Файл: В настоящее время в обществе происходят изменения в системе образования, направленные на её гуманизацию. Реализуются программы для дошкольных учреждений, направленные на развитие личности детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обобщая проведенный анализ понимания сущности образа-Я человека в философских и психолого-педагогических концепциях развития личности, можно сделать следующие выводы:

- Становление образа-Я осуществляется во всем многообразии его форм и способов как природного, социокультурного и духовного индивида одновременно.

- Образ-Я - это основой компонент личностного развития, включающий систему представлений человека о себе.

- Становление образа-Я связано с развитием самосознания. Источником развития образа-Я являются природная суть человека, его жизнедеятельность и социокультурное окружение.
1.2. Особенности образа-Я в старшем дошкольном возрасте
В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из

компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-

концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной

внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам [9].

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1. Образ-Я – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может

обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия,

которые могут быть вызваны образом-Я и самооценкой.

По мнению В. В. Столина на фоне многочисленных изменений особая роль в дошкольном возрасте принадлежит становлению основных элементов самосознания. Это проявляется в повышении осознанности мотивов собственной деятельности, в том, что ребенок более объективно может оценить свои поступки и в какой-то степени личностные качества [15].

Зачатки самосознания, как описывает Т.А.Репина, обнаруживаются в самооценке ребенка. Особенность состоит в том, что, зная большинство норм и правил поведения, ребенок легче применяет их к другим, чем к самому себе. Он может совершенно объективно оценить поступок другого как неправильный, несправедливый, но тот, же поступок, совершенный им самим, оценивается неадекватно, и оценка часто подменяется всякого рода «рационализациями».


Свои неправильные поступки дошкольник часто не оценивает как таковые и обижается, протестует, когда так классифицируют эти поступки другие. И только авторитет взрослого позволяет ребенку вникнуть в смысл совершенного неправильного поступка или хотя бы принять замечание как правильное. Конечно, чем старше дошкольник, тем более объективно он может подойти к оценке собственных поступков [11].

Дело в том, что переживания, захватывающие ребенка и подталкивающие его на неправильные поступки, часто заслоняют от него действительный смысл совершенного и не дают возможности беспристрастно оценить себя. Именно поэтому путь воспитания объективной самооценки лежит через помощь взрослого: взрослый помогает проанализировать поступок через его сравнение с действиями других детей. Если ребенок научится сравнивать себя с другими в аналогичных ситуациях, он сможет дать себе правильную оценку.

Г. Е. Залесский подчеркивает, что под влиянием развивающейся рефлексии дошкольник может предугадать возможную реакцию взрослого на тот или иной его поступок и поведение в целом и использует это знание в своих целях: с одними взрослыми он послушен и приветлив, с другими позволяет себе капризы и упрямство. Рефлексия развита неодинаково в разных областях, но она позволяет ребенку ориентироваться в возможном отношении к нему со стороны окружающих, формировать соответствующие установки и самооценку, что имеет важное значение для всего развития личности в целом [15].

Самооценка дошкольника в одном виде деятельности может заметно отличаться от самооценки в других. В оценке своих достижений, например в рисовании, ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой — переоценивать, а в овладении пением — недооценивать и т.д. Критерии, которыми пользуется ребенок при самооценке, в значительной степени зависят от родителей и воспитателей.

Как отмечает Т.А.Репина, на основе самооценки у дошкольника формируется уровень притязаний. первую очередь, это притязания на признание. Ребенок очень хочет завоевать расположение, как взрослых, так и сверстников. На протяжении дошкольного детства у него формируется весь комплекс переживаний, связанных с притязаниями на признание: так, он испытывает чувство вины и стыда, когда не удовлетворяет социальным требованиям; он осознаёт, что значит «должен» и «обязан» и как соотносятся эти понятия с «хочу», поэтому мы можем взывать к его совести; у него появляется чувство гордости за то хорошее, что он сделал для других, преодолев себя; он стесняется своих негативных проявлений и отрицательных поступков. Тем не менее, все это еще неустойчиво, особенно негативные переживания, и внутренняя позиция, складывающаяся к концу дошкольного возраста, у большинства детей может быть описана как «Я хороший» [2].



Формирование самооценки и притязаний, по мнению М.И. Лисиной тесно связано с новым осознанием себя во времени. На протяжении дошкольного возраста формируются индивидуальное прошлое, и индивидуальное будущее которые непосредственно связаны с настоящим, являются как бы его прямым продолжением. Прошлое, помимо разнообразных воспоминаний, представляет ребенку некое его состояние, именуемое им «когда я был маленьким», и это значит, что старший дошкольник осознает себя большим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Будущее позволяет создать «жизненную перспективу» в форме «когда я вырасту и стану большим» с системой положительных и самых невероятных ожиданий: ребенок одновременно и последовательно хочет быть космонавтом и дворником, певцом и врачом, диктором телевидения и автогонщиком и т.д.

Итак, в старшем дошкольном возрасте происходит становление основных элементов самосознания. Становление образа-Я проходит поэтапное развитие, претерпевая изменения в особенностях осознания себя как индивида, адекватности принятия себя, своих действий и поступков, непосредственно влияя на успешность социализации, и воспитания психологически здоровой личности.
1.3. Психологические основы становления и развития образа-Я детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Анализ литературы показывает, что у детей с нарушениями зрения отмечаются существенные проблемы в сфере межличностного восприятия и общения, а также трудности самопринятия и самовосприятия. ……отмечает, что воспитание адекватного принятия себя, у ребенка – одна из важнейших задач в общей системе работы по формированию психологически здоровой личности. Ребенок адекватно себя воспринимающий, правильно оценивающий себя и свои поступки легко вступает в общение с окружающими. И наоборот, бедность, когнитивная упрощенность образа-Я весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Воспитывая полноценную личность, надо устранять все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Необходимо, как можно раньше начать психологическую работу, с целью дальнейшей успешной социализации ребенка с нарушениями зрения [12].

Как отмечает Т. Руппонен, изменение в самооценке связано с адаптацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как многие их сверстники. Особенно остро этот кризис переживается в подростковом возрасте. Об этом же свидетельствуют и данные Т.Маевского, который показал, что в подростковом возрасте происходит обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинают осознавать свой зрительный дефект.


По мнению Г.А. Буткиной и С.М.Хорош, в формировании самосознания подростков с нарушениями зрения аффективные и когнитивные процессы, сложно переплетаясь, образуют причинно-следственный круг: когнитивная недифференцированность предполагает низкую степень автономии «аффекта» и «интеллекта», так что любые изменения в одной из сфер захватывают и распространяются на систему в целом. Бедность, когнитивная упрощенность образа-Я, заимствованность, навязанностъ составляющих его структуру шкал из травматического негативного опыта общения со значимыми другими с необходимостью порождает негативное самоотношение. Последнее в свою очередь требует и находит рациональные подтверждения собственной «плохости». В силу нерасчлененности осознаваемых в себе качеств с их эмоциональной оценкой круг этот может запускаться как когнитивной, так и аффективной составляющей самосознания с неизменным итоговым самонеприятием. На поведенческом уровне в наиболее типичных случаях подобный вариант самоотношения ведет к сужению круга общения, бездея-тельности, заточению в четырех стенах дома, что возвращается в самосознание в виде негативных чувств в адрес Я [1].

В старшем дошкольном возрасте, как отмечает Л. И. Солнцева, дети с нарушениями зрения испытывают многочисленные трудности в общении, познании окружающего мира, обучению новым знаниям и навыкам. Это находит непосредственное отражение в образе-Я старших дошкольников с нарушениями зрения. Известно, как жестоко страдают дети, по своим физическим особенностям выделяющиеся из группы. Дети с заметными нарушениями зрения в большей степени подвержены неблагоприятному влиянию социально-психологической среды, способствующей формированию негативной Я-концепции, зависимости от окружения или бунта против него.

Самооценка тесно связана с ожидаемой родительской оценкой – так называемая «эхо-самооценка», или зеркальное отражение в самооценке родительского видения ребенка и эмоционального отношения к нему. Самооценка как бы отстает в своем развитии, продолжая оставаться «линейной функцией» от отношения родителей к ребенку. Это создает чрезвычайно психотравмирующую ситуацию для ребенка. Стремясь спрятаться от неблагоприятно складывающихся отношений вне семейного круга, ребенок с нарушениями зрения в своей семье сталкивается с отсутствием истинно глубоких чувств и эмоциональным отвержением родителей, что еще более усугубляет его чувство неполноценности [13].

Анализ прогностических и ретроспективных самооценочных суждений старших дошкольников показал, что самооценки детей с нарушениями зрения в гораздо меньшей степени развернуты и более категоричны по сравнению с самооценками сверстников с нормальным развитием. Как отмечает А. Г. Литвак, дети с нарушениями зрения испытывают значительные сложности в аргументации и обосновании своих самооценочных суждений, вычленении своих трудностей и достижений, определении их причин. Так, например, на вопрос: «Как ты работал сейчас на этом занятии?», учащиеся с нарушениями зрения чаще всего давали однословные ответы: «нормально», «плохо», «не знаю», «как всегда». Вопрос «Почему ты так считаешь?» у большинства старших дошкольников с нарушениями зрения вызвал существенные затруднения – дети либо отказывались отвечать, либо отвечали «не знаю».
Среди высказываний сверстников, не имеющих нарушений, преобладали распространенные конструкции, содержащие обоснование самооценочной позиции, например: «Работал и хорошо и плохо, потому, что с фигурами задание и с палочками я сделал правильно и быстро, а в задаче запутался», «Я старалась, меня воспитательница спрашивала и хвалила, а еще я первая про фигуру догадалась. Хорошо работала» [11].

Таким образом, образ-Я играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два «Я» как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Особенности образа-Я старшего дошкольника с нарушениями зрения находят непосредственное отражение как в деятельности ребенка, межличностном общении, так и в оценке своих возможностей, действий и поступков.