные результаты, проблемы, предложения, вопросы). — 4 мин.
4. Выступления групп, вопросы, обсуждение выступлений, их оценка — 40 мин.
5. Общая рефлексия деятельности. Итоги семинара. — 5 мин. Для обеспечения единой структуры деятельности разных групп
им предлагаются опорные алгоритмы. Например, при разработке каждой группой двух уроков из разных педагогических систем на одну общую тему алгоритм разработки может иметь следующий вид:
Тема разрабатываемого урока:
Групповод:
Состав группы:
Элементы педагогической технологии | Система Сократа | Система Дьюи |
Смысл урока | | |
Цели урока | | |
Формы деятельности учеников и учителя | | |
Предполагаемые результаты | | |
Способы проверки и оценки результатов | | |
Групповая форма проведения семинаров — не единственная. Практикуются коллективные дискуссии по дидактическим проблемам, защиты индивидуальных разработок студентов, моделирование уроков студентами и самим педагогом с последующим анализом, рефлексивные занятия.
АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ
Для подготовки к семинарам
, зачету и экзамену используются алгоритмические предписания, помогающие студенту конструировать ответ:
Алгоритм ответа об элементах дидактики
(основные понятия, категории, закономерности, принципы, технологии, область и условия применимости)
1. Определение (дефиниция) дидактического элемента:
а) одно из известных;
б) свое собственное.
2. Необходимость данного элемента в дидактике. Взаимосвязь с остальными элементами.
3. Роль и место данного элемента в одной из дидактических систем.
4. Личная точка зрения на данный элемент, пример из собственного опыта.
5. Проявление данного элемента в педагогической практике.
Алгоритм ответа об элементах дидактических систем
(цели, содержание, формы, методы, средства обучения, способы и приемы)
1. Определение (понимание) элемента. Его основные признаки.
2. Смысл и назначение данного элемента в образовательном
процессе.
3. Его роль и место в конкретной дидактической системе.
4. Пример занятия или образовательной ситуации в одной из дидактических систем, в которой данный технологический элемент применяется:
а) известный пример;
б) собственный пример. Алгоритм педагогической разработки
(фрагмент педагогического события: урока, мероприятия,
ситуации)
1. Тема (проблема).
2. Место и время действия.
3. Участники.
4. Ситуация (начальные условия).
5. Дидактические цели.
6. Формы и методы деятельности участников.
7. Предполагаемый результат.
8. Способы рефлексии, контроля и оценки результата.
Алгоритм характеристики образовательного процесса
1. Формальное название характеристики (образовательные стандарты, учебная программа, учебник и т.д.)
2. Субъекты образования, затрагиваемые данной характеристикой.
3. Смысл, цель и роль данной характеристики для организации педагогического процесса.
4. Структура и основное содержание характеристики.
5. Соответствие (несоответствие) содержания данной характеристики различным дидактическим системам (например, в школе Френе отрицается необходимость учебников).
6. Собственная точка зрения на данную характеристику. Предложения об изменении или усовершенствовании характеристики.
Направленность педагога на организацию продуктивной деятельности студентов — выполнение ими заданий дидактического практикума, групповые формы проведения семинаров, позволяет им «прожить» в собственной деятельности основные элементы дидактической теории и сделать осознанный выбор профессии педагога творческой ориентации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ»
Экзаменационные билеты включают в себя по два теоретических вопроса и одному практическому заданию, связанному с разработкой определенного элемента обучения. 616
1. Теоретические вопросы
1. Причины возникновения дидактики, ее роль и место в педагогике.
2. Эволюция дидактических идей (на примерах различных систем обучения).
3. Общая и частные дидактики. Дидактика как система.
4. «Великая дидактика» Я.А.Коменского.