Файл: А макрологистическая с гибкой связью .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    Управление запасами в цепях поставок. Одним из ключевых элементов оптимизации цепей поставок является процесс управления запасами в рамках всей цепи поставок. Создание интегрированной системы управления запасами позволит минимизировать общие активы цепи, связанные с запасами. Высокие уровни запасов на протяжении всей цепи поставок являются симптомом низких показателей функционирования системы. Как правило, большие объёмы запасов продукции объясняются опасением возникновения дефицита и, как следствие, может привести к сбоям в работе цепи поставок, а для производственных предприятий - к полной остановке производства, что влечет за собой серьезные убытки. Для того, чтобы избежать подобной ситуации и обеспечить высокие уровни обслуживания при низких уровнях запасов, необходимо устранить источники нестабильности и неопределенности в цепи поставок.

    Классическая модель управления запасами является детерминированной моделью и предназначена для оптимизации размера текущей части запаса. В торговых организациях при управлении товарными запасами речь идет об оптимизации размера заказа (партии закупки или поставки), а в управлении товарными (сбытовыми) запасами готовой продукции предприятий- производителей - об оптимизации партий отгрузки товара.

    Оптимизировать размер заказа (партии поставки) означает, что необходимо найти такое его количественное значение, которое потребует минимальных затрат на формирование и содержание текущего запаса при заданных условиях. Методика решения данной задачи базируется на том, что различные составляющие затрат изменяются разнонаправлено при изменении размера партии поставки и, следовательно, существует такой размер партии закупки, который обеспечивает минимум общих (суммарных) затрат, связанных с формированием и содержанием запаса. Наименьшие затраты будут определять оптимальную стратегию закупки материального ресурса в заданных условиях, т.е. минимум удельных затрат является критерием оптимальности выбора размера заказа (объёма партии поставки) и максимального уровня текущего запаса.

    Классическая экономико-математическая модель теории запасов будет иметь следующий вид:

,

(3.1)

где Q - оптимальный размер партии поставки;

    k - условно-постоянные затраты, связанные с закупкой и поставкой одной партии;


    b - среднесуточный расход (продажа) материального ресурса; h - стоимость содержания единицы запасов в единицу времени.

    Эту модель теории управления запасами называют формулой Уилсона (Вилсона) по имени её автора (R.H. Wilson).

    Контракты и базисы поставок. При управлении цепями поставок отношения между контрагентами устанавливаются на договорной основе. При этом каждый участник цепи, принимая решения, ориентируется прежде всего на собственную прибыль с минимальным учётом их воздействия на остальных партнеров по цепи. Тем не менее, выгода от заключения контрактов и базисов поставок для всей цепи поставок очевидна, так как в договореподробно прописаны основные характеристики сотрудничества (цены и скидки, сроки и объёмы поставок продукции, переход права собственности на товар, распределение логистических и финансовых рисков и т. д.), гарантирующие выполнение взаимных обязательств. Установление договорных отношений на длительный срок дает возможность инвестировать средства для совершенствования своих продуктов и операций.

    Аутсорсинг и стратегии закупок и распределения. Стратегии закупок и распределения представляют собой систему взаимоотношений между участниками цепи поставок, устанавливаемых в процессе купли-продажи товаров. В основе успешной реализации стратегий закупок и распределения лежит синергити- ческий подход (получение преимуществ от совместной деятельности) и принцип отказа от состязательного подхода к управлению хозяйственными связями, так как все участники цепи поставок выигрывают от объединения усилий для повышения общей эффективности.

    Процесс осуществления стратегий закупок и распределения требует принятия важного решения: “make or buy” (“делать самому или покупать”), т. е. решения по закупке и реализации продукции и услуг внешними источниками - аутсорсинг. При принятии решения об аутсорсинге в цепь поставок включают фирмы, специализирующиеся на оказании тех или иных видов услуг, например, транспортировки, упаковки, хранения и т. д. В результате выстраивается оптимальная по своей структуре цепь поставок и создаются условия для эффективного выполнения бизнес- процессов, протекающих в цепи поставок.



Рис. 3.1. Последовательно-параллельная модель структурной надежности сети поставок

    Рассмотренная модель ориентирована на аутсорсинговые технологии в управлении цепями поставок и позволяет учитывать надежность поставок по задаваемому функциональному критерию. Для этого необходима информация не только об издержках, но и о функциональных возможностях потенциальных поставщиков, надежности исполнения ими своих функций.



    Системы поддержки принятия решений. Постоянное усложнение процесса принятия решений, вызванное ростом нестабильности и неопределенности в цепи поставок привело к возникновению множества новых информационных технологий управления данными и процессами, которые принято называть системами поддержки принятия решений (СППР). СППР представляют собой интерактивные информационные системы, позволяющие создавать и обрабатывать массивы данных со многими переменными. Сущность функционирования этих систем заключается не в том, как данные могут быть получены, а в том, какие данные и как должны быть обработаны. До появления подобных систем основное время затрачивалось на сбор, подготовку и обработку данных, процесс компьютерного моделирования существенно облегчил и ускорил проведение логистического анализа. В качестве примера можно привести СППР, внедренную на пивоваренной компании “Балтика”. В настоящее время в активе компании насчитывается одиннадцать заводов, расположенных в разных регионах, на которых ежедневно производится около двухсот пятидесяти наименований продукции, на каждом заводе есть несколько линий розлива, на которых продукт наливается в бутылки и банки. В каждый момент времени нужно понимать, что делать с произведенной продукцией, чтобы мощности не простаивали и деятельность компании была эффективной. До ввода СППР все заказы собирались по телефону, факсу или по электронной почте. В настоящее время существует единый способ сбора информации - через Интернет. Это наиболее эффективный способ, потому что работа идет с единой базой данных, что позволяет избежать потери заказов. В процессе обработки информации по каждому из заказов автоматически принимается решение, с какого из заводов и каким видом транспорта будет отгружен заказ. Таким образом, покупатель может в режиме реального времени получить информацию о том, когда, в каком виде и каким видом транспорта его заказ будет выполнен.

    Потребительская ценность. Вся деятельность по управлению цепями поставок в конечном итоге направлена на повышение потребительской ценности производимых товаров и услуг, которая оценивается покупателями на основании ранжирования качества этих продуктов и услуг и их цен по сравнению с конкурентами. При этом удовлетворение потребностей покупателей не должно противоречить достижению максимальной доходности бизнеса в рамках цепи поставок. Таким образом, при оптимизации цепей поставок необходимо привести в соответствие уровень логистических издержек и качество предлагаемого сервиса.


    4.3.4 Глобальная оптимизация цепи поставок

    Оптимизация ресурсов цепи поставок может осуществляться на разных уровнях иерархии, например в рамках функциональной области, подсистемы, отдельной логистической функции и т.д. При этом должен быть выполнен “принцип глобальной оптимизации, т.е. локальные критерии оптимизации и принимаемые на их основе решения не должны противоречить глобальному оптимуму логистической системы в целом в целом” .

    Каждый из рассмотренных в предыдущем параграфе элементов является одним из факторов комплексной проблемы оптимизации функционирования цепи поставок. При этом внимание должно фокусироваться на глобальной оптимизации цепи поставок, на управлении неопределенностью или на обоих аспектах вместе (табл. 3.1) .

Таблица 3.1 Ключевые элементы в управлении цепями поставок

Ключевые элементы

Глобальная оптимизация

Управление неопределенностью

Конфигурация логистической сети, планирование и проектирование цепей поставок

X

 

Интеграция в цепи поставок и стратегическое партнерство

X

 

Управление запасами

 

X

Контракты и базисы поставок

X

 

Аутсорсинг и стратегии закупок и распределения

X

X

Системы поддержки принятия решений

X

X

Потребительская ценность

X

X

    Глобальную оптимизацию цепи поставок можно определить как интеграцию ключевых бизнес-процессов и координацию действий контрагентов цепи, чтобы синхронизировать все виды деятельности, выполняемые в ходе производства и дистрибьюции, которые добавляют ценность для конечного потребителя, и устранить те виды деятельности, которые ценности не добавляют. Управление цепями поставок направлено на оптимизацию всей системы для того, чтобы добиться более высокого качества обслуживания при более низких общих издержках.

    Можно указать пять основных способов, при помощи которых это можно сделать :


  • сокращение всех видов потерь и деятельности, не добавляющих ценности, например, грузопереработки, хранения или избыточных запасов;

  • улучшение обслуживания потребителей, например, сокращение времени выполнения заказа;

  • улучшение коммуникаций в цепи поставок, особенно связанных с прогнозированием деятельности её контрагентов и интегрированным планированием;

  • сокращение времени на разработку новой продукции;

  • более полная координация усилий по стыковке друг с другом всех звеньев в цепи поставок.

    Вопросы для повторения

  1. Что такое оптимизация?

  2. Какие факторы оказывают влияние на формирование и развитие концепции управления цепями поставок?

  3. В чём проявляется неопределенность и стохастичность параметров цепей поставок?

  4. Назовите ключевые элементы оптимизации цепей поставок?

  5. Что такое конфигурация логистической сети?

  6. Каким образом интеграция и стратегическое партнерство влияют на процесс оптимизации цепей поставок?

  7. Как процесс управления запасами применяется в рамках концепции управления цепями поставок?

  8. Для чего необходимо применять аутсорсинг при реализации стратегии закупок и распределения?

  9. Что такое система поддержки принятия решений? Для чего необходимо её применение?

  10. Что такое глобальная оптимизация?

    Каким образом глобальная оптимизация коррелируется с процессом управления неопределенностью?

  4.4 Конфигурация логистической сети цепей поставок

    4.4.1 Сетевая структура цепей поставок

    Конфигурация логистической сети, т.е. построение сетевой структуры, является одним из направлений оптимизации цепей поставок. Охватить всю цепочку целиком, от места извлечения природных ресурсов из земли и изготовления продукта до места его потребления, достаточно сложная задача и её выполнение не всегда оправдывает сделанные вложения.

    При построении сетевой структуры (рис. 2.1) необходимо понимать, что стоимость товара формируется на протяжении всей цепи поставок и на нее оказывает влияние общая эффективность операций и бизнес-процессов, протекающих в рамках цепи между её участниками. При этом наиболее управляемыми являются начальные стадии - производство, а наиболее чувствительными - последние - продажа, так как стоимость “проявляется” только на стадии продажи конечному потребителю. Поэтому руководство компании должно решить, какие элементы целесообразно включать в структуру цепи поставок, чтобы сделать её оптимальной. С одной стороны, нельзя недооценивать важность управления всей цепью поставок от начального поставщика и до конечного потребителя. С другой стороны, управление менее масштабной, а значит, и более гибкой структурой, например, только до мест потребления продукции или только с поставщиками и потребителями первого уровня, может оказаться более удачным вариантом.