Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2157

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) приведение уровня сложности целей в соответствие индивидуальным особенностям учеников и уровню их развития. Например, сложность действий ученика будет различна при достижении следующих целей по биологии: «Определить, чем отличается ель от сосны» или «Выяснить, чем обусловлены отличия ели и сосны».

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки. 288

Развитие образовательного целеполагания. Организация целепо-лагания включает три взаимосвязанных вида деятельности: деятельность ученика по разработке индивидуальной технологической кар гы (группы личных учебных целей); деятельность учителя по конструированию базисной технологической карты с включением культурно-исторических аналогов; совместную деятельность учителя и учащихся по формированию общей технологической карты планируемого учебного процесса.

Процедура образовательного целеполагания приведена в табл.2.

Таблица 2

Процедура развития образовательного целеполагания



Деятельность ученика

Деятельность учителя

Совместная деятельность учеников и учителя

Отбор целей обучения из предложенного учителем набора, их дополнение

Составление набора целей изучения темы для выбора и дополнения их ученикам

Разработка, корректировка и уточнение коллективных целей обучения

Обозначение своих целей, знакомство с целями других учеников

Анализ отобранного набора целей, классификация ученических целей, определение мотивов учеников

Демонстрация индивидуальных целей, их обсуждение, корректировка и дополнение

Самоопределение учеников в общем многообразии целей, уточнение и переопределение собственных целей

Определение приоритетных целей изучения темы. Конструирование системы учебных занятий по теме

Сопоставление индивидуальных образовательных программ учеников и общей образовательной программы

Составление индивидуальных учебных программ своих занятий по теме

Разработка технологической карты занятий по теме. Компоновка содержания материала, подбор средств обучения

Составление программы занятий с общим и индивидуальными компонентами обучения




В образовательном целеполагании имеется диапазон уровней формулируемых целей — от целей-элементов до смысловых и перспективных целей. Подобный диапазон раскрывается перед учащимися в каждом образовательном направлении и имеет целью составление ими собственной иерархии целей образовательной деятельности. Особое место в этой иерархии занимают смысловые цели, определяющие глобальные запланированные результаты на достаточно большой промежуток времени.

Достижение цели зависит от того, каким образом она была задана. Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достижения. Так, формулировки типа: «получить систематизированные сведения о дробях» или «формировать у детей историческое мышление» целями не являются, поскольку задают лишь направление деятельности, но не ее конечный результат — продукт образовательной деятельности. Наоборот, цели типа «разработать собственные версии происхождения дробей» или «предложить детям перечислить исторические события в их жизни и аргументировать их историчность» задают конечный продукт деятельности учеников, который может быть продиагностирован и оценен. Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, т. е. о развитии личностных качеств учащихся.

Специфику имеют начальные цели, например, формулируемые в начале учебного года. Такие цели характеризуются следующими особенностями:

1. Эмоциональное вхождение детей в учебный процесс. Их ориентация в специфике школьной жизни. Проведение уроков-знакомств типа: представление детьми в кругу своего имени, своих любимых дел, своих игрушек, желаний и т.п. Для старших — рефлексия или просто рассказ о летней деятельности или своих увлечениях.

2. Диагностика особенностей детей: любимые виды деятельности, степень творческой ориентации, уровень подготовленности, психические особенности, самоорганизация и др.

3. Создание (конструирование) образа предстоящего учебного года: его норм, содержания, структуры, ритма, видов деятельности.

В начале обучения конкретной учебной дисциплине цели педагога следующие:

а) помочь ученикам создать целостный образ учебного предмета (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для детей вопросы); ученикам предлагается составить схему, нарисовать символ или концепт предмета;



б) для формирования образа деятельности в новом курсе или его теме следует предложить детям выполнить основные виды деятельности, например: исследовать растение, придумать сказку, начертить геометрические фигуры; 290

в) через созданные детьми начальные образовательные продукты и опробованные ими виды деятельности вывести их на постановку индивидуальных целей по предмету на обозримый для них период времени;

г) составить учебную программу на четверть, включив в нее личностный компонент учащихся, т. е. их цели по предмету.

Обучение учеников целеполаганию. Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию.

Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания:

- наличие познавательного стремления ученика;

- определение предмета своей цели;

- умение ученика определить свою связь с предметом цели;

- представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;

- вербальное (словесное) формулирование цели;

- предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;

- наличие средств для достижения цели;

- соотношение получаемых результатов с целью;

- корректирование поставленной цели.

