Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2054

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Самостоятельная работа студентов организуется на основе заданий дидактического практикума, а также блоков самоопределения, дискуссионных вставок в тексте учебника, вопросов и упражнений. Результаты данной работы находят отражение в семинарских занятиях, во время педагогической практики, на зачетах и экзаменах по курсу «Теория обучения».

№ темы

Тема практикума

Стр. учебника

Тема 1

Уроки «Великой дидактики»




Тема 2

Дидактические понятия




Тема 3

Философские основания дидактики




Тема 4

Законы, закономерности и принципы обучения




Тема 5

Ключевые компетенции и компетентности




Тема 6

Содержание образования




Тема 7

Личностное содержание образования




Тема 8

Метапредметные содержание образования




Тема 9

Образовательные стандарты




Тема 10

Программы и учебники




Тема 11

Методология образовательного процесса




Тема 12

Система занятий




Тема 13

Образовательное целеполагание




Тема 14

Индивидуальная образовательная траектория




Тема 15

Рефлексия в обучении




Тема 16

Формы обучения




Тема 17

Методы обучения




Тема 18

Системы занятий в авторских школах




Тема 19

Средства обучения




Тема 20

Контроль обучения




Тема 21

Дистанционное обучение




Тема 22

Дистанционные занятия




Тема 23

Эвристическое обучение




Тема 24

Разработка творческого урока




Тема 25

Образовательная ситуация







СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Тема 1. Дидактика как наука

Лекции — 16 часов, семинары —14 часов, самостоятельная работа — 35 часов.

Происхождение и развитие дидактики. Обучение и жизнь. Обучение на Руси. Понятие «дидактика». «Великая дидактика». Дидактика Гербарта. Дидактика прогрессивистов. Дидактические системы Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева. Валь-дорфская школа. Проблемное обучение. Развивающее обучение. Свобода и заданность в обучении. Сколько существует дидактик? Дидактика как система.

Основные дидактические понятия. Образование. Тип образования. Обучение. Изучение и освоение. Обучение и развитие. Обучение и воспитание. Обучение и творчество. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Свобода и заданность в обучении.

Философские предпосылки отечественной теории обучения. Национальная идея в образовании. Идея об образе человека. Идеи о смысле образования. Философские принципы образования. Конструирование содержания образования. Формы и методы познания. Образовательные результаты.

Законы в обучении. Закономерности обучения. Принципы обучения: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой. Принципы личностно-ориентированного обучения: личностного целеполагания ученика, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ образовательного процесса, продуктивности обучения, первичности образовательной продукции учащегося, ситуативности обучения, образовательной рефлексии.

Ключевые компетенции и компетентности. Образовательные компетенции. Какие компетенции ключевые: европейский вариант, ключевые компетенции отечественного образования.

Тема 2. Содержание образования

Лекции — 12 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Концепции содержания образования. Понятие содержания образования. Основные теории содержания образования. Уровни представления содержания образования. Принципы построения содержания образования. Требования к содержаниюобразования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе. Структура общего среднего образования. Обновление содержания образования.


Личностно-ориентированное содержание образования. Личностный смысл содержания образования. Предметное и метапредметное содержание образования. Деятельностное содержание образования. Содержание, играющее роль образовательной среды. Содержание образовательной продукции ученика. Культурно-историческое содержание образования. Рефлексивно проявленное и обобщенное содержание образования. Модель взаимодействия ученика с образовательной средой. Инвариантная и вариативная составляющие личностно-ориентированного образования. Творческая составляющая личностно-ориентированного обучения. Контроль и оценка личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированные образовательные стандарты.

Метапредметное содержание образования. Фундаментальные образовательные объекты. Методика работы с метапредметным содержанием. Культурно-исторические аналоги. Личностное и общекультурное содержание образования. Учебные метапредметы.

Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план. Первая ступень — начальная школа. Вторая ступень — основная школа. Третья ступень — средняя (полная) общеобразовательная школа

Образовательные программы и учебники. Что такое образовательная программа. Конструирование образовательной программы. Как составить рабочую образовательную программу? Знания и деятельность в образовательной программе. Учебники и учебные пособия. Структура учебника. Личностная ориентация учебника. Перспективы развития учебника.

Тема 3. Организация процесса обучения

Лекции — 12 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.

Методологические основы образовательного процесса. Понятие образовательного процесса. Сущность образовательного процесса, движущие силы, противоречия и логика. Методологическая модель образовательного процесса. Образ ученика. Когнитивные качества ученика. Креативные качества ученика. Оргдеятельностные (методологические) качества ученика. Первичность познания реальности. Субъективные результаты обучения. Образовательная деятельность. Внешнее и внутреннее содержание деятельности. Структура образовательной деятельности. Темп обучения. Организация образовательного процесса.

Современные модели организации обучения. Конструирование системы занятий. Технологическая структура занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий. Индивидуальная система занятий ученика.


Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. Технология образовательного целеполагания. Развитие образовательного целеполагания. Обучение учеников целеполаганию.

Индивидуальная образовательная траектория. Право ученика на собственный путь. Как одновременно обучать всех по-разному? Алгоритмы индивидуального образования. Технология реализации индивидуальной траектории.

Рефлексия в обучении. Для чего необходима рефлексия? Методика организации рефлексии ученика на уроке. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания. Рефлексивные курсы.

Тема 4. Формы, методы, системы обучения

Лекции — 8 часов, семинары — 10 часов, самостоятельная работа — 20 часов.

Формы обучения. Виды форм обучения. Индивидуальные занятия. Классно-урочная система и ее альтернативы. Лекционно-семинарская форма обучения. Групповые формы обучения. Экскурсии. Практикум. Деловая игра. Факультатив. Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Олимпиады и конкурсы. Конференции. Консультации. Экзамен. Метод проектов. Творческие недели. Организация творческой недели. Виды и типы творческих работ. Оценка творческих работ.

Методы обучения. Виды методов обучения. Эвристические методы обучения. Классификация методов обучения. Когнитивные методы. Креативные методы. Методы организации учения. Как выбирать методы обучения.

Инновационные дидактические системы. Современные авторские школы. Школа М.П.Щетинина. Эвристическое «погружение». Школа свободного развития. Русская школа. Школа диалога культур. Методологический колледж. Школа самоопределения.

Тема 5. Средства обучения и контроля

Лекции — 8 часов, семинары — 6 часов, самостоятельная работа — 15 часов.

Современные средства обучения. Классификация средств обучения. Техника на уроке. Методика применения средств обучения. Медиаобразование. Методика использования видеоматериалов. Учебные компакт-диски. Электронный учебник. Образовательный веб-сайт. Образовательные веб-квесты.

Диагностика и оценка обучения. Формы и виды контроля. Параметры образовательной диагностики. Субъекты образовательной диагностики. Диагностика личностных качеств учащихся. Диагностика и оценка творческой деятельности. Критериальные шкалы. Самооценка и оценка результатов обучения. Образовательные характеристики учеников.

Тема 6. Дистанционное обучение