Файл: московский финансовопромышленный университет синергия Факультет Электронного обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.








НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Электронного обучения


Направление/специальность подготовки: 37.03.01 Психология.
Профиль/специализация: Социальная психология
Форма обучения: Заочная

Отчет
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
___________________________________________________

(семестр)



Обучающийся

 

 

 




(ФИО)




(подпись)

Руководитель практики

от Университета







 




(ФИО)




(подпись)

Москва 20г.

2. Краткий отчет по практике
Содержание



Введение 4

Основная часть 5

Заключение 17

За время прохождения практики мною была проведена следующая работа: 17

-Знакомство с персоналом детского сада и укладом организационной работы; 17

-Знакомство с педагогической деятельностью, документацией, предметно-развивающей средой кабинета педагога-психолога; 17

- Знакомство и анализ работы педагога-психолога с воспитателями и родителями МДОУ; 17

-Проведены наблюдения и сделан анализ занятий педагога-психолога с детьми/воспитателями/родителями; 17

-Проведено наблюдение и проанализированы занятия студента; 17

-Проведена диагностика развития психических процессов и составление заключения на ребенка средней и старшей группы; 17

-Проведена работа с родителями детей, имеющих нарушения в развитии; 17

-Разработан индивидуальный план работы с ребенком по результатом проведенной диагностики. 17

На практике я ознакомилась с работой педагога-психолога, с документацией 17

В ходе психодиагностического исследования я получила большой опыт работы с детьми, опыт с составлением документации (протоколы, заключения, характеристики) и выбора диагностических процедур. 17

В ходе работы с детьми и педагогами МДОУ трудностей не возникло, педагог- психолог подошел к моей деятельности с пониманием. Трудностей при прохождении практики не возникло. Полученный опыт мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности. 17

Список использованной литературы 18

1. Воспитание и обучение в детском саду./ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976. 18

2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 2003. 18

3. Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003. 18

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000. 18

5. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 2005. 18

6. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М., 1996. 18

7. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЕК”, 2000. 18

8. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов Н/Д., 2003. Прихожан А.М. 18

9. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000. 18

10. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2006. 18

11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И. Рогов. – М., 2006. 18

12. Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В.-СПб.,2000. 18

13. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М., 1981. 18

Приложение 19


Введение 3

Основная часть 4

Заключение 15

Список использованной литературы 16

Приложение 17


Введение
Учебная практика была пройдена в МДОУ №17, г. Нижний Новгород.

Основная цель детского сада – всестороннее психическое и физическое развитие дошкольников, воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме.

В содержание воспитательной работы в детском саду входят следующие разделы:

  1. Соблюдение установленного для детей раннего возраста ре­жима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз­ных видов деятельности.

  2. Правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.

  3. Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, раз­влечений.

  4. Создание условий для активной и разнообразной самостоя­тельной деятельности детей.


Основная часть
Детский практический психолог в детском дошкольном учреждении выполняет следующие основные виды работы:

  1. Психологическое просвещение - приобщение педагогического коллектива, родителей ДОУ к психологическим знаниям.

  2. Психологическая профилактика - предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей.

  3. Психологическое консультирование - помощь в решении проблем, с которыми люди приходят к психологу сами.

  4. Психодиагностика - углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка. Результаты психологического обследования дают основание для заключения о дальнейшем развитии или коррекции ребенка, эффективности профилактической и консультативной работы.

  5. Психокоррекция - как устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, работа, но развитию ребенка, формированию его личности.

Для работы социальным педагогом, педагогом-психологом, не обходимо высшее или средне профессиональное образование, педагогическое или психологическое, в зависимости от должности.

В своей деятельности им необходимо руководствоваться различными законами и иными нормативными правовыми актами, положениями, и т.п.

Деятельность социального педагога и педагога–психолога связана непосредственно с детьми, их семьями, школой и другими учреждениями. Различия в том, что деятельность социального педагога в большей степени направлена на создание условий необходимых для нормального развития воспитанников, как в семье, так и за её приделами. Это включает в себя помощь в социализации, в профориентации, в формировании нравственных качеств, соблюдении общественных норм и правил, провидении профилактических мероприятий, участвуют в защите и

соблюдении их прав на жилищные условия, пособия и т.п., создают обстановку психологического комфорта и безопасности личности воспитанников.

Деятельность педагога-психолога похожа, но во многом отличается от деятельности социального педагога. Педагог-психолог осуществляет деятельность на правленую на психологическое, соматическое и социальное благополучие воспитанников. И если социальный педагог держит под контролем, то что влияет на детей из вне, педагог-психолог, на оборот пытается помочь ребенку, из внутренних условий. Для этого педагог-психолог изучает особенности детей, их интересы и склонности с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе его воспитания и обучения, профориентации, социализации и адаптации. Педагог-психолог проводит диагностическую, психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, индивидуальную и групповую. Педагог-психолог осуществляет свою деятельность со всем педагогическим составом, но чаще всего он работает в паре с социальным педагогом. Таким образом, проще оценить и найти правильное решение.

Кабинет психолога о расположен в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Кабинет психолога территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным со старшим воспитателем, кабинетом логопеда и т.п.). По возможности кабинет лучше разместить вдали от медицинского и административного кабинетов.

Важна также и достаточная звуковая изоляция. Надо учитывать, что, например, близость музыкального или физкультурного залов создаст повышенный уровень шума, а это может препятствовать работе. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации воздуха (в связи с повышенной его сухостью в зимнее время) и для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Для хранения документации удобно использовать шкаф или стеллаж.

Итак, все функциональные зоны кабинета психолога подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.


Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально – психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому – либо признаку.

Главной задачей диагностики дошкольников является установление взаимосвязей между отдельными особенностями психики ребенка (познанием, общением, качествами личности).

Цели психодиагностического исследования: изучение тревожности дошкольников и особенностей развития детско-родительских отношений в семье.

Задачи:

  1. Определить уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.

  2. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

  3. Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Для исследования применялись следующие методы:

  • рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи”;

  • методика «Выбери нужное лицо»;

  • тестирование родителей: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин);

  • анкета для родителей.

Исследование проводилось на базе МДОУ № 17 г. Нижний Новгород. Было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи”


Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка) и выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

  1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

  2. Эмоциональное напряжение и дистанция.

  3. Дискомфорт.

  4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.


На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).

В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. , ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р., мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.