Личностное целеполагание ученика относится к образовательным областям и образовательным технологиям. Чтобы ученик поставил личную образовательную цель в образовательной области, для этого требуются следующие процедуры: во-первых, выстраивание личностного отношения ученика с объектом целеполагания (вещью, понятием, процессом, явлением, фундаментальным образовательным объектом), которое выявляет и актуализирует его личностные качества, относящиеся к объекту (например, любовь к природе при изучении растения); во-вторых, установление личностного смысла и (или) образа фундаментального образовательного объекта, то есть обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта; в-третьих, выбор типа отношений или вида деятельности для взаимодействия с объектом, на-ример, исследование его химических, математических, этических свойств.

Другой тип целей ученика — целеполагание по отношению к

разовательным технологиям. Познание фундаментальных обра-


ательных объектов, принадлежащих образовательным областям,

требует от ученика выбора технических приемов, способов и технологий, т. е. целей ученика в области применяемых образовательных технологий. Другими словами, образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения (освоения) этих объектов. Чтобы поставить цели в образовательных технологиях, ученик проделывает те же процедуры, что и при целеполагании в образовательных областях: устанавливает личностное отношение к имеющимся видам и способам деятельности, выбирает созвучные его индивидуальным особенностям способы деятельности, выясняет суть и структуру выбранных видов деятельности, планирует свои действия по их освоению и применению.

Дискуссия. Сможет пи учитель обучать учеников по-разному, если все они будут ставить свои индивидуальные цели?

Для развития таких способностей ученика, как целеполагание, планирование, нормотворчество, самоопределение, рефлексия, самооценка, необходимо использовать возможности учебного курса. Тогда развитие этих качеств будет происходить без дополнительных затрат времени во время занятий по темам курса.

На обычном предметном материале ученикам предлагаются, например, следующие задания: «Сформулируйте свои цели изучения географии на I четверть», «Поставьте цель своей домашней работы по математике», «Составьте план наблюдений за явлением горения свечи», «Предложите схему-алгоритм для решения задач на перевод одних единиц величин в другие», «Составьте памятку-рекомендацию «Как сочинять стихи», «Вспомните свои основные трудности при составлении компьютерной программы и способы, которыми вы их преодолевали», «Составьте общую сравнительную рецензию двух ученических творческих работ по истории на одну и ту же тему».

Подобные задания, с одной стороны, решают предметные задачи, с другой — обеспечивают овладение учениками навыками самоорганизации образования. В данном случае новым образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы, понятые проблемы и т.п. Каждый из получаемых учеником образовательных продуктов подлежит совершенствованию, развиваются соответствующие способности самого ученика.

В то же время недостаточный учет целей учеников, отсутствие работы по развитию навыков целеполагания могут быть причиной отрицательных образовательных результатов. Приведем пример отчужденности образовательного продукта, полученного вне ученического целеполагания.


На первом сдвоенном занятии по словесности в 6-м классе учи-re.ib применил интересную игровую форму работы, которая детям понравилась. Однако личные цели ребят предварительно обсуждены и обозначены не были. Устная рефлексия в конце первого занятия показала, что учащиеся поняли происходящую игру как форму деятельности, практически не связанную с изучаемым предметом — русским языком. Они говорили о том, как они подбегали к доске, как победили другую команду и т.п. Получилось, что игровая форма обеспечила для детей только технологический результат, достижений же по самому учебному предмету они не осознали, поскольку целей такого рода у них и не было.

На следующем уроке учитель предложил ребятам поставить свои цели на занятие. Наряду с формальными целями («получить «5») некоторые дети сформулировали цели более высокого ранга, касающиеся содержания предмета и их собственного развития. Разнообразие целей учеников позволило учителю вместе с ними выстроить иерархию поставленных целей, ребята поняли, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель записал на доске, что привлекло к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить своей цели. Фиксация целей позволила учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Занятие, построенное с учетом целей учеников, дало адекватно осознанные всеми результаты по изучаемому предмету.

Способность целеполагания одинаково важна как для учителя, так и для ученика. Учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всем протяжении образовательного процесса, изменяя и целевые глобальные установки на обучение, и цели конкретных образовательных ситуаций. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия, как при изучении отдельных предметов, так и в общеобразовательном отношении. Поэтому одним из источников целей являются ситуации образовательной напряженности или возникающие проблемы, выявленные противоречия. Целеполагание в таких случаях является следствием рефлексивного осознания возникающих ситуаций.

РЕЗЮМЕ

Способность постановки целей своей деятельности — врожденное качество человека. Цель — предвосхищаемый результат деятельности. Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.