Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2065

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутствовать эвристические и репродуктивные компоненты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание. У одного из них возникает желание написать дома прописью 100 одинаковых цифр, он ставит себе соответствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктивную деятельность. Но сама постановка им данной цели является эвристическим элементом деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), то есть предметом эвристической деятельности здесь служит не математический, а оргдеятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом, задание учителя — изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе — вызывает творчество не столько математического, сколько композиционного или художественного плана.

В то же время 100 написанных одинаковых цифр в нашем примере — это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний — приобретение навыка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, т. е. новый объем известного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было, и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.

Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Обеспечить достижение этой цели помогает следующий принцип: по всем вопросам учебной программы ученики могут создавать свои аналоги. Они могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, отобрать темы, спланировать, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная самореализация.

В традиционном обучении учитель «дает» материал по предмету, сообщает «знания», излагает правила и законы, а дети их усваивают. Считается, что приращение знаний, как личных, так и общечеловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися. В эвристическом обучении по всякому важному вопросу ученики изначально излагают свое мнение, суждение или предположение. Для этого им предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т.п.) но не готовые знания о нем. Например, изучая состав предложения, ученики конструируют свое правило его устройства; решая задачу, извлекают способы ее решения; изучая понятие или явление, предлагают им свое определение или объяснение.


С детскими версиями и суждениями учитель работает как с особым личностным содержанием образования, помогает ученикам оформить и выразить свою мысль. Особое внимание уделяется неординарным, нестандартным суждениям и работам. Ученики с помощью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, относятся к ней критически, но доброжелательно.

Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами. Каждый ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны — личностное развитие и продукция самих учеников, с другой — усвоение и личностная оценка ими общепринятых достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов.

Завершает цикл эвристического обучения рефлексия — осознание учениками способов собственной деятельности, фиксация достигнутых образовательных результатов. Рефлексия обнаруживает «сухой остаток» деятельности, обозначает осознанные детьми образовательные результаты, выявляет возникшие проблемы.

Результат деятельности ученика выступает не только личностным, но и в определенном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника.

Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинают решаться в личной деятельности ученика.

Дискуссия. Возможно ли создание учениками знаний без предварительной передачи ему соответствующего социального опыта и технологий деятельности?

Творчество — всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки — личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика; б) его творческие достижения по изучаемым предметам, в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.



Границы применимости дидактической эвристики определяются конкретным учителем, родителем или школой, которая выбирает ориентацию на развитие одаренности учащихся и продуктивный тип образования. Сами ученики, как правило, с удовольствием воспринимают возможность творческого самовыражения, достигая и перекрывая при этом общепринятые образовательные нормативы. Проведенные исследования показали, что практически любой вопрос базовой учебной программы по любому предмету и в любом возрасте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, организуемого педагогом.

РЕЗЮМЕ

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. Эвристическое обучение — обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Дидактическая теория, описывающая систему эвристического обучения, называется дидактической эвристикой.

Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности.

Эвристическое обучение отличается от развивающего, поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность, талант, гений. Ученик с высокой степенью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей — гением.

Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: 1) сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах; 2) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; 3) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

В эвристическом обучении последовательность изучения образовательных стандартов и собственное творчество ученика меняются местами.

В эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Что вы понимаете под эвристикой: догадку, возникающую при решении задачи; прием решения задачи; метод открытия нового; метод обучения;
продуктивную деятельность; дидактическую теорию; раздел психологии; науку о творчестве; научную область?

2. Считаете ли вы, что знания содержатся (обнаруживаются) внутри человека, а не снаружи? Объясните в этом случае механизм извлечения скрытых в человеке знаний.

3. Существует точка зрения, что любая деятельность человека является творческой и продуктивной, поскольку всегда приводит к некоторому продукту деятельности (А.В.Брушлин-ский). Можно ли в данном случае считать, что любая деятельность ученика является эвристической?

4. Можно ли считать эвристическое обучение развитием проблемного обучения?

5. Если творчество — это всегда выход за рамки, тогда каким образом необходимо их задавать в обучении, чтобы не ограничивать, а стимулировать творчество учеников?

Дидактический практикум

Тема 23. Эвристическое обучение

  1. Знания — незнания. Проведите сопоставительный анализ двух дидактических подходов: 1) познание — это увеличение знаний; 2) познание — это увеличение незнаний. Для этого разработайте два разных плана урока по биологии на тему «Домашняя кошка». Результаты

внесите в таблицу.

Элементы дидактического подхода

Увеличение знаний

Увеличение незнаний

1. Цели урока







2. Объекты изучения








3. Основное задание ученикам







4. Что делает учитель








5. Что делают ученики







6. Ожидаемые результаты








7. Способы проверки достижения целей







8. Формы оценки результатов







9. Домашнее задание









  1. Опишите дидактическую систему эвристического обучения, используя следующую таблицу:

Элементы дидактической системы

Описание элементов

1 Назначение системы





2 Смысл образования





3 Ведущие принципы





4 Цели обучения

5 Роль учителя в обучении




6 Роль ученика в обучении





7 Организация учебного процесса




8 Особенности содержания образования




9 Преобладающие формы и методы обучения





10 Результаты и формы их контроля




11 Отличия от традиционного обучения





12 Общие черты с проблемным и развивающим обучением





3. Составьте план урока, целью которого является создание учениками новых знаний по отношению к той информации, которую им предложит учитель. План урока опишите следующим образом:

a) тема урока;

b) учебный курс, класс;

c) цели урока;

d) объект изучения;

e) почему ученикам будет интересно его изучать;

f) сообщаемая ученикам информация (образовательная среда);

д) форма задания или проблема для эвристической деятельности учеников;

h) предполагаемые виды добытых учениками новых знаний (приращение новых знаний).

Смоделируйте фрагмент разработанного вами урока со студентами на семинарском занятии или с реальными учениками во время педагогической практики.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. М., 1981.

Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. Казань, 1994.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. Казань, 2000.

Армстронг Г. Эвристический метод обучения или Искусство представлять детям самим доходить до познания предметов / Извлеч. и пер. А.П. Павлова. М., 1900.

Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 218-221.

Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

Платон. Собр.соч.: В 4 т. М., 1990-1994.

Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М., 1967.

Халаджан Н.Н. Аутоинженеринг. Фундаментальный курс творческой ориентации личности. М., 1995.

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.

Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. 1999. № 7. С. 15-22.

Школа творчества: Сб. ученических работ/ Под ред. А.В. Хуторского. Ногинск, 1996.