ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2148
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
5- Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по заверении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Таким образом, образовательный процесс в каждой школе и для каждого ученика имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня — от государства до конкретного учителя и ученика.
РЕЗЮМЕ
Образовательный процесс — педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояний субъектов обучения в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов.
Образовательный процесс имеет целевые, содержательные, деятельностные, организационные, технологические, временные и иные характеристики, каждая из которых представляет собой описание структурных элементов общей образовательной системы.
Методология образовательного процесса устанавливает структуру, содержание, организацию, систему конкретных методов и форм образовательной деятельности. Основной элемент методологии и теории обучения — образ ученика в динамике его развития, который является целевым фактором выстраивания системы его образования. Образ ученика как модель предвосхищаемых результатов обучения складывается из его личностных качеств: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, иных. Личностные качества соответствуют определенным видам деятельности, в ходе выполнения которых происходит образование ученика.
Существуют, по крайней мере, два подхода к пониманию деятельности: психологический (А.Н.Леонтьев) и методологический (Г.П.Щедровицкий). В первом случае считается, что субъект осуществляет деятельность. Во втором — деятельность есть субстанция сама по себе, которая захватывает индивидов и тем самым воспроизводится. для личностно-ориентированного и одновременно культуросообразного образовательного процесса уместна интеграшя двух названных подходов: от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям, и от них к освоению культурно-исторических достижений.
Данный подход обеспечивает опережение, приоритет создания учеником собственного образовательного продукта перед внешне заданным предметным содержанием. Способности обучаемого проявляются и формируются раньше, чем перед ним открываются соответствующие кладовые человеческого опыта.
Образовательная деятельность имеет следующие элементы: потребность и мотивы ученика; внешние и внутренние цели; программы деятельности; информационная основа и образовательная среда деятельности; принятие решений как результат самоопределения ученика; продукты деятельности; деятельностно важные личностные качества.
Изучение одних и тех же реальных образовательных объектов приводит к различным образовательным результатам разных учеников, не всегда совпадающим как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний. Субъективность получаемых учениками результатов служит предпосылкой выстраивания ими индивидуальных образовательных траекторий.
Одновременность реализации персональных моделей образования учащихся по отношению к общеобразовательным стандартам различных уровней — смысл личностно-ориентированного культуросообразного образования.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные достигнутые результаты.
2. Что вы понимаете под образовательным процессом? Какие связанные с ним методологические вопросы вы считаете главными? Что осталось неясным? Сформулируйте свои вопросы.
3. Каковы, на ваш взгляд, связи между личностными качествами ученика, его способностями, видами деятельности, отдельными деятельностями и действиями? Объясните прямые и обратные связи между ними.
4. В данном парафафе сформулирован методологический подход к конструированию образовательного процесса — от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям, и от них к освоению культурно-исторических достижений. Предложите другие возможные структурные основы образовательного процесса.
5. Перечислите преимущества и недостатки субъективного познания учениками реальных образовательных объектов.
Дидактический практикум
Тема 11. Методология образовательного процесса
1. Выберите по одному личностному качеству ученика — когнитивному, креативному, оргдеятельностному и сформулируйте три задания, которые способствовали бы их развитию. Укажите для каждого задания возраст детей, учебный предмет и изучаемую тему.
2. Составьте модель образовательного процесса ученика в динамике его развития. Для этого с помощью различных личностных качеств составьте три взаимосвязанных образа ученика: выпускника начальной четырехлетней школы, выпускника 10-го класса и выпускника 12-го класса старшей профильной школы. В каждом из трех образов ограничьтесь 7-10 личностными качествами, которые развивались бы во времени.
3. На примере конкретного учебного курса и темы опишите последовательность элементов образовательной деятельности ученика:
- реальный объект (укажите его);
- задание по его познанию (сформулируйте задание);
- предполагаемый образовательный продукт ученика (запишите от его имени);
- предполагаемый образовательный продукт другого ученика (укажите другой результат познания того же объекта);
- общекультурное достижение по отношению к познанию этого же объекта (приведите формулировку из учебника или первоисточника);
- результат сопоставления ученика своего продукта с другими (сформулируйте его новый результат);
- рефлексия деятельности (запишите от имени ученика ответы на предложенный учителем рефлексивный вопрос).
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В традиционном обучении организационные формы конструируются на основе установленного содержания образования. При конструировании занятий личностно-ориентированного типа приоритет отдается целям самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы личностно-ориентированного обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Такой подход усиливает личностную направленность обучения, поскольку переносит акцент с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам ученик, его учебная деятельность.
Структура планирования системы личностно-ориентированных занятий представлена на рис. 6. Из схемы видно, что установочные и индивидуальные цели обучения формулируются на основе конкретных условий обучения, с учетом целей учителя и учеников. Дан-
Конкретные условия обучения
Приоритетные установочные цели
Индивидуальные цели учащихся
Общая структура системы занятий
Формы, методы и приемы обучения
Индивидуальные результаты
Общие планируемые результаты
Рис. 6. Структура планирования системы занятий
ные цели достигаются разными путями, зависящими от выбора базовой технологической структуры занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных программ учеников.
По всем вопросам, обозначенным в общей учебной программе, ученики могут предлагать свое индивидуальное содержание. Они могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, отобрать темы, спланировать, проконтролировать и оценить свою работу. Однако учителю для этого необходимо организовать соответствующую деятельность, применить специальную методику, отвести на это время. Подобная работа значима для обучения детей — чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечит учитель, тем полнее окажется их индивидуальная самореализация и образовательная продуктивность.
Дискуссия. Приводит ли включение учеников в процесс конструирования системы занятий к повышению уровня их образовательной подготовки?
Технологические основы для построения систем учебных занятий.
Начальным этапом конструирования системы занятий по определенной теме или разделу является выбор технологической структурной основы этих занятий. Возможны следующие типы таких структур: