Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2085

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Какие компетенции ключевые: европейский вариант. Следует сказать, что не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции — это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США, строгого определения ключевых компетентностей выработано не было.

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»1 был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:

Изучать:

- уметь извлекать пользу из опыта;

- организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

- организовывать свои собственные приемы изучения;

- уметь решать проблемы;

- самостоятельно заниматься своим обучением. Искать:

- запрашивать различные базы данных;

- опрашивать окружение;

- консультироваться у эксперта;

- получать информацию;

I— уметь работать с документами и классифицировать их. Думать:

— организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

— критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;

- уметь противостоять неуверенности и сложности;

— занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;

— видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;

- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;

- уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать:

- уметь сотрудничать и работать в группе;

- принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;

- уметь договариваться;

- уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело:

— включаться в проект;

— нести ответственность;

- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;

- доказывать солидарность;

— уметь организовывать свою работу;

— уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;


- доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;

— показывать стойкость перед трудностями;

— уметь находить новые решения.

Ключевые компетенции отечественного образования. Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. Но наше образование всегда выбирало «свой путь», обусловленный спецификой отечественных традиций и процессов. Не является исключением и тенденция усиления роли компетенций в образовании.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования в России, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций и опираясь на проведенные нами исследования1, определены следующие группы ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции. Эти компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках данных компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов,

владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи). Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.


Перечень ключевых компетенций дан нами в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

РЕЗЮМЕ

Компетенция — социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность — владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Основные группы ключевых компетенций:

- ценностно-смысловые;

- общекультурные;

- учебно-познавательные;

- информационные;

- коммуникативные;

- социально-трудовые;

- личностного самосовершенствования.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. В структуру компетенций входят уже известные дидактические элементы: знания, умения, способы деятельности и др, Что нового вносят компетенции в дидактику и методику? Чем компетенции отличаются от традиционных ЗУНов — знаний, умений, навыков? Изложите свою точку зрения по данной проблеме.

2. Сравните отечественный и европейский варианты ключевых компетенций. В чем отличие предлагаемых наборов компетенций? От каких факторов, на ваш взгляд, зависит состав ключевых компетенций?

3. Оппоненты введения компетенций в практику образования считают, что этого делать нельзя без предварительного многолетнего, педагогического эксперимента. Каково ваше мнение о данной аргументации?

Дидактический практикум

Тема 5. Ключевые компетенции и компетентности


1. Какие изменения в понимании образовательной деятельности произошли у вас в ходе изучения данной темы? Какие возникли проблемы, противоречия? Как вы пытались (предполагаете) их решать?

2. Составьте перечень образовательных компетенций, формирование которых относится к выбранному вами учебному предмету — математике, языку, истории, информатике и др. Для этого найдите проявления в данном предмете ключевых компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции самосовершенствования). Выясните, каков возможный вклад учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций.

Результаты изложите в табличной форме:

Название компетенции

Объекты реальной действительности

Социальная значимость компетенции

Личностная значимость компетенции

Владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.)

Геометрические фигуры Множества

Необходимость учета и систематизации (товаров на складе и др.)

Расположение экспонатов в коллекциях ученика и др.

























3. Проанализируйте свою деятельность по отношению к наиболее значимым, на ваш взгляд, этапам и моментам занятий. Предметом рассмотрения может быть ваше отношение к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму. Результаты анализа для каждого значимого случая (момента или процесса деятельности) оформите в следующем виде:

- Название проблемы.

- Описание ситуации, в которой она возникла.

- Основные позиции по отношению к проблеме.

- Способы, примененные для решения проблемы.

- Основные результаты.

4. Попытайтесь связать результаты анализа каждого из случаев, описанных в предыдущем пункте, в некоторую систему. Изобразите эту систему в виде связанных между собой блоков с обнаруженными вами позициями (можно указать их авторов). При необходимости достройте недостающие элементы системы.

Примечание. В ходе дальнейшего освоения курса дидактики рекомендуется выполнять перечисленные выше рефлексивные операции не только по завершении изучения главы, но и по отношению к отдельным этапам вашей деятельности, отрабатывая алгоритм осознания и фиксации ваших внутренних изменений и приращений.