ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2145
Скачиваний: 37
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационные формы обучения делятся на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий.
Наиболее распространенная форма обучения — классно-урочная. Ее альтернативы: Беланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймская система, Дальтон-план, план Трампа, «погружение», обучение по эпохам, лекционно-семинарская форма обучения.
Типы лекций: инструктивная, лекция-диалог, лекция с научной структурой, методологическая, историческая, общепредметная, обобщающая и др.
Типы семинаров: вводный, обзорный, самоорганизующий, поисковый, с индивидуальной работой, с групповой работой, в группах по выбору, с генерацией идей, семинар — «круглый стол», семинар-выставка, рефлексивный семинар и др.
Групповые формы обучения предполагают виды деятельности: индивидуальное самообучение, парное взаимообучение, групповая работа по общей теме, взаимообучение групп, выступление ученика вместо учителя и др.
Другие формы организации обучения: экскурсии, практикумы, лабораторные работы, конференции, симпозиумы, кружки, мастерские, кафедры, лаборатории, олимпиады, конкурсы, консультации, зачеты, экзамены.
Комплексный характер имеют такие формы обучения, как проекты и творческие недели.
Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев. Требования к организации проекта: различные пути реализации проекта каждой группой учеников; значимость для окружения учащихся; исследовательская направленность; педагогическая значимость; спланированность, сочетаемая с гибкостью; пиентированность на решение конкретной проблемы; наличие потребителя результатов проекта.
Творческая неделя — система занятий по индивидуальной подготовке и коллективной защите учениками творческих работ. В результате увеличивается продолжительность и качество творческой работы ученика над выбранной темой или проблемой по учебномукурсу.
Научная неделя — разновидность творческой недели в старших классах, имеющая образовательную доминанту в области научно-исследовательской деятельности учащихся.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Чем формы обучения отличаются от форм организации обучения?
2. С какой целью разрабатываются новые формы обучения и системы форм обучения, альтернативные классно-урочной системе?
3. В чем преимущества и недостатки групповой формы обучения?
4. Назовите условия и конкретные учебные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы, конференции.
5. В чем состоит отличие факультативных занятий от углубленного изучения учебных курсов в мастерских или на школьных кафедрах?
6. Перечислите основные виды деятельности учащихся, выполняемые ими в ходе образовательного проекта.
7. Какими принципами необходимо руководствоваться учителю при формулировании тематики творческих работ учеников?
Дидактический практикум
Тема 16. Формы обучения
1. Разработайте фрагмент занятия с использованием одной из общих форм обучения: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллективной, парной. Смоделируйте разработанный фрагмент во время студенческого семинара, выступив в роли учителя. Запишите и проанализируйте результаты обсуждения смоделированной части занятия.
Порядок проведения и обсуждения фрагмента занятия:
a) называется предмет, класс, тема занятия, его основная идея;
b) для более ясного понимания урока кратко отмечается, что ученики (которых будут играть студенты) уже знают, что было на предыдущих уроках;
c) проводится реальный фрагмент разработанного занятия (5-7 мин). Правило для участников во время моделирования занятия — не выходить за рамки своей роли учеников;
d) после завершения фрагмента занятия проводится его коллективное обсуждение с педагогической точки зрения; соблюдается следующий порядок:
- автор занятия говорит о том, как он его разрабатывал, что хотел получить в результате;
- ему задаются вопросы по содержанию занятия;
- желающие высказывают свои суждения, замечания, пожелания по занятию.
2. Разработайте план занятия с использованием одной из форм организации обучения: лекции, семинара, занятия с групповой работой, экскурсии, практикума, конференции, кружка, зачета, экзамена. В плане занятия укажите: тему, курс, класс, цели занятия, виды деятельности учеников на отдельных этапах, планируемые результаты, формы их контроля и оценки.
3. При возможности смоделируйте и обсудите наиболее яркий фрагмент разработанного занятия по схеме, описанной в предыдущем задании.
4. Составьте план работы своей мастерской, которая будет работать в школе во время творческой (научной) недели. Разработайте тематику предлагаемых ученикам на выбор творческих работ и основные виды их деятельности.
5. Разработайте по выбранной вами теме учебного курса образовательный проект, на который отводится 3 занятия. Укажите название проекта, его цель, необходимое оборудование и ограничения, краткое содержание занятий, предполагаемые результаты, формы их оценки.
ЛИТЕРАТУРА
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М., 1999.
Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., 2001.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М., 2004.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д, 2001.
писевич Ч. Основы обшей дидактики / Пер. с польск. М., 1986.
П йметсХ.Й. Групповая работа на уроке. М., 1975.
п хачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие Для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М., 1992.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 2000. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. М., 1999.
урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Кн. для учителя / Сост. Э.М. Браверман; Под ред. В.Г. Разумовского. М., 1993.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.
СПб., 2004. Чередов ИМ. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. М.,
1988. Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А.Н. Тубельский. М., 1994. § 2.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Метод деятельности — это способ ее осуществления, путь, ведущий к достижению цели. От применяемых методов обучения зависит успех всего образовательного процесса. Этим обусловлено особое внимание к методам обучения.
Метод — способ достижения цели.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учеников, направленные на достижение ими образовательных целей.
Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Метод может быть не только способом деятельности, но и способом организации деятельности, т. е. выступать метаметодом.
«Происходящая» функция метода обучения. Обычно под методом понимают отчужденный от его носителей способ деятельности, который можно «наложить» на учебный процесс. Между тем содержание метода, как и результаты его применения, всегда обусловлены субъектами деятельности, средой и ситуацией, в которых происходит образовательный процесс. Реализуемый, происходящий метод имеет сиювременной характер, он существует только «здесь и сейчас» (как «мгновенная» скорость в физике). В этом случае метод обучения получает субъектную определенность, прикрепленность к его носителям — субъектам обучения.
связи с указанной функцией метода нами введено понятие «происходящего» метода обучения1. Его введение обусловлено ситуативным обучением, т. е. обучением реалистично происходящим, состоящим из всегда уникальных образовательных ситуаций, развивающихся по своим закономерностям и зависимым от субъектов образовательного процесса. «Происходящий» метод обучения — это метод, содержание которого выстраивается в ходе образовательной деятельности. Такое толкование метода обучения вызывает необходимость рассмотрения его изменяющейся структуры, динамики развития. Эти задачи переводят процесс применения метода в методологию работы с ним.
В отличие от отчужденного от реальности метода, т.е. метода как модели предполагаемого действия, «происходящий» метод всегда «живой» и уникальный. Эта уникальность не означает спонтанности и хаотичности метода, она как раз и служит подтверждением живущего метода, и является предметом научного изучения. Так, с дидактической и методологической точек зрения необходимо понять, каковы закономерности жизни метода в обучении, чем определяется его выбор, от чего зависит его структура, последовательность этапов, результат применения. Исследований такого рода в настоящее время почти нет. Ученые обычно изучают не живой «происходящий» метод, а его модель — либо проектировочную, ту, которая создается с определенными целями, либо — рефлексивно выявляемую, т. е. ту, которая создается на основе анализа происходящей реальности. «Происходящий» метод обучения — не то, и не другое. Он не предшествует процессу обучения и не выявляется рефлексивно после него. Он происходит в самом обучении. С данной точки зрения можно сказать, что процесс обучения — это и есть всегда «происходящий» метод обучения. Но в процессе обучения, конечно, содержатся не только методы обучения. В нем воплощены все основные дидактические элементы — цели, ценности, формы, содержание компетенции и т. д. Все они, эти элементы, как и метод обучения — происходящие, т. е. живущие в самом процессе обучения.
Действующий метод существует лишь в процессе, на грани перехода от одного его момента к другому. Дидактической ячейкой, составной частью метода обучения является прием. Отдельные приемы обучения могут входить в состав различных методов обучения. Например, прием формулирования вопроса на выяснение причин может входить и в метод исследования объекта, и в метод объяснения. В зависимости от ситуации приемы могут играть роль полноценного метода, и наоборот, метод может стать отдельным приемом в рамках другого, более емкого метода. Таким образом, мы получаем следующее определение:
Прием обучения — обусловленное методом обучения конкретное действие или совокупность действий педагога и ученика, которые ведут к достижению ближайшей учебной цели.
Приемы обучения — это те элементы, которые позволяют составленному из них методу обучения происходить всегда уникально. Последовательность приемов, их продолжительность и возможность оценить степень творчества применяемой системы обучения. Ю.К. Бабанский среди возможных оснований классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и распределил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной деятельности, методы эвристической деятельности, методы исследовательской деятельности1.
Ю.К. Бабанский предложил три основные группы методов обучения2:
Методы стимулирования и мотивации учения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований;
Методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивные методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др.;
Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.
Дискуссия. Можно ли считать количество методов обучения бесконечным?
М.А. Данилов, М.М. Левина4 в основание классификации заложили дидактические цели, в этом случае методы группируются в зависимости от характера задач обучения. В.А. Онищук5 также предложил за основу классификации взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения:
Коммуникативный метод, цель которого усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;