Файл: Реферат На тему " Профессиограмма психологапедагога" Содержание.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1087
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главная сфера деятельности социального педагога – социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог осуществляет работу с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением.
Цель деятельности социального педагога – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Социальный педагог должен знать: основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства. Правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; теорию и историю социальной педагогики, теорию и методику диагностики личности и ее микросреды, формы и методы социальной работы с семьей,различными группами и категориями населения; методы социологических исследований; инструментарий индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования.
Психограмма педагога-психолога
Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.
Качества, необходимые для работы педагога-психолога:
1)Личностные качества:
-
Профессиональная направленность (установка) на овладение специальностью -
Готовность переносить тяготы и лишения в интересах дела -
Личная организованность -
Ответственность -
Чувство долга -
Осмотрительность в решениях и поступках -
Честность -
Стремление к справедливым поступкам -
Способность сохранить спокойствие в критических ситуациях -
Целеустремленность -
Добросовестность -
Умение предвидеть последствия собственного действия -
Старательность при выполнении любой работы -
Способность к самоконтролю -
Вежливость в обращении с людьми -
Склонность к продуктивной работе в коллективе -
Способность переносить неприятные впечатления -
Способность к продолжительной работе с неприятными в психологическом отношении лицами -
Способность к коммуникации с окружающими, посторонними -
Соблюдение нравственных норм -
Противодействие нарушителям нравственности -
Способность отстаивать свое мнение -
Выдержка и самообладание -
Продуктивность работы при информационных перегрузках -
Спокойное реагирование на трудности
2) Сенсорно-перцептивные характеристики:
-
Точность и быстрота зрительного восприятия -
Точность и быстрота слухового восприятия -
Способность распознавать основные цвета
-
Способность к узнаванию изменений тембра звука -
Способность сохранять непрерывное внимание к работе в течение установленного времени -
Способность противостоять влиянию внешних факторов на качество выполняемой работы Способность к одновременному наблюдению различными органами чувств (глаз и ухо) -
Способность к большим психологическим напряжениям и определенные моменты работы
3) Профессионально-важные качества мышления и памяти:
-
Хорошее развитие вербальной памяти -
Необходимое развитие наглядно-образного мышления -
Необходимое развитие логического мышления -
Способность к конкретному мышлению -
Способность к абстрактному мышлению -
Высокий темп мыслительных процессов -
Умение выделять главное при изобилии информации -
Способность быстро переключаться при изменении характера или условий работы -
Умение образно и доходчиво формулировать мысль -
Умение кратко и аргументированно формулировать мысль
4) Свойства, определяющие успеваемость исполнительных качеств:
-
Способность правильно и четко произносить слова и фразы (хорошая дикция) -
Умение коротко и понятно задавать вопросы -
Умение коротко и понятно отвечать на вопросы
5) Недопустимые качества:
-
Высокая возбудимость -
Склонность к грубому обращению -
Непреклонность в суждениях -
Склонность к жестким поступкам -
Высокая подверженность влиянию других лиц.
Заключение
Все взрослые люди, работающие в учреждениях образования, решают общую задачу - обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играет определённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои задачи, цели и методы. Практически психолог приходит в детско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь» для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.
Психолог - равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно - за психическое развитие и психологическое здоровье детей и школьников.
В своей работе он опирается на профессиональные знания о возвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.
Практический психолог имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статике, а в динамике - на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания - психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог - к самоопределению.
Основной ролью и видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.
В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Практический психолог ищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы и содержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениями о развитии он руководствуется.
Список литературы
1. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5.
2. Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 182 - 185.
3. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.