Файл: В настоящее время в обществе происходят изменения в системе образования, направленные на её гуманизацию. Реализуются программы для дошкольных учреждений, направленные на развитие личности детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 2

Показатели сформированности половозрастной идентификации у испытуемых контрольной группы

Половозрастные представления




представление о половой принадлежности

представление о возрасте




сформировано

не сформировано

сформировано

не сформировано




абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

14

93

1

7

9

60

6

40





Анализируя таблицу 2, мы видим, что сформированность представлений о половой принадлежности продемонстрировали 14 (93%) испытуемых контрольной группы, исследуемые правильно идентифицировали себя, выбирая картинки с соответствующими изображениями (мальчик/девочка).

Ряд испытуемых – 1 (7%) продемонстрировали отсутствие сформированного представления о своей половой принадлежности. При выборе картинки, которая должна была идентифицироваться с собой, исследуемый выбрал карточку с изображением противоположного пола.

Таким образом, у исследуемых старшего дошкольного возраста контрольной группы, в основной массе, представление о своей половой принадлежности сформировано.

Так же из таблицы 2, видно что, представление о возрасте сформировано у 9 (60%) испытуемых контрольной группы, исследуемые самостоятельно складывали возрастную последовательность, правильно определяли свой настоящий возраст.

Ряд испытуемых – 6 (40%) контрольной группы продемонстрировали несформированность представлений о возрасте, при выборе картинок, исходили из эстетических соображений (выбирали девушку, т.к. она красивая).

Таким образом, у испытуемых контрольной группы, доминирует сформированность представлений о возрастной принадлежности.

Таким образом, сравнительный анализ результатов исследования половозрастной идентификации у испытуемых основной и контрольной групп показал, что для испытуемых основной и контрольной группы в целом характерна сформированность представлений о половой принадлежности. При этом в сравнении с детьми старшего дошкольного возраста с нормальным уровнем психического развития, дошкольники с нарушениями зрения в подавляющем большинстве продемонстрировали несформированность возрастной идентификации.


Количественный анализ результатов исследования образа-Я испытуемых основной группы с использованием методики изучения сформированности образа-Я и самооценки представлен в таблице 3.

Таблица 3

Показатели сформированности образа-Я и самооценки у испытуемых основной группы

Я-реальное/Я-идеальное

Уровень самооценки

соответствуют

не соответствуют

завышенная

адекватная

заниженная

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

2

14

13

86

8

50

2

14

5

36


Анализируя таблицу 3, мы видим, что для 2 (14%) испытуемых основной группы характерно соответствие Я-реального и Я-идеального. Для таких испытуемых характерно описание себя, как «идеального» человека, они полностью удовлетворены собой и своей внешностью. В процессе исследования данные испытуемые вначале помечали реальную самооценку, а затем, по просьбе исследователя, идеальную. Результаты анализа свидетельствуют о том, что ряд исследуемых основной группы адекватно воспринимают себя и имеют адекватные представления о себе.

Большая часть исследуемых основной группы – 13 (86%) испытуемых продемонстрировали не соответствие Я-реального Я-идеальному. Такие испытуемые отвечали коротким рассказом о себе, например: «Я хотел бы быть лучше». «Хочу, чтобы меня больше хвалили». Представления о себе обозначались коротко, без дополнительных описаний и рассказов.

Таким образом, для большинства исследуемых основной группы, характерно несоответствие «Я-реального» - «Я-идеальному».

Так же анализируя таблицу 3, мы видим, что для 8 (50%) испытуемых основной группы характерна завышенная самооценка, ряд исследуемых – 2 (14%) продемонстрировали адекватную самооценку, ряд испытуемых - 5 (36%) продемонстрировали заниженную самооценку.

Таким образом, для испытуемых основной группы, в подавляющем большинстве характерна неадекватная самооценка: заниженная и завышенная. При этом необходимо отметить, что для данного возраста заниженная самооценка, является предпосылкой к нарушению целостности личности испытуемого в целом.



Количественный анализ результатов исследования образа-Я у испытуемых контрольной группы с использованием методики изучения сформированности образа-Я и самооценки представлен в таблице 4.

Таблица 4

Показатели сформированности образа-Я и самооценки у испытуемых контрольной группы

Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального»

Уровень самооценки

соответствует

не соответствует

завышенная

адекватная

заниженная

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

5

34

10

66

10

67

4

27

1

6


Анализируя таблицу 4, мы видим, что 5 (34%) испытуемых контрольной группы продемонстрировали соответствие «Я-реального» «Я-идеальному». Такие испытуемые, вначале отмечали реальную самооценку, а затем, по просьбе исследователя, идеальную. Анализ результатов свидетельствует о том, что данные исследуемые адекватно воспринимают себя и имеют адекватные представления о себе.

