Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2152

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



§ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, ! обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учетом его личных учебных целей.

Цепь — 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Данный принцип опирается на врожденное качество человека — способность постановки целей своей деятельности. Великий русский ученый И.П.Павлов в своей работе «Рефлекс цели» называет акт стремления человека к цели одним из главных условий его жизни, а условием плодотворного проявления рефлекса цели считает наличие напряжения в виде определен- j ных препятствий: «Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если ] родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой мае- ] се, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы».

Перед тем как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат — образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т. е. цель должна быть проверяема.

Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Предшествующими по отношению к цели понятиями являются ценности, смысл, миссия, намерение.

Проблема создания института образовательного целеполагания.

Постановка целей всегда присутствует в качестве элемента любой системы обучения. Другое дело, что не все субъекты обучения участвуют в целеполагании. Например, в советское время большинство целей обучения и воспитания задавалось «сверху». Институт образовательного целеполагания как научная организация отсутствовал. Например, методическим обеспечением школ долгое время занимался Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения (НИИ СиМО), в названии которого были четко определены рамки его влияния на школьное образование в стране, т. е. содержание и методы обучения, но не цели.



Следует признать, что и сегодня полноценного института образовательного целеполагания в стране не существует. Это приводит к невнятным формулировкам целей и недостижимым ориентирам уже на уровне государственного образовательного целеполагания. В качестве примера рассмотрим постановку целей в докладе «О развитии образования в Российской Федерации (Государственный совет Российской Федерации, апрель 2006 г.):

«Введение. Новые горизонты российского образования. Цель настоящего документа — формирование единой общенациональной стратегии инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего его качественный прорыв, и на этом фундаменте — новое качество жизни страны; документ предусматривает координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии».

Анализ этого фрагмента приводит к выводу о непроработанности заявляемых в документе целей:

1. Документом предполагается формировать стратегию. Очевидно, что документом невозможно сформировать стратегию. Стратегия формируется людьми.

2. «Качественный прорыв Российского образования» — Неясно, какой прорыв, куда и откуда.

3.«... и на этом фундаменте...» — Каков этот фундамент, об этом составителями ничего не сказано.

4. «Новое качество жизни страны» — В чем и по отношению к чему новое качество?

5. «Координацию совместной деятельности государственной власти и общества по основным направлениям реализации этой стратегии» — Если нет четко обозначенной стратегии, то и координировать нечего. Впрочем, одна стратегия обозначена в девизе анализируемого документа: «От конкурентоспособного образования -к конкурентоспособности России». Когда-то такая стратегия уже была и называлась она «догнать и перегнать». Вряд ли такой внешний ориентир отвечает чаяниям современных людей в качестве основной цели образования.

Из сказанного следует, что анализируемый документ не сможет оказать положительное влияние на реальное положение дел в образовании из-за непроработанности целевого блока. Аналогичные проблемы можно обнаружить и в других документах, относящихся к образованию. Причина — отсутствие научного подхода к проектированию смысла, целей и стратегии образования. Очевидно, что исследования в данной области актуальны и необходимы, причем не только для дидактики и других педагогических дисциплин.

Субъекты образовательного целеполагания.
Постановкой целей общего среднего образования занимаются различные субъекты образования: международные организации, государство, регионы, школы, окружающий социум, ученики, их родители, педагоги и др. Они же являются и заказчиками образования. Перечислим и прокомментируем категории заказчиков образования в отношении их целей:

1) сам ученик является непосредственным, а с точки зрения личностной парадигмы — главным заказчиком своего образования;

2) его родители, семья, — претендуют на свою часть заказа в образовании своего ребенка — продолжателя рода, его особенностей, традиций;

3) школа — выступает заказчиком на определенный тип образования сообразно своей педагогической концепции и образовательной программы;

4) регион, местный социум в лице муниципалитетов, культурных образований, промышленных предприятий, бизнеса, служб сервиса и т.п. — им также важно иметь людей с определенным типом образования и они явно или косвенно определяют заказ на общее среднее образование в своих школах. Такой заказ находит выражение в национально-региональном компоненте образования;

5) государство и общество устанавливают свой заказ в форме федерального компонента образовательного стандарта, других документов, а также косвенными способами, например, «модными» профессиями, общественным мнением, рекламой и др.;

6) человечество в целом вправе ожидать от каждого из людей продолжения своего развития, т. е. оно задает некий вектор заказа на образование, которое является условием самообразования и самоподдержания человечества;

7) окружающая среда также выступает заказчиком образования находящихся в ней людей, например, это относится к сфере живого на земле (биосфера), сфере разума (ноосфера), сфере духа (пневма-тосфера по П.Флоренскому), сфере космоса (К.Э.Циолковского называли гражданином Вселенной) и др.

Таким образом, общее образование и его цели должны проектироваться с учетом перечисленных групп заказчиков.

Возможно ли структурировать цели всех заказчиков образования? Действительно, надо начинать с установления всех возможных групп заказчиков на образование, их целевых установок, концептуальных оснований их целей. Потом выяснить соотношение, пересечение, взаимодействие разных целей, их значимость по отношению к декларируемым целям, определить доли целевых групп в общем процессе, зоны ответственности, приоритеты и т.д.


В зависимости от образовательных парадигм и дидактических систем в числе образовательных целей могут быть цели усвоения знаний, умений и навыков, развития способностей, формирования отношений, творческой самореализации, самоопределения, профориентации и др. Имеют место так называемые формальные цели: сдать экзамен, поступить в вуз и т.п.

Технология выращивания целей и ценностей образования. Цели не являются исходным элементом проектирования образования. Им предшествуют ценности и смыслы. Сложность их рассмотрения состоит не столько в определении ценностей и смыслов образования, хотя это и является отдельной научной проблемой. Основная трудность — в консолидации различных субъектов образования по отношению к ценностям, выбранным в качестве базовых. Например, известны два противоположных смысла образования: «иметь» и «быть». Педагоги и философы исследуют эти и иные смыслы, но их работа далека от завершения.

Допустим, цели и ценности образования определены учеными. Что с ними теперь делать дальше? Есть ли в педагогике средства и технологии для формирования ценностей и целей? Рассмотрим предлагаемую нами технологию выращивания ценностей и целей, опирающуюся на личностную парадигму и открывающий (эвристический) характер образования. Основные этапы этой технологии следующие:

1. На начальном этапе происходит выявление существующих Ценностей — в детях, в обществе, в философии. Для ученика результат такого выявления оформляется в виде того, что называют термином «образ Я», т. е. ребенок с помощью учителя (или студент с помощью педагога) определяет то, что для него значимо, зачем он ходит в школу (вуз), кем он себя видит в будущем. Этот личностный ценностный образ — первичен.

2. Предоставление ученику аналогов его ценностей. Педагог предлагает познакомиться с другими ценностями, существующими в различных культурах. Цель — дать возможность ученику через свой образ ценностей увидеть другие.

3. Сопоставление личных ценностей с другими — культурными аналогами, не обязательно похожими, но и противоположными. Под аналогом здесь имеется в виду тот же самый ценностный объект, например, отношение к войне и миру. Этот этап сопоставления разных ценностей реализуется в образовательных ситуациях. Учащийся не только узнает другое, он преобразует свой первичный «образ Я», выращивает свой ценностный базис.

4. Сопровождение. Это позиция педагога (школы, вуза) по отношению к процессу ценностного самоопределения учащегося. Причем речь здесь идет не о «подведении» ученика к «нужным» ценностям, а о том, чтобы обеспечивать развитие его ценностных установок в сопоставлении с другими.