Файл: Практическое занятие 23.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 457

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.ФУМ-ЛЕНТА

3.УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ НИТЬ

Метод подборка концов:

развернутый треугольник:

Извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин.При удалении стержней у роторов, на которые отсутствует техническая документация (обмоточные данные, геометрические размеры), производят их осмотр, необходимые замеры, составляют дефектную ведомость и определяют обмоточные данные, параметры бандажей, расположение начал и концов фаз, данные по изоляции и др. В процессе разборки на роторе маркируют пазы (номера), в которых расположены начала и концы фаз.Разборку начинают со срезания бандажей из стеклоленты или распайки бандажей из стальной проволоки. Распайку производят электродуговым паяльником, а бандажную проволоку наматывают на барабан. Затем распаивают хомутики, соединяющие концы стержней в лобовых частях, снимают и зачищают их от припоя. Одновременно зачищают от припоя и концы стержней. Затем с помощью специальных ключей разгибают стержень в двух местах, иначе его невозможно будет вынуть из паза. Одним ключом удерживают стержень, а другим производят разгиб. Извлечение стержней из пазов требует значительных усилий, поэтому для извлечения используют специальное приспособле­ние, показанное на рис. 8.12. Его закрепляют на валу 6 хомутом 5, затем закрепляют в зажиме 2 конец 1 стержня. Вращая винт 4, вытягивают верхний стержень из паза, предохраняя приспособление от смещения распоркой 3. После удаления всех верхних стержней удаляют нижние стержни.Пазы сердечника, нажимные шайбы и обмоткодержатели очищают от старой изоляции. Проверяют качество пазов, для чего в пазы устанавливают один слой электрокартона толщиной 0,1 мм и прогоняют через паз клин, изготовленный по форме и размеру паза с учетом толщины гильзы из электрокартона.После прогонки клина извлекают гильзу и по числу и глубине вмятин на ней судят о неисправности пазов, которую исправляют дорновкой. Удаленные стержни отправляют на восстановление изоляции.Извлечение якорной обмотки машин постоянного тока. Перед разборкой производят, как и в предыдущем случае, запись необходимых для последующего ремонта обмоточных данных. Разборку начинают с распайки (удаления) бандажей и отпайки концов обмотки от коллектора. Если обмотка соединена с коллектором сваркой, то сварку удаляют на токарном станке. Глубина сварки от торца петушков составляет 2...4 мм.Если обмотка крепилась в пазах клиньями, их предварительно выбивают. Сначала извлекают из пазов верхние стороны катушек, затем удаляют межслойную изоляцию и вынимают нижние стороны катушек. При извлечении под катушку подводят киперную или лавсановую ленту, с помощью которой вытаскивают катушку из паза, не деформируя ее. По мере разборки записывают данные уравнительных соединений и их схему. Пазы якоря зачищают от остатков изоляции, проверяют их исправность и отправляют необмотанный якорь на мойку.В тех случаях, когда состояние изоляции удовлетворительное, а дефект имеется лишь в верхней стороне катушки обмотки якоря, производят его устранение без полной разборки обмотки. Для этого снимают бандажи, распаивают или вырубают острым зубилом место соединения катушки с коллектором и достают (вынимают) поврежденную верхнюю сторону катушки. После замены поврежденной изоляции отремонтированную сторону катушки укладывают обратно в паз, соединяют ее с коллектором и восстанавливают снятые бандажи.Поврежденный медный провод наваривают медно-фосфорным припоем, зачищают и изолируют. При повреждении провода нужно внимательно осмотреть паз, в котором он находился, для нахождения причины повреждения и выхода машины из строя.Извлечение высоковольтной катушечной обмотки. Такая обмотка располагается в открытых пазах, а катушки имеют термопластичную или термореактивную изоляцию. У обмоток с термопластичной изоляцией рассоединяют катушечные группы и нагревают их перед выемкой, используя сварочные генераторы постоянного тока, позволяющие обеспечить ток при нагреве, равный 0,4...0,6 номинального. Форсировать нагрев катушек нельзя, так как это может привести к вспучиванию изоляции. При нагреве термопластичная изоляция размягчается и становится эластичной. Из пазов выбивают клинья, обрезают крепления обмотки к бандажным кольцам и между собой, сохраняя при этом межкатушечные прокладки в лобовых частях. Катушки извлекают из пазов с помощью лент (рис. 8.13), а для облегчения выемки между верхней и нижней катушками забивают деревянные или пластмассовые клинья. Верхние стороны первых катушек, число которых равно шагу обмотки в пазах, оставляют в расточке статора, так как их нижние стороны еще нельзя извлечь. Затем извлекают катушки целиком (и нижние и верхние стороны), последними извлекают ниж­ние стороны первых катушек. Извлеченные катушки отправляют на переизолировку и проводят дефектацию сердечника.