ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2047
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА I
ДИДАКТИКА КАК НАУКА
Одни педагоги под дидактикой понимают теорию обучения и образования. Другие — искусство обучения. Наверное, и те, и другие по-своему правы. Иначе не было бы многолетних споров о том, зависит ли результат обучения исключительно от таланта педагога или существуют объективные научные закономерности, позволяющие предвидеть и обеспечивать необходимый результат обучения.
Я.А. Коменский не случайно назвал дидактику Великой, поскольку она позволяет «учить всех всему». В данной главе мы попытаемся отыскать научные основания этого величия, рассматривая теоретические, философские, методологические предпосылки дидактики.
§ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИДАКТИКИ
Обучение и жизнь. Каждый человек учится сам и обучает других. Такова его природа и сущность. Уже маленький ребенок не только учится, но и пытается учить других: объясняет своему сверстнику правила игры или предлагает взрослым ситуации, которые обучают их управлять его воспитанием.
Обучением занимаются не только учителя, вузовские педагоги, но и родители, а также специалисты, не имеющие педагогического образования. Например, ученый, делающий на конференции научный доклад, в определенной мере занимается обучением своих коллег — знакомит их с содержанием и результатами исследований, выносит на обсуждение проблемы, предлагает отыскивать методы их решения.
Обучение кадров — одна из главных задач руководителя любого предприятия или организации независимо от ее специфики, поскольку от уровня подготовки его сотрудников зависит эффективность выполняемой ими профессиональной деятельности.
Государственные и политические деятели осуществляют и организуют обучение людей с помощью законодательных актов, телевидения, газет и других средств массовой информации, это происходит даже в том случае, если сами деятели и не ставят обучение своей прямой задачей. I4
Дискуссия. Известно, что у Александра Македонского наставником был Аристотель. Должно ли целенаправленное обучение деятелей государства стать одной из государственных задач? Если да, то каким образом ее необходимо решать? Обучающую роль в жизни человека играет его окружение: природа, люди, книги, театр, кино, выставки, праздники, традиции, весь социальный уклад общества. Обучение имеет универсальное общечеловеческое значение, оно необходимо человеку так же, как дыхание, питание, продолжение рода.
Таким образом, с практикой обучения мы сталкиваемся повсюду, но в достаточной ли мере знакомы с теорией обучения? Между тем от знания и владения теорией обучения зависит его практический успех. Вопросы теории и практики обучения относятся к дидактике — педагогической науке, исследующей закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся.
Понятие «дидактика». Обучение может происходить систематически и планомерно, например, в школе, вузе, на курсах или кружках, а может быть и случайным, стихийным. Дидактика исследует, прежде всего процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно, как в самом учебном заведении, так и вне его. Предметом дидактики является не только процесс обучения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, средства, методы обучения, коммуникации между педагогом и учениками и др.), а также получаемые результаты, их диагностика и оценка.
В дидактике как в научной теории на основе концептуальных положений строится модель обучения. Моделирование педагогических явлений и процессов — ведущий метод любого теоретического исследования.
Дидактика исследует особенности обучения применительно к ученикам и педагогам, учебным предметам и педагогическим системам, отдельным образовательным учреждениям и целым социальным общностям.
Дискуссия. Является ли дидактикой теория самообразования, где учитель в реальном виде отсутствует? Существует ли дидактика «дворового обучения»?
В дидактике как науке выявляются закономерности обучения, определяются ключевые понятия, устанавливаются принципы обучения, формируется его содержание, предлагаются технологии, формы и методы, позволяющие осуществлять образовательный процесс в целом и в конкретных условиях, контролировать и оценивать его результаты.
Дидактика решает следующие задачи:
- отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо обучать;
- описывает и объясняет процесс и условия обучения;
- исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и образованием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей;
- определяет педагогические основы содержания образования;
- разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения;
- конструирует системы диагностики, конроля и оценки образовательных результатов;
- предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования.
Как возникла дидактика? Рассмотрим кратко историю данного вопроса.
Обучение на Руси. Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с другими людьми и природой, возможностью включения в социально-экономическую и культурную жизнь народа.
Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в мифах и устном народном творчестве.
Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбельные песни, сказки, загадки, небылицы, скороговорки, байки, потешки, песенки-перевертыши, обрядовые песни, исторический эпос. Обучающая роль детского фольклора остается значимой и сегодня.
Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому развивается ребенок, проходя соответствующие этапы взросления.
Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы природы и космоса; другие — в Рода и Рожаниц, третьи — в души умерших предков и в духов, четвертые — в тотемных животных-пращуров. Основой образования детей являлись идеальные языческие образы богов, духов, героев, а также различных ситуаций, в которых разворачивались события с участием этих персонажей. Многочисленные языческие божества заполняли окружающий мир ребенка, предлагая образцы действий, отношений, правил поведения. Чтобы изучить их, требовалась собственная деятельность ребенка в виде мифологических и фольклорных игр.
Введение христинства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе дидактическую функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания.
Древнерусское учебное средство — поучения, т. е. наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучение» Владимира Мономаха — не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм — один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой — воспитание христианина.
Берестяные грамоты и церы — дощечки с углубленем для воска, используются в XI—XV вв. для обучения грамоте как детей духовенства и администрации, так и городского населения. Более высокая ступень образования — «книжное учение», доступное только для знати. В 1574 г. книгопечатник Иван Федоров издает «Азбуку» — первый восточнославянский учебник.
Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладении нумерацией и счетом на абаке. Изучались следующие арифметические действия: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Развитие ремесел в XII в. повлияло на повышение общей грамотности ремесленников. Домострой — свод поучений средневековой эпохи на Руси.
Всего в Древней Руси выделяют 8 разновидностей педагогической деятельности: училищная, профессиональная, церковноприходская, монастырская, сословная, групповая, бытовая, индивидуальная. В современных дидактических системах и методиках можно найти отголоски и продолжения старинных подходов, методов и приемов обучения.
«Великая дидактика». Термин «дидактика» происходит от греческих слов didactios — поучающий и didasko — изучающий. Считается, что этот термин был введен в употребление в 1613 г. немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635). Его работа называлась «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Ратке (латинизированное имя — Ратихий) был сторонником природосообразного обучения, хотя и недооценивал роль активности учащихся; например, он считал возможным строить обучение в школах почти исключительно на лекционных формах, следуя от абстрактного к конкретному с использованием наглядности и руководствуясь другими сформулированными им правилами обучения.
Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Приведем непривычно длинный для современного читателя заголовок этого труда, отражающий, вместе с тем, его специфику и содержание:
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни,