Файл: Практическое занятие 23.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 451

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.ФУМ-ЛЕНТА

3.УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ НИТЬ

Метод подборка концов:

развернутый треугольник:

Извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин.При удалении стержней у роторов, на которые отсутствует техническая документация (обмоточные данные, геометрические размеры), производят их осмотр, необходимые замеры, составляют дефектную ведомость и определяют обмоточные данные, параметры бандажей, расположение начал и концов фаз, данные по изоляции и др. В процессе разборки на роторе маркируют пазы (номера), в которых расположены начала и концы фаз.Разборку начинают со срезания бандажей из стеклоленты или распайки бандажей из стальной проволоки. Распайку производят электродуговым паяльником, а бандажную проволоку наматывают на барабан. Затем распаивают хомутики, соединяющие концы стержней в лобовых частях, снимают и зачищают их от припоя. Одновременно зачищают от припоя и концы стержней. Затем с помощью специальных ключей разгибают стержень в двух местах, иначе его невозможно будет вынуть из паза. Одним ключом удерживают стержень, а другим производят разгиб. Извлечение стержней из пазов требует значительных усилий, поэтому для извлечения используют специальное приспособле­ние, показанное на рис. 8.12. Его закрепляют на валу 6 хомутом 5, затем закрепляют в зажиме 2 конец 1 стержня. Вращая винт 4, вытягивают верхний стержень из паза, предохраняя приспособление от смещения распоркой 3. После удаления всех верхних стержней удаляют нижние стержни.Пазы сердечника, нажимные шайбы и обмоткодержатели очищают от старой изоляции. Проверяют качество пазов, для чего в пазы устанавливают один слой электрокартона толщиной 0,1 мм и прогоняют через паз клин, изготовленный по форме и размеру паза с учетом толщины гильзы из электрокартона.После прогонки клина извлекают гильзу и по числу и глубине вмятин на ней судят о неисправности пазов, которую исправляют дорновкой. Удаленные стержни отправляют на восстановление изоляции.Извлечение якорной обмотки машин постоянного тока. Перед разборкой производят, как и в предыдущем случае, запись необходимых для последующего ремонта обмоточных данных. Разборку начинают с распайки (удаления) бандажей и отпайки концов обмотки от коллектора. Если обмотка соединена с коллектором сваркой, то сварку удаляют на токарном станке. Глубина сварки от торца петушков составляет 2...4 мм.Если обмотка крепилась в пазах клиньями, их предварительно выбивают. Сначала извлекают из пазов верхние стороны катушек, затем удаляют межслойную изоляцию и вынимают нижние стороны катушек. При извлечении под катушку подводят киперную или лавсановую ленту, с помощью которой вытаскивают катушку из паза, не деформируя ее. По мере разборки записывают данные уравнительных соединений и их схему. Пазы якоря зачищают от остатков изоляции, проверяют их исправность и отправляют необмотанный якорь на мойку.В тех случаях, когда состояние изоляции удовлетворительное, а дефект имеется лишь в верхней стороне катушки обмотки якоря, производят его устранение без полной разборки обмотки. Для этого снимают бандажи, распаивают или вырубают острым зубилом место соединения катушки с коллектором и достают (вынимают) поврежденную верхнюю сторону катушки. После замены поврежденной изоляции отремонтированную сторону катушки укладывают обратно в паз, соединяют ее с коллектором и восстанавливают снятые бандажи.Поврежденный медный провод наваривают медно-фосфорным припоем, зачищают и изолируют. При повреждении провода нужно внимательно осмотреть паз, в котором он находился, для нахождения причины повреждения и выхода машины из строя.Извлечение высоковольтной катушечной обмотки. Такая обмотка располагается в открытых пазах, а катушки имеют термопластичную или термореактивную изоляцию. У обмоток с термопластичной изоляцией рассоединяют катушечные группы и нагревают их перед выемкой, используя сварочные генераторы постоянного тока, позволяющие обеспечить ток при нагреве, равный 0,4...0,6 номинального. Форсировать нагрев катушек нельзя, так как это может привести к вспучиванию изоляции. При нагреве термопластичная изоляция размягчается и становится эластичной. Из пазов выбивают клинья, обрезают крепления обмотки к бандажным кольцам и между собой, сохраняя при этом межкатушечные прокладки в лобовых частях. Катушки извлекают из пазов с помощью лент (рис. 8.13), а для облегчения выемки между верхней и нижней катушками забивают деревянные или пластмассовые клинья. Верхние стороны первых катушек, число которых равно шагу обмотки в пазах, оставляют в расточке статора, так как их нижние стороны еще нельзя извлечь. Затем извлекают катушки целиком (и нижние и верхние стороны), последними извлекают ниж­ние стороны первых катушек. Извлеченные катушки отправляют на переизолировку и проводят дефектацию сердечника.Практическое занятие №44Разборка обмоток из прямоугольного проводаЦель работы: изучить алгоритм разборки обмоток из прямоугольного провода.Ход занятия:1. Изучить краткие теоретические сведения.2. Выполнить задание.3. Оформить отчет в соответствии с заданием.4. По контрольным вопросам подготовиться к защите практической работы.Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:К обмоткам из прямоугольного провода относятся обмотки фазных роторов асинхронных двигателей, статорные обмотки крупных синхронных и асинхронных машин, якорные обмотки и обмотки возбуждения машин постоянного тока, обмотки возбуждения синхронных машин.Извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин. При удалении стержней у роторов, на которые отсутствует техническая документация (обмоточные данные, геометрические размеры), производят их осмотр, необходимые замеры, составляют дефектную ведомость и определяют обмоточные данные, параметры бандажей, расположение начал и концов фаз, данные по изоляции и др. В процессе разборки на роторе маркируют пазы (номера), в которых расположены начала и концы фаз.Разборку начинают со срезания бандажей из стеклоленты или распайки бандажей из стальной проволоки. Распайку производят электродуговым паяльником, а бандажную проволоку наматывают на барабан. Затем распаивают хомутики, соединяющие концы стержней в лобовых частях, снимают и зачищают их от припоя. Одновременно зачищают от припоя и концы стержней. Затем с помощью специальных ключей разгибают стержень в двух местах, иначе его невозможно будет вынуть из паза. Одним ключом удерживают стержень, а другим производят разгиб.Извлечение стержней из пазов требует значительных усилий, поэтому для извлечения используют специальное приспособление, показанное на рис. 8.12. Его закрепляют на валу 6 хомутом 5, затем закрепляют в зажиме 2 конец 1 стержня. Вращая винт 4, вытягивают верхний стержень из паза, предохраняя приспособление от смещения распоркой 3. После удаления всех верхних стержней удаляют нижние стержни. Пазы сердечника, нажимные шайбы и обмоткодержатели очищают от старой изоляции. Проверяют качество пазов, для чего в пазы устанавливают один слой электрокартона толщиной 0,1 мм и прогоняют через паз клин, изготовленный по форме и размеру паза с учетом толщины гильзы из электрокартона.После прогонки клина извлекают гильзу и по числу и глубине вмятин на ней судят о неисправности пазов, которую исправляют дорновкой. Удаленные стержни отправляют на восстановление изоляции.Извлечение якорной обмотки машин постоянного тока. Перед разборкой производят, как и в предыдущем случае, запись необходимых для последующего ремонта обмоточных данных. Разборку начинают с распайки (удаления) бандажей и отпайки концов обмотки от коллектора. Если обмотка соединена с коллектором сваркой, то сварку удаляют на токарном станке. Глубина сварки от торца петушков составляет 2...4 мм.Если обмотка крепилась в пазах клиньями, их предварительно выбивают. Сначала извлекают из пазов верхние стороны катушек, затем удаляют межслойную изоляцию и вынимают нижние стороны катушек. При извлечении под катушку подводят киперную или лавсановую ленту, с помощью которой вытаскивают катушку из паза, не деформируя ее. По мере разборки записывают данные уравнительных соединений и их схему. Пазы якоря зачищают от остатков изоляции, проверяют их исправность и отправляют необмотанный якорь на мойку.В тех случаях, когда состояние изоляции удовлетворительное, а дефект имеется лишь в верхней стороне катушки обмотки якоря, производят его устранение без полной разборки обмотки. Для этого снимают бандажи, распаивают или вырубают острым зубилом место соединения катушки с коллектором и достают (вынимают) поврежденную верхнюю сторону катушки. После замены поврежденной изоляции отремонтированную сторону катушки укладывают обратно в паз, соединяют ее с коллектором и восстанавливают снятые бандажи.Поврежденный медный провод наваривают медно-фосфорным припоем, зачищают и изолируют. При повреждении провода нужно внимательно осмотреть паз, в котором он находился, для нахождения причины повреждения и выхода машины из строя.Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:Какие обмотки выполняются прямоугольным проводом?Каким образом выполняется извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин?С чего начинают разборку обмоток из прямоугольного провода?Задания к практическому занятию:Составить алгоритм разборки обмоток из прямоугольного провода:К указанным обмоткам относятся обмотки фазных роторов асинхронных двигателей, статорные обмотки крупных синхронных и асинхронных машин, якорные обмотки и обмотки возбуждения машин постоянного тока, обмотки возбуждения синхронных машин.Извлечение стержневой обмотки фазных роторов асинхронных машин.При удалении стержней у роторов, на которые отсутствует техническая документация (обмоточные данные, геометрические размеры), производят их осмотр, необходимые замеры, составляют дефектную ведомость и определяют обмоточные данные, параметры бандажей, расположение начал и концов фаз, данные по изоляции и др. В процессе разборки на роторе маркируют пазы (номера), в которых расположены начала и концы фаз.Разборку начинают со срезания бандажей из стеклоленты или распайки бандажей из стальной проволоки. Распайку производят электродуговым паяльником, а бандажную проволоку наматывают на барабан. Затем распаивают хомутики, соединяющие концы стержней в лобовых частях, снимают и зачищают их от припоя. Одновременно зачищают от припоя и концы стержней. Затем с помощью специальных ключей разгибают стержень в двух местах, иначе его невозможно будет вынуть из паза. Одним ключом удерживают стержень, а другим производят разгиб. Извлечение стержней из пазов требует значительных усилий, поэтому для извлечения используют специальное приспособле­ние, показанное на рис. 8.12. Его закрепляют на валу 6 хомутом 5, затем закрепляют в зажиме 2 конец 1 стержня. Вращая винт 4, вытягивают верхний стержень из паза, предохраняя приспособление от смещения распоркой 3. После удаления всех верхних стержней удаляют нижние стержни.Пазы сердечника, нажимные шайбы и обмоткодержатели очищают от старой изоляции. Проверяют качество пазов, для чего в пазы устанавливают один слой электрокартона толщиной 0,1 мм и прогоняют через паз клин, изготовленный по форме и размеру паза с учетом толщины гильзы из электрокартона.После прогонки клина извлекают гильзу и по числу и глубине вмятин на ней судят о неисправности пазов, которую исправляют дорновкой. Удаленные стержни отправляют на восстановление изоляции.Извлечение якорной обмотки машин постоянного тока. Перед разборкой производят, как и в предыдущем случае, запись необходимых для последующего ремонта обмоточных данных. Разборку начинают с распайки (удаления) бандажей и отпайки концов обмотки от коллектора. Если обмотка соединена с коллектором сваркой, то сварку удаляют на токарном станке. Глубина сварки от торца петушков составляет 2...4 мм.Если обмотка крепилась в пазах клиньями, их предварительно выбивают. Сначала извлекают из пазов верхние стороны катушек, затем удаляют межслойную изоляцию и вынимают нижние стороны катушек. При извлечении под катушку подводят киперную или лавсановую ленту, с помощью которой вытаскивают катушку из паза, не деформируя ее. По мере разборки записывают данные уравнительных соединений и их схему. Пазы якоря зачищают от остатков изоляции, проверяют их исправность и отправляют необмотанный якорь на мойку.В тех случаях, когда состояние изоляции удовлетворительное, а дефект имеется лишь в верхней стороне катушки обмотки якоря, производят его устранение без полной разборки обмотки. Для этого снимают бандажи, распаивают или вырубают острым зубилом место соединения катушки с коллектором и достают (вынимают) поврежденную верхнюю сторону катушки. После замены поврежденной изоляции отремонтированную сторону катушки укладывают обратно в паз, соединяют ее с коллектором и восстанавливают снятые бандажи.Поврежденный медный провод наваривают медно-фосфорным припоем, зачищают и изолируют. При повреждении провода нужно внимательно осмотреть паз, в котором он находился, для нахождения причины повреждения и выхода машины из строя.Извлечение высоковольтной катушечной обмотки. Такая обмотка располагается в открытых пазах, а катушки имеют термопластичную или термореактивную изоляцию. У обмоток с термопластичной изоляцией рассоединяют катушечные группы и нагревают их перед выемкой, используя сварочные генераторы постоянного тока, позволяющие обеспечить ток при нагреве, равный 0,4...0,6 номинального. Форсировать нагрев катушек нельзя, так как это может привести к вспучиванию изоляции. При нагреве термопластичная изоляция размягчается и становится эластичной. Из пазов выбивают клинья, обрезают крепления обмотки к бандажным кольцам и между собой, сохраняя при этом межкатушечные прокладки в лобовых частях. Катушки извлекают из пазов с помощью лент (рис. 8.13), а для облегчения выемки между верхней и нижней катушками забивают деревянные или пластмассовые клинья. Верхние стороны первых катушек, число которых равно шагу обмотки в пазах, оставляют в расточке статора, так как их нижние стороны еще нельзя извлечь. Затем извлекают катушки целиком (и нижние и верхние стороны), последними извлекают ниж­ние стороны первых катушек. Извлеченные катушки отправляют на переизолировку и проводят дефектацию сердечника.Практическое занятие №50Ремонт стержневых обмоток роторов и обмоток полюсовЦель работы: ознакомиться с методикой ремонта стержневых обмоток роторов и обмоток полюсовХод занятия:1. Изучить краткие теоретические сведения.2. Составить опорный конспект4. Ответить на контрольные вопросыПояснения Старую изоляцию снимают ножом в холодном или нагретом состоянии и для снятия наклепа отжигают места, где стержень изгибался при выемке. Отжиг производят в печи или газовой горелкой, нагревая стержень до 400 °С и охлаждая его в воде. Затем стержни выправляют и рихтуют, выгоревшие места напаивают твердым припоем и зачищают под размер стержня, удаляют заусенцы, зачищают концы металлической щеткой и обслуживают. После такой обработки стержни передают на изолировку и опрессовку.Пазовые части изолируют простынками, покрытыми клеем, обкатывают на обкаточных механизмах и опрессовывают на прессах. Лобовые части изолируют лентами и передают на укладку. Технология укладки стержней при ремонте не отличается от технологии укладки при изготовлении машины.Обмотки полюсов выполняют из круглого или прямоугольного провода или сборными. Обмотки из прямоугольного провода могут быть намотаны плашмя или на ребро. Катушки из круглого провода не ремонтируют, а изготовляют по технологии, принятой на электромашиностроительных заводах.Катушки, намотанные плашмя, разматывают, очищают от старой изоляции, отжигают, травят и промывают в горячей воде. Намотку производят на шаблон. Витковую изоляцию из электрокартона, асбестовой ленты или миканита устанавливают в процессе намотки.Катушки из шинной мели, намотанные на ребро, при ремонте растягивают гармошкой, очищают от старой изоляции, покрывают лаком и просушивают их в растянутом состоянии, проложив между витками асбестовую бумагу. Затем катушку сжимают, обрезают изоляцию по размеру внутреннего и наружного контура катушки, заводят внутрь оправку и опрессовывают на прессе или стяжными шпильками под давлением 3...4 МПа. Не снижая давления, катушку нагревают до 180 °С и выдерживают в течение 1 ...2 ч. Спрессованную катушку сушат, пропитывают в лаке или компаунд, ной массе и накладывают на нее внешнюю изоляцию.Пропитка обмоток статоров и роторовОбмотки статоров, роторов и катушки электрических аппаратов подвергают пропитке, которая уменьшает площадь их соприкосновения с окружающей средой и тем самым цементирует витки обмоток, снижает механический износ изоляции, замедляет процессы теплового старения и увлажнения электроизоляционных материалов. При пропитке повышается электрическая прочность изоляции вследствие заполнения пор и капилляров обмотки лаками, имеющими более высокую электрическую прочность, чем воздух. Кроме того, пропитка снижает температуру обмоток, так как теплопроводность лаков намного выше теплопроводности воздуха.При ремонте возможности выбора изоляции и лака ограничены и наиболее часто для пропитки обмоток из эмалированных проводов используют лаки марок МЛ-92, МГМ-8, КО-916к, КО- 964 Н, компаунды КП-34, КП-103 (составы без растворителей). Провода с волокнистой изоляцией допускают более широкий выбор пропиточного состава. Для них не представляет опасность высокая цементирующая способность пропиточного лака. Обмотки вращающихся частей при использовании проводов с волокнистой изоляцией пропитывают в компаундах (типов КП и Б-ИД- 9127), которые обеспечивают высокую цементацию.Растворители лаков (ксилол, толуол) при сушке должны испариться и выделиться из обмоток в виде летучих веществ, которые необходимо нейтрализовать и рассеять в атмосфере. Поэтому оборудование для пропитки должно быть установлено в отдельном помещении. Составы без растворителей при отвердении не выделяют вредных летучих веществ, поэтому оборудование дня пропитки и сушки можно располагать в общем помещении.В промышленности используют несколько способов пропитки и сушки. При ремонте на небольших участках используют способ погружения изделия в лак. Этот способ позволяет на одном и том же оборудовании пропитывать изделия различных размеров и конструкций, однако его применение сопряжено с большой долей ручного труда. Обычно при пропитке используют маловязкие лаки с вязкостью 40...45 с (по вискозиметру ВЗ-4 при температуре лака 20 X) и содержанием пленкообразующих веществ 51 .,.58 %. Чтобы внести в обмотку необходимое количество лака, выполняют несколько пропиток, после каждой из которых обмотки сушат в течение 8... 1



Способ удаления стержня зависит от его конструкции. Так, стержни бутылочного профиля, плотно сидящие в пазах за счет их расчеканки по всей длине ротора, следует удалять высверливанием сверлами с удлиненным хвостовиком или предварительной прорезкой в стержне продольной щели шириной 2—3 мм. Эту операцию можно выполнить вулканитовым камнем, предназначенным для резки труб. Приспособление устанавливается на каретке, перемещаемой в направляющих, изготовленных из уголка и прикрепленных скобами к обойме вала ротора. Прорезанная щель ослабляет крепление стержня в пазу, и он выбивается из паза на длину 50—80 мм, необходимую для захвата его зажимом, с помощью которого производится полное извлечение стержня из паза.
Частичный ремонт короткозамкнутой обмотки может быть выполнен как в условиях мастерской, так и на месте  установки электродвигателя, если для этих целей не требуется станочная обработка стержня и короткозамыкающего кольца.

Пайка медных стержней.

При обнаружении трещин на выступающих из активной стали частях стержней принимают меры к их устранению. Если глубина трещины не превышает примерно четвертой части толщины стержня, то ее заваривают, предварительно вырубив в этом месте углубление на величину, превышающую размер трещины.

Если трещина более глубокая, то стержень разрезают и высверливанием удаляют припаянный к короткозамыкающему кольцу участок. Через образовавшееся в короткозамыкающем кольце отверстие в торце оставшейся в пазу части стержня высверливается отверстие на глубину 6— 7 мм. Диаметр этого отверстия не должен превышать половину диаметра стержня. На место удаленной части стержня устанавливают и припаивают вставку (рис. 4), изготовленную из меди марки Ml и М2. При этом односторонний радиальный зазор а между стержнем и короткозамыкающим кольцом и между торцами ремонтируемого стержня и вставки должен быть равен: 0,2 мм при пайке медно-фосфористым припоем МФ-9; 0,1—0,15 мм — серебросодержащими припоями. Выбор марки припоя определяется условиями эксплуатации (тяжелый пуск) и окружной скоростью. При окружной скорости 50 м/с и более применяют припой ПсР-45. Для двигателей, работающих в более легких условиях, — припой МФ-9.


Перед пайкой производят обезжиривание и травление замыкающих колец. Местное обезжиривание производят чистой ветошью, смоченной в пожаробезопасной моющей жидкости, повторяя эту операцию 3—4 раза. Травление выполняют в течение 15—30 с в растворе концентрированной азотной кислоты с содержанием 250—350 г/л при температуре 20°С. Места травления промывают горячей водой, протирают сухой чистой ветошью и просушивают.



Пайку выполняют ацетилено-кислородным пламенем горелкой №4 или 5. Пайка должна выполняться не позднее чем через 8 ч после травления. В качестве флюса используют буру или флюс № 209. При выполнении пайки второй горелкой поддерживают температуру стержня и короткозамыкающего кольца и после их разогрева. Расплавление припоя производят касанием им наиболее нагретых мест. Не допускают плавления припоя в пламени горелки. Флюс наносят на спаиваемые поверхности разогретым прутком припоя. Пайку вставки с короткозамыкающим кольцом выполняют при вертикальном положении ротора. После пайки зачищают и опиливают соединенные места и проверяют лупой качество пайки. После ремонта ротор балансируют.
Ремонт алюминиевых стержней и короткозамыкающих колец. Участки с трещинами разделывают, как указано на рис. 5. Перед заваркой разделанные места и прилегающие участки шириной 30—40 мм подвергают механической зачистке с предварительным и последующим обезжириванием.
Обезжиривание производят пожаробезопасной моющей жидкостью.
Полностью оборванные стержни и стержни с глубиной трещины, превышающей половину его ширины, удаляют из обмотки ротора. Заварку разделки в стержнях толщиной более 10 мм производят с предварительным и сопутствующим подогревом до температуры 100—150 °С. Подогревать можно пламенем ацетиленовой горелки или другим источником тепла. Выборки в стержнях заваривают ручной аргонодуговой сваркой на установке УДТ-501. В качестве присадочного материала применяется электродная проволока марки АО, А1 либо прутки из сплава АК, содержащего 5 % кремния.
Режимы ручной аргонодуговой сварки приведены в табл. 1.
При выполнении сварки рабочее место должно быть защищено от сквозняков, ветра и дождя. Сварка выполняется в нижнем положении, маленькой ванной, не допуская перегрева.

Таблица 1- Режимы ручной аргонодуговой сварки


Толщина металла.

Диаметр электрода, мм

Сварочный ток, А

Расход аргона, л/мин

мм

вольфрамового присадочного

5—6 8—10

4-5 5

4
5

200—280 270—300

7—8 9—12


Практическое занятие №48

Изготовление и

укладка обмоток из круглых проводов
Цель работы: изучить алгоритм изготовления и укладки обмоток электрических машин из круглых проводов

Краткие теоретические материалы по теме практического занятия:

Обмотка электрической машины является основной ее частью. Надежность машин, главным образом, определяется качеством обмоток. Поэтому к ним предъявляются высокие требования электрической и механической прочности, влагостойкости и нагревостойкости.

Обмоткой электрической машины является система проводников, соединенных между собой по определенной схеме и вложенных в пазы сердечника. Обмотка состоит из витков, катушек и катушечных групп, проводники которых изолируют от корпуса машины корпусной изоляцией и друг от друга межвитковой изоляцией.

Виток обмотки состоит из двух последовательно соединенных между собой проводников, уложенных в два паза сердечника. Число витков обмотки определяется в зависимости от номинального напряжения машины, а площадь сечения их от мощности машины.

Катушка обмотки представляет собой несколько последовательно соединенных витков и уложенных соответствующими сторонами в два паза сердечника. Те части катушки, которые лежат в пазах сердечника, называют пазовыми (активными), а расположенные вне пазов — лобовыми частями катушек. Катушки могут быть мягкими (намотанными из изолированного проводи круглого сечения) или жесткими (намотанными или согнутыми из проводов прямоугольного сечения).

Катушечная группа состоит из нескольких последовательно соединенных катушек одной фазы, расположенных в соседних пазах сердечника.

Для обмоток применяют провода, изготовленные из электротехнической отожженной красной меди ММ (медная мягкая) и МТ (медная твердая). Провода изолируют хлопчатобумажной пряжей, лаками, стекловолокном и др. Чаще всего применяют медные провода, покрытые эмалевой изоляцией. Например, провода: ПЭЛ — эмалированные лаком на масляной основе, ПЭЛБО — эмалированные масляным лаком и покрытые одним слоем нитей из хлопчатобумажной пряжи, ПЭЛЛО — изолированный масляным лаком и одним слоем лавсановых нитей. Применяются также обмоточные алюминиевые провода марок АПВ, АП БД, ПЭТВА и др.

В качестве пазовой изоляции и прокладок применяют электроизоляционные картон (марок ЭВ, ЭВС, ЭВТ) и лакоткани.

Для защиты обмоток от механических повреждений чаще всего используют хлопчатобумажные ленты, пленочные материалы (мелинекс и др.), стеклоленту.


Для пропитки изготовленных обмоток используют различные лаки на основе смол, битумов, высыхающих масел и т. д. Так, для пропитки обмоток применяют масляно-битумные лаки, например, БТ-987 (бывший № 447). Они создают прочность, повышают влагостойкость и теплопроводность обмоток.

Покровные лаки БТ-95 (масляно-битумный) и КФ-95 (масляно-смоляной) создают на поверхности обмоток защитные влагостойкие, маслостойкие и термостойкие покрытия.

После ремонта обмотки электрических машин покрывают эмалью с целью повышения влагостойкости или маслостойкости обмотки. Для этого используют разновидности эмали ГФ-92ХС (глифталемасляная), которые хорошо цементируют обмотку, повышают ее механическую прочность.

Обмотки электрических машин подразделяются на петлевые, волновые и комбинированные. Наибольшее распространение в статорных обмотках получили петлевые обмотки, а в фазных обмотках асинхронных машин — волновые. Комбинированные обмотки, состоящие из элементов петлевых и волновых обмоток, применяются чаще всего для якорей электрических машин постоянного тока.

По способу выполнения обмотки электрических машин подразделяют на всыпные и протяжные. Всыпные обмотки выполняют при намотке с полузакрытыми пазами, протяжную обмотку — с закрытыми пазами.

Ремонт обмоток проводит обмотчик на обмоточных участках ЭРЦ, которые имеют готовые элементы обмоток, получаемые с заводов-изготовителей или изготавливаемые силами ЭРЦ. После определения характера неисправности обмоток приступают к их ремонту.

Укладка обмоток является одной из наиболее ответственных операций технологического процесса ремонта. Перед укладкой обмотчик должен получить и подробно ознакомиться с обмоточно-расчетной запиской ремонтируемого электродвигателя. Обмоточная записка содержит данные о сечении и марке провода, числе проводников в пазу, геометрической форме и размерах витков, шаге обмотки по пазам и схеме соединения обмоток.

Статор должен быть подготовлен к укладке обмотки, пазы прочищены, продуты и проверены по размерам. Так же должны быть подготовлены все изоляционные детали и катушки обмотки.

Перед началом работ, в каждом отдельном случае решается вопрос о том, какой из способов укладки обмотки выбрать, чтобы обмотка получилась более правильной и имела аккуратный вид. Обычный способ укладки двухслойной обмотки - способ с подъемом шага. Обмотку укладывают путем «всыпания» проводников внутрь паза, каждый раз при этом корпус статора поворачивают на одно пазовое деление.


Во избежание перекрещивания проводников в пазу укладку их производят в том же порядке, в котором эти проводники наматывались шаблон. При этом внимательно следят, чтобы все проводники располагались параллельно друг другу.

Во время укладки периодически производят подбойку витков загиб лобовых частей. Данные операции необходимо производить максимально аккуратно, чтобы не вызвать повреждение изоляции. В местах, где лобовые части обмотки плотно прижимаются друг к другу или соприкасаются с сердечником, необходима дополнительная изоляция.

В процессе ремонта обмоток проводят их испытания повышенным напряжением промышленной частоты. Испытания обмоток должны производится в следующем порядке:

- после укладки в пазы до пайки выводных концов;

- после пайки и изолирования схемы;

- после пропитки;

- после сборки.

Изготовление и укладка обмоток из круглых проводов осуществляется следующим образом:

1) нарезается и изготовляется изоляция;

2) наматываются катушечные группы (или фазы);

3) изолируются пазы;

4) в пазы укладываются катушки;

5) распаиваются схемы и выводные концы;

6) формируются лобовые части обмотки.

Листовой изоляционный материал разрезают ручными или механизированными ножницами, а рулонный – дисковыми.

Катушечные группы наматывают на автоматизированных станках, предварительно устанавливая программу намотки и размер шаблона. После окончания намотки щеки шаблона сближают, ослабляя намотку и облегчая этим съем катушек. При работе на неавтоматизированных станках, используют унифицированные шаблоны, расчитанные для намотки катушек определенных размеров.

При ремонте обмотки стараются сохранить все ее параметры – шаг, количество витков в пазу, диаметр проволоки по меди, геометрическую форму.

Для однослойных обмоток это несложно. Равнокатушечная и концентрическая обмотки имеют почти одинаковую трудоемкость и одинаково удобны при укладке.

В двухслойных обмотках изготовление и укладка равнокатушечной обмотки достаточно просты и несложны для понимания.

При ремонте возможно одно - двухслойные и двухслойные концентрические обмотки заменять на двухслойные равнокатушечные с сохранением диаметра провода и кол-ва проводников в пазу. При этом производят расчет шага равнокатушечной обмотки и изменяют форму катушек.