Файл: 1 Наименование учреждения Университет Синергия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 Рекомендации по предотвращению выгорания в организации
По итогам проведенного исследования была разработана программа психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания сотрудников компании.

Цель программы: психолого-педагогическая коррекция и профилактика эмоционального выгорания офисных работников.

Задачи исследования:

1. Разработать и апробировать программу профилактики и коррекции эмоционального выгорания офисных работников.

2. Проанализировать эффективность представленной программы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания офисных работников.

3. Разработать технологическую карту внедрения программы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания офисных работников.

Составляя программу профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания офисных работников, основной целью мы ставили снижение стресса, предполагая работу на трёх уровнях: индивидуальный уровень, предполагающий выработку адаптивных форм поведения сотрудника; межличностный уровень, предполагающий оптимизацию взаимоотношений с коллегами, клиентами, членами семьи; организационный уровень, включающий в себя вопросы оптимизации обстановки на работе, улучшение условий труда и т.п.

Основное внимание уделялось мероприятиям, осуществляемым на индивидуальном (личностном) уровне.

В рамках таких мероприятий решались как коррекционно-обучающие, так и непосредственно лечебные задачи. Вмешательство на индивидуальном уровне включало в себя: режимные мероприятия; психотерапевтическую коррекцию.

Остановимся на методах помощи сотрудникам, у которых было выявлено эмоциональное выгорание, подробнее. Режимные мероприятия. Управление стрессом требует изменения образа жизни. Аксиомой является то, что для здоровья необходимо правильно питаться. Главное – приём пищи должен быть регулярным.

Питание должно быть сбалансированным. Необходимо рекомендовать людям, испытывающим стресс, включать в своё питание продукты, богатые аминокислотой триптофаном, которая способствует синтезу серотонина. Триптофаном богаты сыр, молочные продукты, бананы. Следует ограничить количество съедаемых за день «быстрых» углеводов. Кроме правильного питания, следует помнить о необходимости регулярных физических нагрузок, прогулок на свежем воздухе, общения с природой.


Активное отвлечение от производственных проблем предохраняет от выгорания, поэтому можно посоветовать найти себе хобби. Необходимо правильно организовать свой распорядок дня и отвести достаточное количество времени на сон.

Сон является психологической защитой организма. Следует выработать правильный режим сна, ложиться в одно и то же время. Чтобы реализовать включение данного метода в программу профилактики и коррекции, были разработаны лекции о необходимости ведения здорового образа жизни, как фактора, способствующего профилактике и лечения синдрома эмоционального выгорания.

Психотерапия. Ведущую роль в решении проблем, связанных со стрессом и выгоранием, играет психотерапия.

Людям, у которых диагностирован синдром эмоционального выгорания, необходимо изменить вызывающую стресс ситуацию. Ключевым моментом управления стрессом является его осознание.

Хорошо зарекомендовала себя в коррекции эмоционального выгорания рациональная психотерапия. Задача специалиста заключается в том, чтобы предоставить необходимую информацию о частоте встречаемости данного состояния. Также необходимо обучить респондентов отличать стрессы, подвластные контролю со стороны респондента, от тех, которые он не может контролировать.

Это реализуется в индивидуальной консультации с составлением на бумаге списка стрессоров с последующим разделением их на контролируемые и неконтролируемые.

Также необходимо провести разъяснение, что неконтролируемый стрессор вовсе не означает, что на ситуацию нельзя повлиять. Можно рекомендовать проигрывать в воображении стрессовые ситуации, ярко представляя своё желательное (правильное) поведение. Важной мишенью преодоления эмоционального выгорания является искажённая внутренняя картина болезни, создающая дополнительный источник эмоциональных переживаний.

Рациональная психотерапия в таких случаях основывается на разъяснении доброкачественности имеющихся у человека симптомов СЭВ.

Важно подчеркнуть психогенную основу синдрома эмоционального выгорания, отметить, что в его основе лежит не повреждение, а дисфункция. Одним из этапов работы может стать формирование личного «банка положительных эмоций» – сюжетных образов ситуаций, связанных с яркими, положительными эмоциями. Необходимо научить человека регулировать своё эмоциональное состояние.

С этой целью целесообразно обучением методам психической саморегуляции.

Одним из наиболее распространённых методов

является метод прогрессивной мышечной релаксации, предложенной в 1922 г. чикагским врачом Э. