Файл: В настоящее время в обществе происходят изменения в системе образования, направленные на её гуманизацию. Реализуются программы для дошкольных учреждений, направленные на развитие личности детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Актуальность. В настоящее время в обществе происходят изменения в системе образования, направленные на её гуманизацию. Реализуются программы для дошкольных учреждений, направленные на развитие личности детей. Этап дошкольного развития ребенка, по мнению Д.Б. Эльконина, Л.И.Божович, М.И.Лисиной и др., является специфическим и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее психическое развитие. В дошкольном возрасте к ребенку уже предъявляется система внешне нормированных требований, от ребенка ожидают способностей, навыков, знаний, которые делают возможным его участие в дальнейшей учебной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми. Эти требования, по мнению Л.И.Божович, безлики, так как обращены ко всем детям и имеют специфические характеристики в каждый конкретный исторический период. Исследования Т.Ю. Каминской, В.В. Столина и др., свидетельствуют о том, что ребенок чувствует себя на уровне занимаемого положения тогда, когда для выполнения всех внешних требований у него имеются адекватные возможности. Только в этом случае ребенок будет испытывать эмоциональное удовлетворение от деятельности или общения, в которые он включен.
Образ-Я – это представления индивида о себе, которые кажутся ему убедительными, независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении, являются они истинными [4]. По мнению Г.Е. Залесского, образ-Я играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты, и человек будет страдать от смешения ролей. Я - концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я, представления личности, о том, какова она на самом деле и какой бы она хотела быть. Человек, воспринимающий эти два Я не слишком далеко стоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот который ставит свое реальное Я намного ниже идеального. Как отмечает Г.Е. Залесский, образ-Я формируется постепенно, на протяжении жизни индивида, под воздействием многочисленных социальных влияний.
Особый интерес представляет развитие личности, имеющей с первых лет жизни различного рода нарушения физического развития. По мнению Н.Г.Морозовой, старший дошкольный возраст – это период, в который формируется отношение к себе, к своим поступкам и действиям. Поэтому принципиально важным как для теории воспитания, а в большей степени для
решения практических задач воспитания, обучения, профилактических и коррекционных мероприятий является выяснение вопроса об особенностях образа-Я детей старшего дошкольного возраста нарушения зрения.
Цель исследования: изучить особенности образа-Я детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования: образ-Я детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности образа-Я у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеются специфические особенности образа-Я.
Задачи исследования:
-
Проанализировать литературу по проблеме исследования. -
Исследовать особенности образа-Я у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. -
Выявить особенности образа-Я у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. -
Разработать методические рекомендации для психологов дошкольных образовательных учреждений, с целью развития образа-Я личности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Методы исследования: анализ литературных источников, биографический метод, беседа, метод количественного и качественного анализа данных. В качестве диагностических методик, использовали методику «Половозрастной идентификации» Белопольской Н.Л., методику «Лесенка» и методику «Изучение сформированности образа-Я и самооценки».
Теоретическая значимость. Рассмотрев и изучив исследования зарубежных и отечественных психологов, мы систематизировали и обобщили представления о развитии образа-Я, характерные для детей старшего дошкольного возраста, а так же специфические особенности становления и развития образа-Я детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого использования в массовой практике специальных дошкольных образовательных учреждений полученных результатов при организации работы с дошкольниками с нарушениями зрения, а так же разработки рекомендаций по совершенствованию процесса развития личности детей в целом.
База исследования
: исследование проводилось на базе в МДОУ №88 г.Комсомольска-на-Амуре; МДОУ №120, г. Комсомольска - на – Амуре. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в количестве 15 человек, которые составили основную группу. Также в исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем психического развития в количестве 15 испытуемых, которые составили контрольную группу.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего …наименований.
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей образа-Я детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
1.1. Психолого-педагогические теории и концепции
развития образа-Я личности
Первым из психологов начал разрабатывать проблематику «Я -концепции» У.Джеймс. Феномены этого понятия были им представлены в виде иерархической структуры, где на вершине располагается глобальная «Я -концепция», включающая все грани индивидуального самосознания. Автор выделил в нем два компонента: первый представляет собой чистый опыт, «Я» как объект деятельности (Я - сознающее), второй – содержание этого опыта, феноменальное, рефлексивное «Я» (Я - как объект). Однако, как независимые друг от друга, эти два аспекта «Я» выделяются только условно. Две стороны целостности всегда существуют одновременно, так как обе они подвержены взаимовлиянию и практически неотделимы друг от друга.
