Файл: В настоящее время в обществе происходят изменения в системе образования, направленные на её гуманизацию. Реализуются программы для дошкольных учреждений, направленные на развитие личности детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты проведённого исследования позволяют нам выделить специфические особенности образа-Я старших дошкольников с нарушениями зрения. У подавляющего большинства исследуемых представления о своей половой принадлежности − сформированы, исследуемые адекватно идентифицируют себя со своим полом. Но возрастная идентификация оказывается нарушенной, испытуемые старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в подавляющем большинстве продемонстрировали несформированность возрастной идентификации.
Характерными особенностями образа-Я старших дошкольников с нарушениями зрения является несоответствие «Я-реального» - «Я-идеальному». Иными словами испытуемые характеризуют себя, как «не таких как все», «не такими красивыми», «не такими сильными» и т.д. некоторые испытуемые даже говорили, что: «такими они никогда не будут». То есть их реальное представление о себе не соответствует идеальным представлениям.
Так же для испытуемых, в подавляющем большинстве характерна неадекватная самооценка: заниженная и завышенная. При этом необходимо отметить, что для данного возраста заниженная самооценка и выявленные особенности образа-Я, являются предпосылкой к нарушению целостности личности испытуемых в целом.
В результате нашей работы, задачи поставленные в данной работ были решены, гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушения зрения имеются специфические особенности образа-Я – подтвердилась.
Положительное самовосприятие ребенком собственного «Я» влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Вследствие этого, нами были составлены методические рекомендации для психологов дошкольных образовательных учреждений, с целью адекватного формирования образа-Я и личности в целом, старших дошкольников с нарушениями зрения:
1) Познание себя, через совместные игры и занятия со сверстниками, выражающегося в наличии и характере представлений о себе и других. Ребенку важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на окружающих его детей.
2) Формирование адекватного самовосприятия у ребенка через преодоление противоречий между положительной самопрезентацией и оценкой его сверстниками и взрослыми. Мы полагаем, что целостное представление о себе может сформироваться только в том случае, если ребенок научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
3) Выделение дошкольниками своего «Я», и противопоставление себя другим с целью определения достойного места в разнообразных социальных отношениях.
4)Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
5) Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
6) Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
7) Развивать навыки социального поведения.
Список используемой литературы
1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания //Избр. психол. труды. -М., 1980.- Т. 1.
2. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологии исследования. -М., 1984.-231 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.- 367 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986.- 420 с.
5. Бодалев А.А. Психология личности. -М., 1988.- 252 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.- 435 с.
7. Выготский JI.C. Педагогическая психология.-М., 1986.-476 с.
8. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. 1992.- № 1-2.- С. 22-33.
9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников //Под ред. Я.Л.Коломенского, Е.А.Панько. -Минск, 1997.
10. Диянова З.В., Щеглева Т.М. Самосознание личности.-Иркутск, 1993.- 231 с.
11. Заржицкая О.А. Образ тела как предмет психологического исследования.//Журнал практического психолога.- 1998.- № 7.- С. 14-18.
12. Захарова О.А., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению// Новые исследования в психологии. 1986.-№ П.- С.41-43.
13. Князев В.И. Представление личности о себе и о значимых других как субъекта общения //Психологический журнал. 1981№4,- С.55-60.
14. Коломинский Я.Л., Мелтас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии.-1985.- № 3.- С.165-171.
15. Кон И.С. Категория «Я» в психологии //Психологический журнал.-1981.-№3.- С.25-38.
16. Кон И.С. Открытие «Я». -М., 1978.- 368с.
17. Корепанова М. В. Феномен образа-Я и особенности его развития в дошкольном детстве: Учебное пособие к спецкурсу. - Волгоград: Перемена, 2000.
18. Корепанова М.В. Самопознание как компонент целостного развития личности ребенка //Целостный учебно-воспитательный процесс, исследование продолжается. Материалы методол. семинара памяти проф. В.И.Ильина, Вып. 5. - Волгоград: Перемена, 2001.- С. 171-174.
19. Крылова А.С. Самосознание интериоризированпый внешний мир // Человек и среда. -Ижевск, 1992.- С. 15-28.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. -М., -Воронеж, 1977.
21.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
22. Маслоу А. Самоактуализация.//Психология личности. Тексты. -М., 1982.
23. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпритация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.
24. Олпорт Г. Становление личности. / Под ред. Д. А. Леонтьева. -М., 2002.-452 с.
25. Патаки Ф. Некоторые когнитивные аспекты Я-образа.//Психологические исследования познавательных процессов личности / Под ред. Д.Ковач.-М., 1983.- С.47-51.
26. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991.- 110 с.
27. Петрова С.М. Мотивирующее влияние волевых компонентов образа человека в Я-концепции личности.//Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли. - Рязань, 1994,- С.89-90.
28. Петровский А.В. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.509 с.
29. Петровский А.В. Психология саморазвивающейся личности. -М., Педагогика, 1987.
30. Психология. Словарь, ред. Л.Б. Петровского, Г.Я. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М.,1990.- 494 с.
31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М., 1976.- 416с.
32. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети.- М., 2001.- 208 с.
33. Словарь практического психолога // Сост. С.Ю. Головин - Минск, 1998.- 800 с.
34. Словарь практического психолога // Сост.
35. Смирнова Е.О. Соотношение представлений о себе и о другом у дошкольников.// Новые исследования в психологии.- М., 1988.- № 2.-С.10-15.
36. Соколова Е.Н. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М., 1989.- 213 с.
37. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание.- М., 1972.- 267 с.
38. Столин В.В. Самосознание личности.- М.,1983.- 284 с.
39. Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблемы возраста.//Формирование личности в онтогенезе.- М., 1991.-С.56-80.
40. Фомин Н.А. «Я-сознание» в структуре личности // Гуманизация образование 1995.- № 3.- С. 16-25.
41. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы.- М., Педагогика, 1993.-С. 12-58.
42. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М., 1977.142 с.
43. Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание.// Проблемы сознания.- М., 1968.- С.217-227.
44. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- С-Пб., «Детство-Пресс», 1998.- С.44-68.
45. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.- М., Педагогика, 1988.-С.35-78.
46. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детсада./ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д.Кошелевой./-М., Просвещение, 1985.- С.24-89.