ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2142
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Познавательный метод, цель — восприятие, осмысление и запоминание нового материала;
Преобразовательный метод, цель — усвоение и творческое при-[аенение умений и навыков;
Систематизирующий метод, цель — обобщение и систематизация знаний;
Контрольный метод, цель — выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция.
Не все классификации методов обучения делались по одному основанию. По двум основаниям произвел классификацию Б.Е. Райков1, в качестве признаков-классификаторов он использовал характер восприятия (словесные, наглядные и моторные) и направленности логического процесса (иллюстративные и исследовательские). Е.П. Бруновт2 группировала методы в соответствии с видами деятельности учителя и ученика и основным направлением характера познавательной деятельности обучаемых. Г.И. Саранцев3 в основание классификации заложил особенности логического пути (индуктивный, дедуктивный) и уровень познавательной активности обучаемых (репродуктивный, эвристический, исследовательский).
В.Ф. Паламарчук4 построила классификацию методов обучения на трех основаниях — источник информации, логический путь и уровень проблемности. Эта классификация трехаспектна и содержит в себе три независимые классификации: методов обучения по источнику информации, методов познания по способу логического умозаключения (индукция, дедукция и аналогия) и технологии обучения по уровню проблемности (информационный, эвристический и исследовательский процессы обучения).
.Г. Шаповаленко5 создал тетраэдрическую модель классификации методов, увязывающую логико-содержательные, источниковые, процессуальные и операционно-управленческие аспекты обучения. Данная модель объединяет методы обучения, методы познания, технологии обучения (процессуальный и организационно-управленческий аспекты).
В результате анализа различных классификаций методов обучения можно прийти к выводу о зависимости оснований данных классификаций от образовательных парадигм или концептуальных педагогических подходов, которыми руководствуются их авторы. Предлагая классификации методов обучения, они обозначают рычаги управления образовательным процессом, его инновационным изменением.
В подтверждение данного вывода приведем разработанную нами классификацию методов эвристического обучения.
Эвристические методы обучения. Данная группа методов и приемов обучения, называемых иногда сократическими, присутствует практически в каждой классификации. Еще Я.А. Коменский призывал учителей обучать своих учеников так, «чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения». Применение сократического метода и элементов эвристики мы находим у русского педагога К.Д. Ушин-ского, немецкого педагога А. Дистервега.
Классик отечественной педагогики П.Ф. Каптерев выделял три формы передачи знаний подрастающему поколению: догматический, аналитический и генетический. Последняя форма подразделена им на два вида — сократический и эвристический.
Под эвристическим методом чаще всего понимается вариант словесного метода обучения. Нами показано, что данный метод, выведенный на уровень методологического принципа, способен выступить основой нового типа обучения — эвристического1.
В.И. Андреев называет эвристические методы основой учебно-творческой деятельности. «Эвристическиеметоды — это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач»2.
Педагоги отмечают две основные функциональные характеристики эвристических методов: функции «наведения» на правильное решение и функции «сокращения» вариантов при переборе возможных путей решения задач1. Эвристические методы подобного рода называют обычно эвристиками, их с успехом используют для решения различных методических задач.
Чем более неопределенными, общими или нетрадиционными по способам задания являются вопросы, тем более эвристичен их потенциал. Для отличения эвристических вопросов от неэвристических используется понятие «открытый вопрос», т. е. вопрос без заданного направления поиска ответа, когда ученику открыты различные пути и средства его решения.
В данных случаях возможно применение алгоритмов и предписаний для учащихся по выполнению ими различных видов деятельности: исследованию объектов, конструированию правил и закономерностей, проведению наглядных демонстраций, постановке целей, осуществлению рефлексии и других видов творческих работ. Применение алгоритмов и правил не является признаком продуктивного или репродуктивного обучения, оно определяется спецификой и результатом деятельности, которую задает алгоритм.
Дискуссия. Чем эвристический метод отличается от проблемного?
Особенностью эвристических приемов и методов обучения является расширение объема незнания учеников: «Наиболее эврис-тичны задачи, которые вообще в принципе в данный момент не имеют точного, одного ответа, а предполагают множество различных вариантов решения, что сразу расширяет поле «незнания» мыслящего человека, ... «включает» желание творить»2.