По У. Джеймсу Я - как объект - это все то, что человек может назвать своим. Автор выделяет три модальности:
1) физическую личность (включая материальные ценности),
2) социальную личность,
3) духовную личность.
Такое комплексное образование переходит в Я-сознающее. У. Джеймс пишет: «Понимая слово «личность» в самом широком смысле, мы можем, прежде всего, подразделить анализ ее на три части в отношении:
1) ее составных элементов,
2) чувств и эмоций, вызываемых ими ( самооценка),
3) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохранение)». У.Джеймс заложил основы в рассмотрении «Я - концепции» как целостной установки, впервые определив парадигму ее исследования [3].
Свою точку зрения о том, что каждого человека надо изучать как единое, уникальное, организованное целое, высказал К.Роджерс. Он подчеркивал, что поведение человека можно понять, только если обращаться к целостному человеку. Человека нельзя свести к составляющим его личности. К. Роджерс начал создавать свою теорию с представления самости как «неясного, двусмысленного, научно бессмысленного термина». Однако постепенно он признал, что самость является значительным элементом в опыте человека и целью субъекта является достижение своей «реальной сущности». Самость или «Я-концепция»
определяется как организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятия свойств «Я», или «меня», и восприятия взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя и необязательно осознаваемый [3].
Таким образом, «Я»- это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценности «Я». Она означает собой то, что человек о себе представляет и отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Это результат ролевых взаимоотношений между людьми. «Я-концепция» включает в себя и то, каким человек хотел бы быть в этих взаимоотношениях. Этот компонент рассматривается К.Роджерсом как «Я-идеальное».
По мнению К. Роджерса, понятие «Я» можно исследовать и в терминах различных свойств и функций. К. Роджерс отмечал, что «Я-концепция» исходит из общих законов и принципов восприятия. Это означает, что структура «Я» действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура- фон, завершение и сходство. Во-вторых, К. Роджерс полагал, что «Я-концепция» пространственна по природе, и считал, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». И хотя «Я» постоянно меняется в результате нового опыта, всегда сохраняет качества целостной системы, гештальта. Речь идет о наличии в структуре «Я-концепции» стержневого компонента, который служит основой для формирования основных черт человеческой личности.
«Я - концепция» - это не «маленький человечек в голове», который контролирует действия человека. «Я» не регулирует поведение; наоборот, оно символизирует главную часть сознательного опыта индивида». Эта мысль К. Роджерса в корне отличается от тех идей, которые основываются на отношении к «Я» как регулятору поведения человека в обществе [7].
Рассматривая структуру «Я - концепции», К. Роджерс выделяет четыре параметра образа Я:
- real self- concept ( реальное представление о себе);
- social self- concept (представление о своей социальной роли);
- physical-self- concept (представление о своих физических состояниях);
- ideal self - concept (представление о своих целях, планах и желаниях на будущее.)
Р. Бернса отмечал, что «Я-концепция» связана с самооценкой как совокупность установок «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом себе. Это, по его мнению, следует из выделения описательной и оценочной составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом-Я или картиной-Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бернс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «…претерпевает определённые изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации „Я-концепции“, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на „Я-концепцию“ в пору юности»[6].
Т. Ю. Каминская выделяет два подхода к разработке проблемы структуры образа Я. В первом подходе в структуре образа-Я не выделяется мотивационного компонента, или выделяются лишь незначительные его составляющие. Так, С. Стейн определяет Я-Концепцию — «существующая в сознании индивида система представлений образов и оценок, относящаяся к самому субъекту». Л. А. Венгер говорит об образе-Я как о совокупности обобщенных содержательных и оценочных представлений.
Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь образа-Я и поведения) на развитие образа-Я. Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру образа-Я [5].
Наиболее же распространенным является представление о структуре образа-Я как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский). Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа-Я — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа-Я, особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа-Я начинают взаимодействовать. Когнитивный блок образа-Я отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа-Я близко к пониманию образа-Я другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть, выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов [11].
В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов-Я, либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов-Я является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку [10].