Файл: московский финансовопромышленный университет синергия Факультет Электронного обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

    • физическое наказание;

    • отсутствие общения с родителями;

    • неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

    • общение с ребёнком на повышенных тонах.



Рис.1 Результаты теста
Условные обозначения:

- высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)

- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)

- низкий уровень детско-родительских отношений (6 детей)

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

Методика «Выбери нужное лицо»

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревож­ность ребенка в типичных длянего жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопаснос­ти человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов.

Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определённой ситуации, не обязательно будет точно так же прояв­ляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрица­тельного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в дан­ной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как чер­ту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.


Повышенный уровень личностной тревожности свидетель­ствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособлен­ности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вы­зывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оце­нивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характе­ре взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружаю­щими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический изобразительный материал в этой ме­тодике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой не­которую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изобра­жениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребенка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на дру­гом — печальное.

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные си­туации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Так, например, рис. 1 (игра с младшими детьми), рис. 5 (игра со старшими деть­ми) и рис. 13 (ребёнок с родителями) имеют положительную эмоциональную окраску. Рис. 3 (объект агрессии), рис. 8 (выго­вор), рис. 10 (агрессивное нападение) и рис. 12 (изоляция) име­ют отрицательную эмоциональную окраску. Рис. 6 (укладыва­ние в постель в одиночестве), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игно­рирование), рис. 11 (собирание игрушек) и рис. 14 (еда в оди­ночестве) имеют двойной эмоциональный смысл, который мо­жет быть как положительным, так и отрицательным.

Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент про­ведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «про­ективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребён­ку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего со­держания:



К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, ка­кое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

К рис.3 . Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».

К рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) иг­рает со старшими детьми».

К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты дума­ешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».

К рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».

К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

К рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребёнка: весёлое или печальное?»

К рис.13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со свои­ми мамой и папой».

К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого

ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные вы­сказывания фиксируются в специальном протоколе (табл. 1).

Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и ка­чественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

ИТ = Количество эмоционально негативных выборов / 14 * 100%

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:

  1. Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

  2. Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50 %.

  3. Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интер­вале от 0% до 20%.


В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (вто­рой столбец протокола) анализируется отдельно. На основе та­кого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка. Особенно высоким проективным значением в этой связи обладают рис.4 (одева­ние), 6 (укладывание в постель в одиночестве), 14 (еда в одиночестве). Дети, в этих ситуациях делающие отрицательные эмо­циональные выборы, с высокой степенью вероятности будут обладать высоким ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональ­ные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 (ребёнок и мать с младенцем), рис. 7 (умывание), рис. 9 (игнорирование) и рис. 11 (собирание игрушек), с большой вероятностью получат высокий или средний индекс ИТ.

Таблица 1

Протокол к методике «Выбери нужное лицо»

Имя ребенка:____________ Возраст ребенка:__________

Дата проведения обследования:_____________

Номер и содержание рисунка

Высказывания ребенка

Выбор лица







веселое

печальное

1. Игра с младшими детьми










2. Ребенок и мать с младенцем










3. Объект агрессии










4. Одевание










5. Игра со старшими детьми










6. Укладывание спать в одиночестве.










7. Умывание










8. Выговор










9. Игнорирование










10. Агрессивное нападение










11. Собирание игрушек










12. Изоляция










13. Ребенок с родителями










14. Еда в одиночестве.














Рис. 2 Уровень тревожности дошкольников

Высокий уровень тревожности обнаружен почти у половины детей (49%), низкий – у 25% детей и средний – у 26% воспитанников.

Заключение
За время прохождения практики мною была проведена следующая работа:

-Знакомство с персоналом детского сада и укладом организационной работы;

-Знакомство с педагогической деятельностью, документацией, предметно-развивающей средой кабинета педагога-психолога;

- Знакомство и анализ работы педагога-психолога с воспитателями и родителями МДОУ;

-Проведены наблюдения и сделан анализ занятий педагога-психолога с детьми/воспитателями/родителями;

-Проведено наблюдение и проанализированы занятия студента;

-Проведена диагностика развития психических процессов и составление заключения на ребенка средней и старшей группы;

-Проведена работа с родителями детей, имеющих нарушения в развитии;

-Разработан индивидуальный план работы с ребенком по результатом проведенной диагностики.

На практике я ознакомилась с работой педагога-психолога, с документацией

В ходе психодиагностического исследования я получила большой опыт работы с детьми, опыт с составлением документации (протоколы, заключения, характеристики) и выбора диагностических процедур.

В ходе работы с детьми и педагогами МДОУ трудностей не возникло, педагог- психолог подошел к моей деятельности с пониманием. Трудностей при прохождении практики не возникло. Полученный опыт мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
1. Воспитание и обучение в детском саду./ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976.

2. Дубровина И.В. и др. Психология. – М., 2003.

3. Лебедева С.А. Детская практическая психология. – Шуя, ШГПУ, 2003.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.

5. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 2005.

6. Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы. - М., 1996.

7. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы.-М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЕК”, 2000.

8. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов Н/Д., 2003. Прихожан А.М.