Ряд исследуемых – 10 (66%) контрольной группы, продемонстрировали несоответствие «Я-реального» «Я-идеальному». Такие испытуемые в процессе исследования отвечали коротким рассказом о себе, например: «Я хотел бы быть сильным, умным и таким хорошим как Антон (старший брат), но таким не буду».

Таким образом, для большинства исследуемых контрольной группы, характерно несоответствие «Я-реального» «Я-идеальному».

Так же анализируя таблицу 4, мы видим, что 10 (67%) исследуемых контрольной группы продемонстрировали завышенную самооценку. В процессе исследования такие испытуемые расположили себя на самом верху шкал, характеризующих их отношение к себе.

Ряд испытуемых контрольной группы – 4 (27%) продемонстрировали адекватную самооценку, расположив себя на соответствующем отрезке шкал.

Заниженную самооценку продемонстрировал 1 (6%) испытуемый контрольной группы. Данный испытуемый расположил себя на нижних отрезках шкалы.


Таким образом, для большинства исследуемых контрольной группы, характерно несоответствие «Я-реального» - «Я-идеальному». Таким образом, для испытуемых основной группы, в подавляющем большинстве характерна завышенная самооценка.

Проанализировав результаты по данной методике можно констатировать не соответствие «Я-реального» − «Я-идеальному». Но следует отметить, что у основной группы процентные показатели ниже, чем в контрольной.

Количественный анализ результатов исследования самооценки у исследуемых основной группы по методике «Лесенка» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Показатели самооценки испытуемых основной группы

Уровень самооценка

заниженная

адекватная

завышенная

абс.

%

абс.

%

абс.

%

7

48

2

14

6

38



Анализируя таблицу 5, мы видим, что, у 6 (38%) исследуемых основной группы неадекватно завышена самооценка. Испытуемые расположили себя на первой ступени лестнице, при этом комментируя свои действия следующим образом: «Я самая хорошая, стою на самом верху», «Мама говорит, что я самый хороший ребенок в мире», «Лучше всех занимаюсь с воспитателем».

Адекватный уровень самооценки выявлен нами у 2 (14%), исследуемых основной группы, исследуемые расположили себя на второй ступени лестницы. У испытуемых сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что, книжки люблю смотреть», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю»,

Заниженный уровень самооценки выявлен у 7 (48%) испытуемых основной группы, исследуемые расположили себя на четвертой ступени лестницы, при этом комментируя свои высказывания следующим образом: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и воспитательница меня ругают за это».

Таким образом, для испытуемых основной группы, характерны различные уровни развития самооценки, но доминирующей является заниженная самооценка.


Количественный анализ результатов исследования самооценки у исследуемых контрольной группы по методике «Лесенка» представлен в таблице 6.

Таблица 6

Показатели самооценки у испытуемых контрольной группы

Уровень самооценка

заниженная

адекватная

завышенная

абс.

%

абс.

%

абс.

%

1

6

2

14

12

80



Анализируя таблицу 6, мы видим, что, 12 (80%) исследуемых контрольной группы продемонстрировали завышенный уровень самооценки. Испытуемые расположили себя на первой ступени лестнице, при этом комментируя свои действия следующим образом: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший».

Ряд испытуемых – 2 (14%), продемонстрировали адекватный уровень самооценки, испытуемые расположили себя на второй ступени лестницы. У испытуемых сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.

Ряд исследуемых – 1 (6%), продемонстрировали заниженный уровень самооценки, исследуемый расположил себя на пятой ступени лестницы. «Я хуже, чем остальные, они хорошие, а я не такой», прокомментировал свои действия данный испытуемый.

Таким образом, для испытуемых контрольной группы характерна неадекватная самооценка: завышенная и заниженная. Завышенный уровень самооценки свидетельствует о неумении, верно, оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, этот уровень самооценки указывает на «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам, неудачам и оценкам окружающим. Высокий уровень самооценки свидетельствует о реалистичной адекватной самооценке, уверенности в себе, стремлении достигать поставленной цели, умении адекватно переживать неудачи и находить выход из сложной ситуации. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для испытуемых контрольной группы характерны различные уровни развития самооценки, но доминирующей является завышенная самооценка.

Для подтверждения достоверности полученных результатов исследования, мы использовали − непараметрический статистический критерий −U-критерий Манна-Уитни. Нами были выдвинуты следующие гипотезы.