Файл: В настоящее время в обществе происходят изменения в системе образования, направленные на её гуманизацию. Реализуются программы для дошкольных учреждений, направленные на развитие личности детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения нет специфических особенностей образа-Я.

- у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеются специфические особенности образа-Я.

При использовании данного критерия нами был пройден ряд последовательных операций.

Мы проранжировали значения полученные в ходе исследования по методике «Изучения сформированности образа-Я и самооценки», результаты ранжирования представлены в таблице 7.

Таблица 7



Выборка 1

Ранг

Выборка 2

Ранг

1

76

13.5

100

28

2

85

17

100

28

3

100

28

100

28

4

79

15

99

25

5

95

22

100

28

6

89

18.5

89

18.5

7

76

13.5

97

24

8

80

16

96

23

9

60

7

94

21

10

62

8

91

20

11

30

4

74

12

12

20

1

65

10

13

25

2

64

9

14

29

3

68

11

15

35

6

34

5

Суммы




174.5




290.5



Подсчитали сумму рангов в первой и второй выборках.

=174.5;

=290.5.

Произвели подсчет по формуле + = *(1+N);

174,5+290,5 = * (1+30);

465=465, - расчеты верны.

Нашли эмпирическое значение U-критерия. Для этого вычислили два значения:

= * + ( *( + 1) / 2) – ;

= 15*15+(15*(15+1)/2)-174,5=174,5

= * + ( *( + 1) / 2) – ;

= 15*15+(15*(15+1)/2)-290,5=54,5

= 54,5,

Нашли критическое значение по таблице критических значений. (Число на пересечении размера наибольшей выборки и наименьшей выборки является критическим значением коэффициента Манна-Уитни). Критические значения представлены в таблице 8.



Таблица 8

U Кр

p≤0.01

p≤0.05

56

64


Как видно из таблицы 8, полученное нами значение , находиться в зоне значимости различий. Таким образом, отклоняется, принимается .

При использовании критерия U-критерий Манна-Уитни, для обработки полученных результатов по методике «Лесенка», нами был пройден ряд последовательных операций.

Результаты ранжирования по методике «Лесенка», представлены в таблице 9.

Таблица 9



Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

20

1

100

28

2

31

4.5

100

28

3

42

7

93

19.5

4

23

2

100

28

5

30

3

99

24.5

6

38

6

80

13.5

7

31

4.5

92

18

8

47

9

91

17

9

75

11

90

16

10

80

13.5

97

23

11

93

19.5

99

24.5

12

94

21

95

22

13

89

15

73

10

14

100

28

78

12

15

100

28

44

8

Подсчитали сумму рангов в первой и второй выборках.

=173;

=292.

Произвели подсчет по формуле: + = *(1+N);

173+292 = * (1+30);

465=465, - расчеты верны.

Нашли эмпирическое значение U-критерия. Для этого вычислили два значения:

= * + ( *( + 1) / 2) – ;

= 15*15+(15*(15+1)/2)-173;

= 172;

= * + ( *( + 1) / 2) – ;

= 15*15+(15*(15+1)/2)-292;

= 53.

= 53.

Нашли критическое значение по таблице критических значений. (Число на пересечении размера наибольшей выборки и наименьшей выборки является критическим значением коэффициента Манна-Уитни). Критические значения представлены в таблице 10.


Таблица 10

U Кр

p≤0.01

p≤0.05

56

64


Как видно из таблицы 10, полученное нами значение , находиться в зоне значимости различий. Таким образом, отклоняется, принимается .

Таким образом, результаты проведённого исследования позволяют нам выделить специфические особенности образа-Я старших дошкольников с нарушениями зрения. У подавляющего большинства исследуемых представления о своей половой принадлежности − сформированы, исследуемые адекватно идентифицируют себя со своим полом. Но возрастная идентификация оказывается нарушенной, испытуемые старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в подавляющем большинстве продемонстрировали несформированность возрастной идентификации.

Характерными особенностями образа-Я старших дошкольников с нарушениями зрения является несоответствие «Я-реального» - «Я-идеальному». Иными словами испытуемые характеризуют себя, как «не таких как все», «не такая красивая», «не такой сильный» и т.д. То есть их реальное представление о себе не соответствует идеальным представлениям.

Так же для испытуемых, в подавляющем большинстве характерна неадекватная самооценка: заниженная и завышенная. При этом необходимо отметить, что для данного возраста заниженная самооценка и характерные особенности образа-Я, являются предпосылкой к нарушению целостности личности испытуемого в целом.


Заключение

Систематизируя и обобщая данные отечественных и зарубежных исследователей о сущности понимания образа-Я человека в философских и психолого-педагогических концепциях развития личности, необходимо отметить, что становление образа-Я осуществляется во всем многообразии его форм и способов как природного, социокультурного и духовного индивида одновременно. Образ-Я - это основой компонент личностного развития, включающий систему представлений человека о себе.

Становление образа-Я связано с развитием самосознания. Источником развития образа-Я являются природная суть человека, его жизнедеятельность и социокультурное окружение.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития человека. В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На этом жизненном этапе самыми близкими людьми для ребенка становятся воспитатели и родители. В старшем дошкольном возрасте происходит становление основных элементов самосознания. Становление образа-Я проходит поэтапное развитие, притерпивая изменения в особенностях осознания себя как индивида, адекватности принятия себя, своих действий и поступков, непосредственно влияя на успешность социализации, и воспитания психологически здоровой личности. Таким образом, осознание ребенком своего «Я» является решающим моментом в целостном развитии личности.

Современные материалы исследований показывают, что представления ребенка о себе и его отношение к себе не являются врожденными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляет его ближайшее социальное окружение: взрослые и сверстники. Старшие дошкольники с нарушениями зрения имеют специфические особенности развития познавательной, коммуникативной сферы. При развитии образа-Я таких детей находит непосредственное отражение как трудности в деятельности ребенка, межличностном общении, так и в оценке своих возможностей, действий и поступков.