Практическое занятие №44Разборка обмоток из прямоугольного проводаЦель работы: изучить алгоритм разборки обмоток из прямоугольного провода.Ход занятия:1. Изучить краткие теоретические сведения.2. Выполнить задание.3. Оформить отчет в соответствии с заданием.4. По контрольным вопросам подготовиться к защите практической работы.Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:К обмоткам из прямоугольного провода относятся обмотки фазных роторов асинхронных двигателей, статорные обмотки крупных синхронных и асинхронных машин, якорные обмотки и обмотки возбуждения машин постоянного тока, обмотки возбуждения синхронных машин.Извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин. При удалении стержней у роторов, на которые отсутствует техническая документация (обмоточные данные, геометрические размеры), производят их осмотр, необходимые замеры, составляют дефектную ведомость и определяют обмоточные данные, параметры бандажей, расположение начал и концов фаз, данные по изоляции и др. В процессе разборки на роторе маркируют пазы (номера), в которых расположены начала и концы фаз.Разборку начинают со срезания бандажей из стеклоленты или распайки бандажей из стальной проволоки. Распайку производят электродуговым паяльником, а бандажную проволоку наматывают на барабан. Затем распаивают хомутики, соединяющие концы стержней в лобовых частях, снимают и зачищают их от припоя. Одновременно зачищают от припоя и концы стержней. Затем с помощью специальных ключей разгибают стержень в двух местах, иначе его невозможно будет вынуть из паза. Одним ключом удерживают стержень, а другим производят разгиб.Извлечение стержней из пазов требует значительных усилий, поэтому для извлечения используют специальное приспособление, показанное на рис. 8.12. Его закрепляют на валу 6 хомутом 5, затем закрепляют в зажиме 2 конец 1 стержня. Вращая винт 4, вытягивают верхний стержень из паза, предохраняя приспособление от смещения распоркой 3. После удаления всех верхних стержней удаляют нижние стержни. Пазы сердечника, нажимные шайбы и обмоткодержатели очищают от старой изоляции. Проверяют качество пазов, для чего в пазы устанавливают один слой электрокартона толщиной 0,1 мм и прогоняют через паз клин, изготовленный по форме и размеру паза с учетом толщины гильзы из электрокартона.После прогонки клина извлекают гильзу и по числу и глубине вмятин на ней судят о неисправности пазов, которую исправляют дорновкой. Удаленные стержни отправляют на восстановление изоляции.Извлечение якорной обмотки машин постоянного тока. Перед разборкой производят, как и в предыдущем случае, запись необходимых для последующего ремонта обмоточных данных. Разборку начинают с распайки (удаления) бандажей и отпайки концов обмотки от коллектора. Если обмотка соединена с коллектором сваркой, то сварку удаляют на токарном станке. Глубина сварки от торца петушков составляет 2...4 мм.Если обмотка крепилась в пазах клиньями, их предварительно выбивают. Сначала извлекают из пазов верхние стороны катушек, затем удаляют межслойную изоляцию и вынимают нижние стороны катушек. При извлечении под катушку подводят киперную или лавсановую ленту, с помощью которой вытаскивают катушку из паза, не деформируя ее. По мере разборки записывают данные уравнительных соединений и их схему. Пазы якоря зачищают от остатков изоляции, проверяют их исправность и отправляют необмотанный якорь на мойку.В тех случаях, когда состояние изоляции удовлетворительное, а дефект имеется лишь в верхней стороне катушки обмотки якоря, производят его устранение без полной разборки обмотки. Для этого снимают бандажи, распаивают или вырубают острым зубилом место соединения катушки с коллектором и достают (вынимают) поврежденную верхнюю сторону катушки. После замены поврежденной изоляции отремонтированную сторону катушки укладывают обратно в паз, соединяют ее с коллектором и восстанавливают снятые бандажи.Поврежденный медный провод наваривают медно-фосфорным припоем, зачищают и изолируют. При повреждении провода нужно внимательно осмотреть паз, в котором он находился, для нахождения причины повреждения и выхода машины из строя.Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:Какие обмотки выполняются прямоугольным проводом?Каким образом выполняется извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин?С чего начинают разборку обмоток из прямоугольного провода?Задания к практическому занятию:Составить алгоритм разборки обмоток из прямоугольного провода:К указанным обмоткам относятся обмотки фазных роторов асинхронных двигателей, статорные обмотки крупных синхронных и асинхронных машин, якорные обмотки и обмотки возбуждения машин постоянного тока, обмотки возбуждения синхронных машин.Извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин.При удалении стержней у роторов, на которые отсутствует техническая документация (обмоточные данные, геометрические размеры), производят их осмотр, необходимые замеры, составляют дефектную ведомость и определяют обмоточные данные, параметры бандажей, расположение начал и концов фаз, данные по изоляции и др. В процессе разборки на роторе маркируют пазы (номера), в которых расположены начала и концы фаз.Разборку начинают со срезания бандажей из стеклоленты или распайки бандажей из стальной проволоки. Распайку производят электродуговым паяльником, а бандажную проволоку наматывают на барабан. Затем распаивают хомутики, соединяющие концы стержней в лобовых частях, снимают и зачищают их от припоя. Одновременно зачищают от припоя и концы стержней. Затем с помощью специальных ключей разгибают стержень в двух местах, иначе его невозможно будет вынуть из паза. Одним ключом удерживают стержень, а другим производят разгиб. Извлечение стержней из пазов требует значительных усилий, поэтому для извлечения используют специальное приспособле­ние, показанное на рис. 8.12. Его закрепляют на валу 6 хомутом 5, затем закрепляют в зажиме 2 конец 1 стержня. Вращая винт 4, вытягивают верхний стержень из паза, предохраняя приспособление от смещения распоркой 3. После удаления всех верхних стержней удаляют нижние стержни.Пазы сердечника, нажимные шайбы и обмоткодержатели очищают от старой изоляции. Проверяют качество пазов, для чего в пазы устанавливают один слой электрокартона толщиной 0,1 мм и прогоняют через паз клин, изготовленный по форме и размеру паза с учетом толщины гильзы из электрокартона.После прогонки клина извлекают гильзу и по числу и глубине вмятин на ней судят о неисправности пазов, которую исправляют дорновкой. Удаленные стержни отправляют на восстановление изоляции.Извлечение якорной обмотки машин постоянного тока. Перед разборкой производят, как и в предыдущем случае, запись необходимых для последующего ремонта обмоточных данных. Разборку начинают с распайки (удаления) бандажей и отпайки концов обмотки от коллектора. Если обмотка соединена с коллектором сваркой, то сварку удаляют на токарном станке. Глубина сварки от торца петушков составляет 2...4 мм.Если обмотка крепилась в пазах клиньями, их предварительно выбивают. Сначала извлекают из пазов верхние стороны катушек, затем удаляют межслойную изоляцию и вынимают нижние стороны катушек. При извлечении под катушку подводят киперную или лавсановую ленту, с помощью которой вытаскивают катушку из паза, не деформируя ее. По мере разборки записывают данные уравнительных соединений и их схему. Пазы якоря зачищают от остатков изоляции, проверяют их исправность и отправляют необмотанный якорь на мойку.В тех случаях, когда состояние изоляции удовлетворительное, а дефект имеется лишь в верхней стороне катушки обмотки якоря, производят его устранение без полной разборки обмотки. Для этого снимают бандажи, распаивают или вырубают острым зубилом место соединения катушки с коллектором и достают (вынимают) поврежденную верхнюю сторону катушки. После замены поврежденной изоляции отремонтированную сторону катушки укладывают обратно в паз, соединяют ее с коллектором и восстанавливают снятые бандажи.Поврежденный медный провод наваривают медно-фосфорным припоем, зачищают и изолируют. При повреждении провода нужно внимательно осмотреть паз, в котором он находился, для нахождения причины повреждения и выхода машины из строя.Извлечение высоковольтной катушечной обмотки. Такая обмотка располагается в открытых пазах, а катушки имеют термопластичную или термореактивную изоляцию. У обмоток с термопластичной изоляцией рассоединяют катушечные группы и нагревают их перед выемкой, используя сварочные генераторы постоянного тока, позволяющие обеспечить ток при нагреве, равный 0,4...0,6 номинального. Форсировать нагрев катушек нельзя, так как это может привести к вспучиванию изоляции. При нагреве термопластичная изоляция размягчается и становится эластичной. Из пазов выбивают клинья, обрезают крепления обмотки к бандажным кольцам и между собой, сохраняя при этом межкатушечные прокладки в лобовых частях. Катушки извлекают из пазов с помощью лент (рис. 8.13), а для облегчения выемки между верхней и нижней катушками забивают деревянные или пластмассовые клинья. Верхние стороны первых катушек, число которых равно шагу обмотки в пазах, оставляют в расточке статора, так как их нижние стороны еще нельзя извлечь. Затем извлекают катушки целиком (и нижние и верхние стороны), последними извлекают ниж­ние стороны первых катушек. Извлеченные катушки отправляют на переизолировку и проводят дефектацию сердечника.Практическое занятие №50Ремонт стержневых обмоток роторов и обмоток полюсовЦель работы: ознакомиться с методикой ремонта стержневых обмоток роторов и обмоток полюсовХод занятия:1. Изучить краткие теоретические сведения.2. Составить опорный конспект4. Ответить на контрольные вопросыПояснения Старую изоляцию снимают ножом в холодном или нагретом состоянии и для снятия наклепа отжигают места, где стержень изгибался при выемке. Отжиг производят в печи или газовой горелкой, нагревая стержень до 400 °С и охлаждая его в воде. Затем стержни выправляют и рихтуют, выгоревшие места напаивают твердым припоем и зачищают под размер стержня, удаляют заусенцы, зачищают концы металлической щеткой и обслуживают. После такой обработки стержни передают на изолировку и опрессовку.Пазовые части изолируют простынками, покрытыми клеем, обкатывают на обкаточных механизмах и опрессовывают на прессах. Лобовые части изолируют лентами и передают на укладку. Технология укладки стержней при ремонте не отличается от технологии укладки при изготовлении машины.Обмотки полюсов выполняют из круглого или прямоугольного провода или сборными. Обмотки из прямоугольного провода могут быть намотаны плашмя или на ребро. Катушки из круглого провода не ремонтируют, а изготовляют по технологии, принятой на электромашиностроительных заводах.Катушки, намотанные плашмя, разматывают, очищают от старой изоляции, отжигают, травят и промывают в горячей воде. Намотку производят на шаблон. Витковую изоляцию из электрокартона, асбестовой ленты или миканита устанавливают в процессе намотки.Катушки из шинной мели, намотанные на ребро, при ремонте растягивают гармошкой, очищают от старой изоляции, покрывают лаком и просушивают их в растянутом состоянии, проложив между витками асбестовую бумагу. Затем катушку сжимают, обрезают изоляцию по размеру внутреннего и наружного контура катушки, заводят внутрь оправку и опрессовывают на прессе или стяжными шпильками под давлением 3...4 МПа. Не снижая давления, катушку нагревают до 180 °С и выдерживают в течение 1 ...2 ч. Спрессованную катушку сушат, пропитывают в лаке или компаунд, ной массе и накладывают на нее внешнюю изоляцию.Пропитка обмоток статоров и роторовОбмотки статоров, роторов и катушки электрических аппаратов подвергают пропитке, которая уменьшает площадь их соприкосновения с окружающей средой и тем самым цементирует витки обмоток, снижает механический износ изоляции, замедляет процессы теплового старения и увлажнения электроизоляционных материалов. При пропитке повышается электрическая прочность изоляции вследствие заполнения пор и капилляров обмотки лаками, имеющими более высокую электрическую прочность, чем воздух. Кроме того, пропитка снижает температуру обмоток, так как теплопроводность лаков намного выше теплопроводности воздуха.При ремонте возможности выбора изоляции и лака ограничены и наиболее часто для пропитки обмоток из эмалированных проводов используют лаки марок МЛ-92, МГМ-8, КО-916к, КО- 964 Н, компаунды КП-34, КП-103 (составы без растворителей). Провода с волокнистой изоляцией допускают более широкий выбор пропиточного состава. Для них не представляет опасность высокая цементирующая способность пропиточного лака. Обмотки вращающихся частей при использовании проводов с волокнистой изоляцией пропитывают в компаундах (типов КП и Б-ИД- 9127), которые обеспечивают высокую цементацию.Растворители лаков (ксилол, толуол) при сушке должны испариться и выделиться из обмоток в виде летучих веществ, которые необходимо нейтрализовать и рассеять в атмосфере. Поэтому оборудование для пропитки должно быть установлено в отдельном помещении. Составы без растворителей при отвердении не выделяют вредных летучих веществ, поэтому оборудование дня пропитки и сушки можно располагать в общем помещении.В промышленности используют несколько способов пропитки и сушки. При ремонте на небольших участках используют способ погружения изделия в лак. Этот способ позволяет на одном и том же оборудовании пропитывать изделия различных размеров и конструкций, однако его применение сопряжено с большой долей ручного труда. Обычно при пропитке используют маловязкие лаки с вязкостью 40...45 с (по вискозиметру ВЗ-4 при температуре лака 20 X) и содержанием пленкообразующих веществ 51 .,.58 %. Чтобы внести в обмотку необходимое количество лака, выполняют несколько пропиток, после каждой из которых обмотки сушат в течение 8... 1



Конструкция одно - двухслойных концентрических обмоток такова, что укорочение шага у них зависит только от числа пазов на полюс и фазу.

Укладку обмоток начинают:

а) с осмотра сердечника: 1) в пазах не должно быть пыли и грязи; 2) отдельные листы не должны выступать и распушаться; 3) стенки пазов ровные;

б) устанавливают пазовую изоляцию, которую подгибают на краях, образовывая манжеты, препятствующие сдвигу ее;

в) при укладке однослойных обмоток в пазы закладывают витки обеих сторон катушек;

г) при укладке двухслойных обмоток в пазы :

1) закладывают стороны катушек, которые располагаются в низу паза, а вторые стороны, которые должны располагаться вверху паза, оставляют неуложенными. Число их равно шагу обмотки. Следующие катушки укладывают одной стороной вверх пазов, а другой вниз. После этого устанавливают верхние стороны первых катушек;

2) в изолированный паз устанавливают технологические прокладки 1 и через них заводят проводники;

3) после всыпания определенного количества их уплотняют;

4) при укладке 2-х слойных обмоток после заведения нижней катушки устанавливают изоляционную прокладку 3;

5) после укладки всех проводников их уплотняют, подгибают края изоляции 4, устанавливают прокладку под клин и с торца забивают клин 5. Если неплотно, то под клин 5 подкладывают дополнительные прокладки.

д) после укладки:

1) производят сборку, пайку схемы;

2) изолирование и увязку лобовых частей;

3) лобовым частям придают окончательную форму, обстукивая молотком через текстолитовую прокладку и проверяя шаблоном.

В дальнейшем запрещается что-либо делать с обмоткой.

Ремонтируя оси электродвигателя 1 и 11 серии используют современные провода с более тонкой изоляцией и пазовую изоляцию меньшей толщиной более высокого качества – получают очень низкий коэффициент заполнения паза (рекомендован 0,72-0,74). Поэтому устанавливают дополнительную изоляцию или используют провод большого диаметра.

Контрольные вопросы:

1. Что из себя представляет обмотка?

Ответ:
Обмо́тка — в электротехнике совокупность витков провода, образующих электрическую цепь, в которой суммируются электродвижущие силы, наведённые в витках[1].

Простейшей обмоткой является катушка — группа последовательно соединенных витков, намотанных один рядом с другим. Сложные обмотки состоят из многих секций, размещённых либо в отдельных отсеках-пазах, разделенных пазовой изоляцией, либо, в многослойных катушках, в пределах одного паза, в виде отдельных слоёв, разделённых изоляцией.

2. Каким образом производят изготовление и укладку обмоток из круглых проводов?

Ответ:При ремонте изготовление и укладка обмоток осуществляется следующим образом: нарезается и заготавливается изоляция, наматываются катушечные группы (или фазы), изолируются пазы и в них укладываются проводники, распаиваются схемы и выводные концы и формируются лобовые части обмотки.
Листовой материал разрезают ручными (гильотинными) или механизированными (вибро-) ножницами, а рулонный — дисковыми. Катушечные группы наматывают на автоматизированных станках, предварительно устанавливая программу намотки и размер шаблона. После окончания намотки для облегчения съема катушек станок останавливают, щеки шаблона сближают, ослабляя намотку. При работе на неавтоматизированных станках используют неунифицированные шаблоны, рассчитанные для намотки катушек определенных размеров (рис. 1). Шаблоны позволяют наматывать равнокатушечную и концентрическую обмотки и имеют приспособление, позволяющее движением рукоятки ослабить намотку обмотки и свободно снять ее с шаблона.
При ремонте обмотки стараются сохранить все ее параметры — шаг, количество витков в пазу, диаметр провода по меди и геометрическую форму. Для однослойных обмоток это не представляет трудностей. Равнокатушечная и концентрическая обмотки имеют практически одинаковую трудоемкость и одинаково удобны при укладке.

3. Какой инструмент и приспособления необходимы при изготовлении обмоток?

Ответ:При изготовлении обмоток на месте, помимо всех указанных выше основных приспособлений, необходимо иметь: паяльный агрегат для внутренних паек провода, набор различного инструмента (монтажный нож, гаечные и раздвижные ключи, напильники, плоскогубцы, кусачки, зубило, молоток, ручные тиски, ножницы, киянки и т. п.), а также изолировочный материал (электрокартон разной толщины: 0,5-2 мм. телефонную, кабельную и крепированную бумагу; лакоткань, тафтяную и киперную ленту.



4. Назовите параметры обмотки, которые необходимо сохранить при их ремонте?

Ответ:При ремонте обмотки стараются сохранить все ее параметры–шаг, количество витков в пазу, диаметр провода по меди, геометрическую форму. Для однослойных обмоток это не представляет трудностей. Равнокатушечная и концентрическая обмотки имеют практически одинаковую трудоемкость и одинаково удобны при укладке.

5. Какие требования необходимо выполнять при укладке обмоток?

Задания к практическому занятию:

Составить технологическую карту изготовления обмоток:

Технологическая карта изготовления обмотки

№ п/п

Порядок изготовления обмотки

Инструмент, материал

1.

Подготовить бакелитовый цилиндр, для чего проверить состояние его и размеры, укрепить на станке. При отсутствии готового — изготовить цилиндр из электрокартона длиной более длины обмотки на 32 мм

Измерительная линейка
Электрокартон ЭМЦ толщиной 1,5 — 2 мм

2.

Подготовить изоляционный материал для межслоевой изоляции.
Для изготовления послоевой изоляции используют электрокартон толщиной, равной диаметру провода (или толщине витка); готовую изоляцию обматывают телефонной бумагой.

Ножницы, кабельная бумага (0,1 м), электрокартон ЭМЦ (0,5 мм) телефонная бумага (0,05 мм)

3.

Установить катушку с проводом на вертушку, отрегулировать натяжение провода.

Вертушка, обмоточный провод ПБ диаметром 1,45/1,75.

4.

Установить торцевой уравнительный поясок на цилиндр вплотную к щеке шаблона. Изогнуть вывод провода под прямым углом.

Ленты (киперная, лакоткань).

Изолировать вывод и закрепить.

Продеть отвод через вырез в шаблоне и закрепить шаблон на планшайбе обмоточного станка.

Молоток, фибровый клин.

Намотать один слой катушки, уплотняя витки ее в осевом направлении клином.

Кабельная бумага 0,1 мм.

Обернуть первый слой обмотки слоями кабельной бумаги.

5.

Намотать поочередно слои обмотки. Каждый переход из слоя в слой должен отставать на одну треть окружности. В конце каждого слоя (за 2 — 3 витка до конца) устанавливают уравнительный поясок (как в 4). Между слоями устанавливают в соответствии с расчетной запиской буковые планки.

Ручные ножницы по металлу.
Буковые планки с коробочками из электрокартона.

При выполнении отводов на буковых планках согласно расчетной записке отмечаются места выхода отводов.

6.

Выполнить отводы в соответствии с расчетной запиской. Сечение отводов должно быть не менее 1,5 — 2 сечения обмоточного провода при диаметре его до 1 мм и 1,2—1,25 —при диаметре его более 1 мм.




Изолировать конец катушки лентой вполуперекрытие слоев.

Продеть конец катушки в ленточную петлю и затянуть ее. Конец ленты отрезать.

Наложить кабельную бумагу вполуперекрытие слоев на верхний слой обмотки.

Зачистить изоляцию на концах обмотки.

7.

Снять обмотку со станка.

Молоток.

Связать обмотку в осевом направлении в 3 — 4 местах лентой.

Закрепить в связанных местах прокладками из электрокартона.

8.

Пропитать обмотку в лаке не менее 15 мин и дать стечь лаку (15 — 20 мин).

Установка для пропитки и сушки.
Глифтелевый лак ГФ-95. 1

Просушить обмотку при температуре 100°С 5 — 6 часов.

Запечь лак обмотки при температуре 85 — 90 °С в течение 18 — 20 ч с продувкой горячим воздухом.

Вынуть из печи и остудить обмотку.




Практическое занятие №49

Изготовление и укладка обмоток из прямоугольного провода
Цель работы: изучить алгоритм изготовления и укладки обмоток электрических машин из прямоугольного провода

Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:

Обмотка электрической машины является основной ее частью. Надежность машин, главным образом, определяется качеством обмоток. Поэтому к ним предъявляются высокие требования электрической и механической прочности, влагостойкости и нагревостойкости.

Обмоткой электрической машины является система проводников, соединенных между собой по определенной схеме и вложенных в пазы сердечника. Обмотка состоит из витков, катушек и катушечных групп, проводники которых изолируют от корпуса машины корпусной изоляцией и друг от друга межвитковой изоляцией.

Виток обмотки состоит из двух последовательно соединенных между собой проводников, уложенных в два паза сердечника. Число витков обмотки определяется в зависимости от номинального напряжения машины, а площадь сечения их от мощности машины.

Катушка обмотки представляет собой несколько последовательно соединенных витков и уложенных соответствующими сторонами в два паза сердечника. Те части катушки, которые лежат в пазах сердечника, называют пазовыми (активными), а расположенные вне пазов — лобовыми частями катушек. Катушки могут быть мягкими (намотанными из изолированного проводи круглого сечения) или жесткими (намотанными или согнутыми из проводов прямоугольного сечения).

Катушечная группа состоит из нескольких последовательно соединенных катушек одной фазы, расположенных в соседних пазах сердечника.

Для обмоток применяют провода, изготовленные из электротехнической отожженной красной меди ММ (медная мягкая) и МТ (медная твердая). Провода изолируют хлопчатобумажной пряжей, лаками, стекловолокном и др. Чаще всего применяют медные провода, покрытые эмалевой изоляцией. Например, провода: ПЭЛ — эмалированные лаком на масляной основе, ПЭЛБО — эмалированные масляным лаком и покрытые одним слоем нитей из хлопчатобумажной пряжи, ПЭЛЛО — изолированный масляным лаком и одним слоем лавсановых нитей. Применяются также обмоточные алюминиевые провода марок АПВ, АП БД, ПЭТВА и др.

В качестве пазовой изоляции и прокладок применяют электроизоляционные картон (марок ЭВ, ЭВС, ЭВТ) и лакоткани.

Для защиты обмоток от механических повреждений чаще всего используют хлопчатобумажные ленты, пленочные материалы (мелинекс и др.), стеклоленту.


Для пропитки изготовленных обмоток используют различные лаки на основе смол, битумов, высыхающих масел и т. д. Так, для пропитки обмоток применяют масляно-битумные лаки, например, БТ-987 (бывший № 447). Они создают прочность, повышают влагостойкость и теплопроводность обмоток.

Покровные лаки БТ-95 (масляно-битумный) и КФ-95 (масляно-смоляной) создают на поверхности обмоток защитные влагостойкие, маслостойкие и термостойкие покрытия.

После ремонта обмотки электрических машин покрывают эмалью с целью повышения влагостойкости или маслостойкости обмотки. Для этого используют разновидности эмали ГФ-92ХС (глифталемасляная), которые хорошо цементируют обмотку, повышают ее механическую прочность.

Обмотки электрических машин подразделяются на петлевые, волновые и комбинированные. Наибольшее распространение в статорных обмотках получили петлевые обмотки, а в фазных обмотках асинхронных машин — волновые. Комбинированные обмотки, состоящие из элементов петлевых и волновых обмоток, применяются чаще всего для якорей электрических машин постоянного тока.

Ремонт обмоток проводит обмотчик на обмоточных участках ЭРЦ, которые имеют готовые элементы обмоток, получаемые с заводов-изготовителей или изготавливаемые силами ЭРЦ. После определения характера неисправности обмоток приступают к их ремонту.

Укладка обмоток является одной из наиболее ответственных операций технологического процесса ремонта. Перед укладкой обмотчик должен получить и подробно ознакомиться с обмоточно-расчетной запиской ремонтируемого электродвигателя. Обмоточная записка содержит данные о сечении и марке провода, числе проводников в пазу, геометрической форме и размерах витков, шаге обмотки по пазам и схеме соединения обмоток.

Статор должен быть подготовлен к укладке обмотки, пазы прочищены, продуты и проверены по размерам. Так же должны быть подготовлены все изоляционные детали и катушки обмотки.

Катушечные группы наматывают на автоматизированных станках. Предварительно устанавливается программа намотки и размер шаблона. После окончания намотки станок останавливают, щеки шаблона сближают, ослабляя намотку, для облегчения съема катушек. Намотанные катушечные группы обмотки передают на рабочее место укладки.

Рабочим местом обмотчика является поворотный стол, дающий возможность поворачивать статор вокруг вертикальной оси. Указанное приспособление дает возможность установить и закрепить статор в любом удобном для обмотчика положении при незначительных усилиях с его стороны.