Файл: В настоящее время в обществе происходят изменения в системе образования, направленные на её гуманизацию. Реализуются программы для дошкольных учреждений, направленные на развитие личности детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения нет специфических особенностей образа-Я.
- у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеются специфические особенности образа-Я.
При использовании данного критерия нами был пройден ряд последовательных операций.
Мы проранжировали значения полученные в ходе исследования по методике «Изучения сформированности образа-Я и самооценки», результаты ранжирования представлены в таблице 7.
Таблица 7
№ | Выборка 1 | Ранг | Выборка 2 | Ранг |
1 | 76 | 13.5 | 100 | 28 |
2 | 85 | 17 | 100 | 28 |
3 | 100 | 28 | 100 | 28 |
4 | 79 | 15 | 99 | 25 |
5 | 95 | 22 | 100 | 28 |
6 | 89 | 18.5 | 89 | 18.5 |
7 | 76 | 13.5 | 97 | 24 |
8 | 80 | 16 | 96 | 23 |
9 | 60 | 7 | 94 | 21 |
10 | 62 | 8 | 91 | 20 |
11 | 30 | 4 | 74 | 12 |
12 | 20 | 1 | 65 | 10 |
13 | 25 | 2 | 64 | 9 |
14 | 29 | 3 | 68 | 11 |
15 | 35 | 6 | 34 | 5 |
Суммы | | 174.5 | | 290.5 |
Подсчитали сумму рангов в первой и второй выборках.
=174.5;
=290.5.
Произвели подсчет по формуле + = *(1+N);
174,5+290,5 = * (1+30);
465=465, - расчеты верны.
Нашли эмпирическое значение U-критерия. Для этого вычислили два значения:
= * + ( *( + 1) / 2) – ;
= 15*15+(15*(15+1)/2)-174,5=174,5
= * + ( *( + 1) / 2) – ;
= 15*15+(15*(15+1)/2)-290,5=54,5
= 54,5,
Нашли критическое значение по таблице критических значений. (Число на пересечении размера наибольшей выборки и наименьшей выборки является критическим значением коэффициента Манна-Уитни). Критические значения представлены в таблице 8.
Таблица 8
U Кр | |
p≤0.01 | p≤0.05 |
56 | 64 |
Как видно из таблицы 8, полученное нами значение , находиться в зоне значимости различий. Таким образом, отклоняется, принимается .
При использовании критерия U-критерий Манна-Уитни, для обработки полученных результатов по методике «Лесенка», нами был пройден ряд последовательных операций.
Результаты ранжирования по методике «Лесенка», представлены в таблице 9.
Таблица 9
№ | Выборка 1 | Ранг 1 | Выборка 2 | Ранг 2 |
1 | 20 | 1 | 100 | 28 |
2 | 31 | 4.5 | 100 | 28 |
3 | 42 | 7 | 93 | 19.5 |
4 | 23 | 2 | 100 | 28 |
5 | 30 | 3 | 99 | 24.5 |
6 | 38 | 6 | 80 | 13.5 |
7 | 31 | 4.5 | 92 | 18 |
8 | 47 | 9 | 91 | 17 |
9 | 75 | 11 | 90 | 16 |
10 | 80 | 13.5 | 97 | 23 |
11 | 93 | 19.5 | 99 | 24.5 |
12 | 94 | 21 | 95 | 22 |
13 | 89 | 15 | 73 | 10 |
14 | 100 | 28 | 78 | 12 |
15 | 100 | 28 | 44 | 8 |
Подсчитали сумму рангов в первой и второй выборках. | ||||
=173; =292. Произвели подсчет по формуле: + = *(1+N); 173+292 = * (1+30); 465=465, - расчеты верны. Нашли эмпирическое значение U-критерия. Для этого вычислили два значения: = * + ( *( + 1) / 2) – ; = 15*15+(15*(15+1)/2)-173; = 172; = * + ( *( + 1) / 2) – ; = 15*15+(15*(15+1)/2)-292; = 53. = 53. Нашли критическое значение по таблице критических значений. (Число на пересечении размера наибольшей выборки и наименьшей выборки является критическим значением коэффициента Манна-Уитни). Критические значения представлены в таблице 10. |
Таблица 10
U Кр | |
p≤0.01 | p≤0.05 |
56 | 64 |
Как видно из таблицы 10, полученное нами значение , находиться в зоне значимости различий. Таким образом, отклоняется, принимается .
Таким образом, результаты проведённого исследования позволяют нам выделить специфические особенности образа-Я старших дошкольников с нарушениями зрения. У подавляющего большинства исследуемых представления о своей половой принадлежности − сформированы, исследуемые адекватно идентифицируют себя со своим полом. Но возрастная идентификация оказывается нарушенной, испытуемые старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в подавляющем большинстве продемонстрировали несформированность возрастной идентификации.
Характерными особенностями образа-Я старших дошкольников с нарушениями зрения является несоответствие «Я-реального» - «Я-идеальному». Иными словами испытуемые характеризуют себя, как «не таких как все», «не такая красивая», «не такой сильный» и т.д. То есть их реальное представление о себе не соответствует идеальным представлениям.
Так же для испытуемых, в подавляющем большинстве характерна неадекватная самооценка: заниженная и завышенная. При этом необходимо отметить, что для данного возраста заниженная самооценка и характерные особенности образа-Я, являются предпосылкой к нарушению целостности личности испытуемого в целом.
Заключение
Систематизируя и обобщая данные отечественных и зарубежных исследователей о сущности понимания образа-Я человека в философских и психолого-педагогических концепциях развития личности, необходимо отметить, что становление образа-Я осуществляется во всем многообразии его форм и способов как природного, социокультурного и духовного индивида одновременно. Образ-Я - это основой компонент личностного развития, включающий систему представлений человека о себе.
Становление образа-Я связано с развитием самосознания. Источником развития образа-Я являются природная суть человека, его жизнедеятельность и социокультурное окружение.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития человека. В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для ребенка становятся воспитатели и родители. В старшем дошкольном возрасте происходит становление основных элементов самосознания. Становление образа-Я проходит поэтапное развитие, притерпивая изменения в особенностях осознания себя как индивида, адекватности принятия себя, своих действий и поступков, непосредственно влияя на успешность социализации, и воспитания психологически здоровой личности. Таким образом, осознание ребенком своего «Я» является решающим моментом в целостном развитии личности.
Современные материалы исследований показывают, что представления ребенка о себе и его отношение к себе не являются врожденными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляет его ближайшее социальное окружение: взрослые и сверстники. Старшие дошкольники с нарушениями зрения имеют специфические особенности развития познавательной, коммуникативной сферы. При развитии образа-Я таких детей находит непосредственное отражение как трудности в деятельности ребенка, межличностном общении, так и в оценке своих возможностей, действий и поступков.