Чтобы помочь ученикам выявить и осознать их «скрытое знание», перевести его в область актуального образовательного приращения, можно использовать следующие способы:
1) решение учениками реальных проблем науки или другой области деятельности, которая составляет основу изучаемого учебного курса;
2) создание учащимися собственных произведений во всех образовательных областях — в словесных, математических, биологических и иных жанрах;
3) организация учителем вместе с учениками образовательной деятельности, основанной на эвристических методах и технологиях.
Синтез эвристического начала и содержания учебных курсов позволяет найти подходы к одновременному решению традиционных образовательных задач и развитию творческого потенциала учеников.
Классификация методов эвристического обучения. Эвристические методы обучения — это не то же самое, что методы эвристического обучения. Дело в том, что в эвристическом обучении могут быть не только эвристические методы, но и те, которые приводят к решению основной задачи — обеспечению самодвижения учащихся, открытию ими не только знаний, но и других образовательных продуктов, способов самодвижения, построению персонального образовательного пути.
Рассмотрим группы методов эвристического обучения с точки зрения обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования.
Обучение, основанное на продуктивной — эвристической ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют учащимся: 1) познавать окружающий мир; 2) создавать при этом образовательную продукцию и 3) организовывать образовательный процесс. Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными, креативными и оргдеятельностными. Обратимся к этим видам деятельности для выбора основания классификации соответствующих методов обучения (рис. 8). Охарактеризуем каждую из полученных групп, а затем приведем описание отдельных методов.
МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Рис. 6. Методы эвристического обучения
Когнитивные методы обучения, или методы учебного познания, делятся на методы науки, методы учебных предметов и метапредметные. Научные методы — это методы исследований в физике, математике, географии и других науках. К ним относятся методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации и др.
Методы учебных предметов, с одной стороны, взяты из наук, с другой, относятся к непосредственному освоению конкретных образовательных областей и предметов. Это методы исследования фундаментальных образовательных объектов, методы сравнения образовательных продуктов учеников с культурно-историческими аналогами, традиционные методы исследования основных вопросов и тем учебных курсов.
Особый вид когнитивных методов обучения — метапредметные, которые представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию образования. Например, метаспособом является метод познавательного видения смысла объекта, метапредметным содержанием выступают такие объекты познания, как вещество, растение, звук.
Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Традиционно понимаемые методы интуитивного типа относятся к креативным методам: «мозговой штурм», метод эмпатии, педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и др. Такие методы опираются на нелогические действия учащихся, имеющие интуитивный характер.
Другой вид креативных методов обучения базируется на выполнении алгоритмических предписаний и инструкций: методы синектики, морфологического ящика. Их цель — создать логическую опору для создания учениками образовательной продукции.
Следующий вид креативных методов — эвристики, т. е. приемы, позволяющие ученикам решать задачи «наведением» на возможные их решения и путем сокращения вариантов перебора таких решений.
Оргдеятельностные методы обучения делятся на методы учеников, учителей и управленцев образования — основных субъектов образования. Методы учеников — это методы учебного целеполагания, планирования, контроля, рефлексии и др. Данная группа методов нетрадиционна для школ, ученики обычно почти не участвуют в конструировании своего образования. Научить детей методам организации и построения собственной траектории образования не менее важно, чем методам изучаемых ими наук.
Методы управления образованием — это педагогические и административные методы организации образовательных процессов на соответствующем уровне. Они во многом тождественны оргдеятельностным методам учеников, поскольку в отношении учителя, отдельной школы или всей системы образования применяются те же принципы, что и для обучения отдельных учеников. Данная группа методов используется при создании и развитии образовательных процессов в масштабе преподавания отдельного учебного курса, группы курсов или всей школы.
Охарактеризуем отдельные методы из перечисленных выше групп.
Когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, т. е. креативному результату. Поэтому методы познания являются также и креативными. Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными, а не с креативными процессами.
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь — вселение в свой дом, во Вселенную. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть как игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестанут относиться к данному методу несерьезно и примут его в разряд действительно учебных методов.
Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни ... ». В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объект себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Объекта в данном случае переходит в самонаблюдение ученика, которому удается отождествить себя с объектом.