ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2084
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕЗЮМЕ
Пол, закономерностями обучения понимаются объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Закономерности обучения выступают проявлением основных законов дидактики, находят свое конкретное выражение в дидактических принципах и вытекающих из них педагогических правилах.
Дидактические закономерности формулируются в форме законов обучения, если: определены и зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь; исследованы особенности этой связи; установлены границы применимости проявления связи.
В отечественной дидактике выделены следующие общие законы обучения:
-- Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения.
— Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды.
— Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития.
— Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся.
— Закон целостности и единства образовательного процесса.
Закономерности обучения обнаруживаются опытным эмпирическим путем, как результат рефлексивного анализа связей между ходом обучения и общественными процессами (внешние закономерности), а также между различными компонентами самого образовательного процесса (внутренние закономерности).
Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
В классической дидактике общепризнанными считаются следующие принципы: наглядности; доступности; сознательности и активности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой.
Существуют также принципы личностно-ориентированного обучения: личностного целеполагания ученика; выбора индивидуальной образовательной траектории; метапредметных основ образовательного процесса; продуктивности обучения; первичности образовательной продукции учащегося; ситуативности обучения; образовательной рефлексии.
На основе дидактических законов, закономерностей и принципов обучения проектируется образовательный процесс с определенными характеристиками, разрабатываются обучающие системы.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Чем закон обучения отличается от дидактической закономерности?
2. Каковы, на ваш взгляд, границы применимости закона взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды?
3. Проанализируйте три главных принципа школьного образования, которые предложил В.В.Розанов. Выскажите свои аргументированные суждения по их содержанию.
4. Приведите свою формулировку принципа природосообразности. Может ли данный принцип находиться в одной дидактической системе вместе с принципом политехнизма? С принципом культуросообразности? Ответы обоснуйте.
5. Сформулируйте все возможные «само»-принципы: саморазвития, самореализации и т.п. Могут ли они образовать основу особой дидактической системы? При положительном ответе дайте краткую характеристику такой системы.
Дидактический практикум Тема 4. Законы, закономерности и принципы обучения
1. Используя лист бумаги, ножницы, краски, нитки и скотч, изготовьте модель одного из законов обучения. Представьте свою работу для коллективного обсуждения во время семинара. Ответьте на вопросы коллег о вашей модели. После этого предложите объяснение своей модели.
2. Вспомните фрагмент реального обучения, во время которого вы были в роли ученика, учителя или наблюдателя. Запишите тему, дату, цели, план этого занятия. Попытайтесь выявить и записать все закономерности обучения, которые проявились в данном фрагменте обучения.
3. Составьте свои правила к каждому из принципов образовательного процесса. Правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, проводящего занятия с позиций личностно-ориентированного обучения.
§ 5. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ
«Компетенция» в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
В методиках обучения отдельным предметам компетенции используются давно, например, лингводидактические компетенции применяются в языках, коммуникативные — в информатике. В последние годы понятие «компетенция» вышло на общедидактический и методологический уровень. Это связано с его системно-практическими функциями и интеграционной метапредметной ролью в общем образовании. Усиление внимания к данному понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума. Необходимость формирования школой ключевых компетенций отмечена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно деятельностный характер.
Компетенции устанавливают набор системных характеристик для проектирования образовательных стандартов, учебной и методической литературы, а также соответствующих измерителей общеобразовательной подготовки школьников.
Что такое ключевые компетенции? Прежде чем переходить к отбору ключевых компетенций, определимся с дефиницией данного понятия, его родовыми и отличительными признаками.
В настоящее время имеется ряд попыток определить понятие «компетенция» с образовательной точки зрения. Например, концепектуальная группа проекта «Стандарт общего образования», в которую входил автор данной статьи, было сформулировано следующее рабочее определение понятия «компетенция»: «готовность
обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач»1.
Родовым понятием здесь является «готовность» ученика. В словаре С.И.Ожегова под готовностью понимается «согласие сделать что-нибудь» или «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь». Действительно, понятие «состояние», на наш взгляд, характеризует компетентность ученика, готового использовать «усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности», но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности, к предмету этой деятельности, а также не конкретизируется, какие именно «практические и теоретические задачи» будут решаться при реализации компетенции.
В другом документе под компетентностью понимается «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи»2.
Еще одно определение, опирающееся на понятие способности: «Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению»3.
Способность как индивидуально-психологическая особенность личности действительно является условием успешного выполнения определенной деятельности. Но является ли компетенция лишь «индивидуально-психологической особенностью»? Скорее нет, поскольку компетенция характеризует также и определенный круг деятельностей (причем не только практических), а также определенный круг объектов (предметов), по отношению к которым эта компетенция задается. То есть компетенция — не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизованное для многих индивидов, вводимое в качестве общей нормы. Кроме того, компетенция включает в себя круг реальных объектов, по отношению к которым она задается (например, компетенция путешественника задается к таким атрибутам, как географические объекты, карты, транспортные средства и др.).
Для разделения общего и индивидуального в содержании компетентностного образования мы будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность»:
Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность — владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность — уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств)-ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Компетентность — совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.
Образовательные компетенции. Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т. е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста компетенция гражданина не может вступить в свои права, но это не значит, что ее формирование у ученика не должно происходить. В этом случае мы будем говорить об образовательной компетенции.
Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у ученика формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы ему не готовиться лишь к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает ПО
эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. В качестве примера можно привести следующий. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.