Файл: Реферат виды, особенности конфликтов и их конструктивное разрешение Студенты Головкова Анна Викторовна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди различных методов разрешения конфликтов наиболее конструктивным считается метод переговоров.

Переговоры – это совместное обсуждение конфликтующими сторонами (с возможным привлечением посредника) спорных вопросов с целью достижения согласия. По мнению известных американских конфликтологов Р. Фишера и У. Юри, этот метод характеризуются четырьмя основными правилами.

1.Сделать разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров, "отделить человека от проблемы". Критика личных качеств участников переговоров только обостряет конфликт или, по крайней мере, не способствует поиску путей его разрешения.

2.Сконцентрироваться на интересах, а не на позициях. Оппоненты могут скрывать подлинные цели своих позиций и тем более интересы. Между тем в основе противоречивых позиций всегда лежат интересы. Поэтому вместо того, чтобы спорить о позициях, нужно исследовать определяющие их интересы.

3.Разработать взаимовыгодные варианты. Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, удовлетворяющих обе стороны. В таком случае диалог становится дискуссией с ориентацией – "мы против проблемы", а не "я против тебя".

4.Найти объективные критерии. Согласие как цель переговоров должно базироваться на таких критериях, которые были бы нейтральными по отношению к интересам конфликтующих сторон. Только тогда согласие будет справедливым, стабильным и длительным. Если же критерии субъективны, т.е. не нейтральны по отношению к какой-либо стороне, то другая сторона будет чувствовать себя ущемленной, а стало быть, соглашение будет восприниматься как несправедливое.

2.3. Основные правила поведения в конфликтной ситуации

Поведение в конфликте самое разнообразное. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы минимизировать конфликт или сделать его конструктивным?! Таких правил поведения в кон­фликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой си­туации, несколько.

Первое правило поведения в конфликте - справедливое, не­предвзятое отношение к инициатору конфликта. Всякий межлич­ностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появля­ется человек, чем-то недовольный,- это инициатор конфликта. Он выступает с требованиями
, претензиями, обидами и ждет, что парт­нер прислушается к нему и изменит свое поведение. Но как обыч­но реагирует партнер на инициатора конфликта? Сугубо отрица­тельно. Он обвиняет его в том, что тот «снова чем-то недоволен, опять затевает ссору по пустякам», что "ему вечно чего-то не хвата­ет", "всегда ему все не так". Роль обвиняемого всегда неприятна, поэтому, естественно, каждый нормальный человек старается ее избежать или «готовится дать отпор инициатору».

Следует помнить, что инициатор конфликта - за редким ис­ключением, когда это просто капризный, неуживчивый, «склочный» человек - всегда имеет основания «затевать ссору». Как правило, за его недовольством и претензиями стоит довольно существен­ная причина - какое-то положение вещей, которое его тяготит, му­чает, доставляет беспокойство и неудобство.

Для того чтобы конфликт с первого же шага не пошел по «криво­му пути», нужно справедливо и, главное, терпеливо отнестись к инициа­тору столкновения: сразу же «с порога» не осуждать, не отмахиваться, не бранить, но внимательно и доброжелательно его выслушать.

Второе правило поведения в конфликте - выявить предмет конфликта и не расширять его. Под предметом понимается при­чина недовольства партнера: что его конкретно не устраивает, что ему не нравится в поведении другого? Это правило должен соблюдать инициатор конфликта. Он должен отчетливо и ясно сформулировать прежде всего для себя, что его не устраивает и раздражает в другом. Затем полно и понятно изложить причину своих претензий. Зачастую ссорящиеся люди не умеют соблюдать это правило. Смутное раздра­жение чем-то слабо осознается и представляется в виде испорченно­го настроения. В этом случае партнеры погрязают в неконкретных об­винениях, придирках, уколах и даже оскорблениях, сквозь которые «об­виняемый" не видит существа ссоры.

Третье правило поведения в конфликте - формулировка по­зитивного решения острой ситуации. Во-первых, это заставит ини­циатора мысленно взвесить все за и против в выдвигаемом обви­нении; во-вторых, рассчитать возможные последствия конфликта для взаимоотношений; в-третьих - самому подумать за обвиняемого о предпочитаемом им варианте исхода конфликта. Все вместе это может снизить потенциал негативной напряженности инициатора, расширить его представление о предмете конфликта и его целесо­образности, ощутить себя в роли обвиняемого. 

Разновидностью позитивного поведения в конфликтной ситу­ации можно рассматривать правило уточнения исходов ссоры, ког­да обвиняемый просит уточнить предмет противоречий, локализовать причины недовольства и предлагает дать инициатору пози­тивный выход из создавшегося затруднения.



Четвертое правило поведения в конфликте касается эмоцио­нального типа ведения спора. Нередко конфликтующие партнеры в состоянии верно определить предмет конфликта, справедливо отнестись к праву инициатора, высказать свои требования, наме­тить исходы конфликта, но весь тон разговора сводит на нет эти достижения. Как правило, конфликтующие стороны в момент конф­ликта испытывают напряженность эмоционального состояния. Их высказывания категоричны, безапелляционны, требовательны. Ини­циатор конфликта нередко начинает «наступление» в повышенных тонах, не выбирая выражений.

Естественной реакцией на любой бестактный и грубый выпад инициатора будет ответ обвиняемого: «Вы что, собственно говоря, раскричались, оставьте этот тон!». Больше того, это ошибка инициа­тора позволяет партнеру вообще уйти от спора самым «честным» спо­собом: «Я не выношу хамства и крика. Вот остынешь, тогда, может быть, и поговорим, а может быть, и нет!». И обвиняемый будет по-своему прав. Поэтому самое обязательное условие спора, столкновения - максимально возможный спокойный и ровный тон высказыва­ний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голо­се и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорбления в адрес партнера. Словом, по форме спор должен быть «деловым разговором деловых людей».

И, наконец, пятое, и самое главное правило: избегайте личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства лич­ности. Нельзя допускать, чтобы претензии по поводу громкого теле­фонного разговора переходили в оскорбление личности.

Такие конфликты по мелочам, к сожалению, нередко вспыхива­ют в транспорте, когда одного нечаянного толчка в переполненном вагоне достаточно, чтобы посыпались личные оскорбления. И тогда настроение уже испорчено надолго, оно переносится в рабочую об­становку, в дом - круг обид на всех и вся замыкается.

Часто даже у взрослых людей сохраняется "Детский эгоцент­ризм», когда любые конфликты с любыми людьми воспринимаются как сугубо личные. Такие люди очень чувствительны к мелким непри­ятностям. Достаточно толчка в транспорте, неосторожного слова на работе и дома - самолюбие задето, хотя оно здесь может быть со­вершенно ни при чем. Но «оскорбленная» личность готова дать отпор «по полной форме»


2.4. Конфлиткные типы личности и стратегии взаимодействия с ними
(Дженни Грехем Скотт, Роберт М.Бремсон)

Дженни Грехем Скотт (1991) считает, что у каждого человека в зави­симости от жизненного опыта есть собственная классификация труд­ных в общении людей. Он приводит одну из классификаций, предло­женную Робертом М. Бремсоном, в которую входят такие типы людей, как «агрессивисты», «жалобщики», «молчуны», «сверхпокладистые», «вечные пессимисты», «нерешительные» (стопоры) и др. Однако какой бы классификации мы ни придерживались, главное — выяснение осо­бенностей партнера по общению и выбор в соответствии с этим страте­гии и тактики при взаимодействии с ним.

«Паровой каток». Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них — под­рыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой произойдет подрыв их имиджа. Поэтому при общении с таким партнером, если предмет спора не очень для вас важен, лучше использовать такие способы выхода из конфликта, как уклонение или приспособление. Уступив такому чело­веку в малом, вы поможете ему успокоиться. Если же вы решили бо­роться за свои права, желательно дать «паровому катку» выпустить пар, снизить эмоциональное напряжение. Не перечьте ему в это время. А за­тем спокойно и уверенно изложите свою точку зрения, ни в коем случае не критикуя его подход, иначе вместо конструктивного решения вы спро­воцируете враждебное отношение к себе. Ярость «парового катка» мож­но подавить только собственным спокойствием.


«Скрытый агрессор». Такие люди стремятся причинить нам неприят­ности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняют роль тайного мстите­ля, что они восстанавливают справедливость. Иногда их поведение вызвано тем, что они не обладают властью, чтобы действовать открыто. При возникновении трудностей общения с подобным «оппонентом» при воз­можности лучше уклониться от общения с ним, но в случае необходимо­сти взаимодействия желательно выявить конкретный факт причинения зла и сказать такому человеку, что вам известно, что именно он совершил то или иное действие против вас. Приведите ему доказательства, если он будет оспаривать ваши факты. Однако сохраняйте при этом спокойствие, не давайте ему повод для агрессивного нападения. После того как вы ра­зоблачили его, попытайтесь определить скрытые причины подобного по­ведения. Если вы поймете их, то вам легче будет прийти к общему реше­нию. Быть может, он считает вас конкурентом, стремится получить то, что вовсе не нужно для вас.

«Разгневанный ребенок». Эти люди не злы по своей природе, но вре­мя от времени взрываются подобно детям, у которых плохое настрое­ние. Как правило, также вспышки бывают спровоцированы ощущени­ем беспомощности, испугом, что в настоящий момент у них «земля уходит из-под ног» и они теряют контроль над ситуацией. Будь то роди­тель, который кричит на сына-подростка, или начальник, топающий ногами на подчиненного, причина вспышки может быть одна и та же: «разгневанный ребенок» боится потерять авторитет, власть, боится не справиться с ситуацией.

Если у вас нет возможности уклониться от контакта с таким челове­ком, то лучше всего в момент вспышки не перечить ему, дать накричать­ся, убедить его в том, что вы слушаете его. То есть он должен быть уве­рен, что по-прежнему контролирует ситуацию, это его успокоит. После вспышки он, скорее всего, будет ощущать дискомфорт, смущение, рас­каяние, поэтому лучше всего не заостряйте внимание на случившемся, не напоминайте и не упрекайте его в содеянном. Переведите разговор на решение проблемы, не настаивайте на извинении перед вами, а если