Файл: Реферат виды, особенности конфликтов и их конструктивное разрешение Студенты Головкова Анна Викторовна.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
• предмет разногласия не важен для вас или случившееся вас не особенно волнует;
• вы считаете, что важнее сохранить добрые отношения с людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
• вы осознаете, что правда не на вашей стороне;
• чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Необходимо отметить, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Конфликты бывают не только в деловых отношениях, но и в личностно-эмоциональной сфере. Тут применяются другие методы, поскольку подчас трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Лучше всего подобрать “ключик” к конфликтной личности. Для этого необходимо отметить его положительные качества, увидеть в противнике друга. Если это невозможно сделать, то остается принять его как “стихийное бедствие” и использовать подход, соответствующий конкретной ситуации и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно.
Глава 2
«Конструктивное разрешение конфликтов»
2.1 Этапы развития конфликтов
Слово конфликт в переводе с латинского языка означает разногласие, спор, противоречие, несовпадение, это борьба двух противоположных сторон, активно защищающих свои интересы.
Но в психологии единого понятия конфликт не существует. Например, в психологическом словаре «конфликт» определяется «Как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия». В книге Дэвида Майерса «Социальная психология» конфликт трактуется как «воспринимаемая несовместимость целей и действий». Конфликт имеет свои положительные и отрицательные стороны. Конфликтная ситуация может послужить сигналом для изменения поведения человека, а также для его личностного роста.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами. Все причины конфликтов условно можно разделить на две группы – общие и частные.
1.Общие причины проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним относятся следующие:
-
Социально-политические и экономические – т.е. связанные с глобальными противоречиями в политике и экономике; -
Социально-демографические причины связаны с различиями в установках и мотивах людей разного возраста, пола, этнических групп; -
Социально-психологические причины, т.е. такие, которые отражают противоречивый характер взаимоотношений людей в группе; -
Индивидуально-психологические причины отражают несходство индивидуальных психологических характеристик личности.
2. Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Они могут иметь производственный и личный характер:
-
Производственные причины связаны с профессиональной деятельностью людей. Наиболее распространенными среди них являются:
–распределение ресурсов, когда их размер ограничен, а необходимость разделения ведет к обидам и недовольству;
–взаимозависимость задач, когда деятельность одного работника или руководителя зависит от деятельности другого работника или группы;
–противоположность функционирования, выражающаяся в формулировке противоречивых задач у различных подразделений на производстве;
–нечеткость функциональных обязанностей сотрудников приводит к ситуации, когда одному подчиненному дают противоречивые указания несколько начальников;
–порочные круги управления выражаются в том, что функции, власть и ответственность в организации вообще не распределены;
–различия в целях, взглядах и представлениях обычно проявляются по мере роста организации, проявления в ее составе специализированных подразделений;
–различия в способах достижения целей могут привести к конфликтам, если руководители подразделений не выработают соглашения о приемлемых и неприемлемых методах работы (элемент корпоративной этики);
–неудовлетворительные коммуникации сводятся к искажению информации, а в отдельных случаях и использованию ложной информации (дезинформации).
-
Личные причины обычно связаны с состоянием здоровья, жилищнобытовыми условиями, семейными отношениями и бытовыми проблемами конкретного человека, как участника конфликта.
Подводя итог сказанному, можно дать следующее определение причинам конфликтов: они представляют собой явления, события, факты, ситуации, предшествующие конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения, определяют динамику их протекания.
Динамика конфликта представляет собой последовательную смену определенных стадий, характеризующих процесс развертывания конфликта во времени от возникновения конфликтной ситуации до разрешения конфликта в целом. Динамика конфликта находит свое отражение в понятиях этапов конфликта и фаз конфликта. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта необходимо для его прогнозирования, оценки и выбора технологии управления этим конфликтом.
Всего различают пять основных этапов конфликта:
1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтные ситуации возникают не сами по себе, они создаются одним или несколькими субъектами конфликта и являются предпосылками конфликтов.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап состоит в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба противной стороне. Другой участник, осознавая, что данные действия направлены против него, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4.Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. Эти действия участников конфликта называют конфликтным поведением. Конфликтное поведение может развиваться в трех направлениях:
–открытая борьба – наиболее острая форма конфликтного поведения, связанная со стремлением всеми средствами получить максимум желаемого;
–отказ от конфликтного взаимодействия сводится к увеличению дистанции, а затем и полному исключению контакта с инициатором конфликта;
–компромисс или ведение переговоров на основе взаимных
5.Разрешение конфликта представляет собой исход, предсказуемый характером взаимодействия или итоговое резюме полученных вознаграждений и понесенных потерь.
2.2. Способы конструктивного разрешения конфликтов
Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах, методах и формах его завершения. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение его противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.
Урегулирование конфликта - отличается от разрешения конфликта тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Её участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него. При завершении конфликта разрешается противоречие, лежащее в его основе.
Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных его признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.
Конфликт переходит в скрытую форму и обычно возникает в результате:
- истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;
- потери мотива к борьбе, снижение важности объекта конфликта;
- переориентация мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).
Под устранением конфликта - понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Существуют ситуации, требующие быстрых и решительных воздействий на конфликт. Возможно с помощью следующих способов:
- исключение взаимодействия оппонентов на длительное время;
- устранение объекта конфликта;
- устранение дефицита объекта конфликта.
Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
Стратегии, применяемые для разрешения конфликтов: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.
Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, обычно это целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и вероятности опасной ситуации.
Компромисс - состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Обычно эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он его соперник обладают равными возможностями наличия взаимоисключающих интересов, удовлетворения временным решением, угрозы потерять все.
Различают компромиссы вынужденные (неизбежно навязывающиеся сложившимися обстоятельствами. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон) и добровольные (заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил).
Приспособление - или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы, мотивы: признание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений, сильная зависть от него, незначительность проблемы.
Уход - попытка уйти при минимуме затрат. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремление выиграть время, нежелание решать проблему вообще.
Сотрудничество - наиболее эффективный подход к решению конфликта. Предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы. Наиболее удобно при сильной зависимости партнеров, важности решения для обеих сторон.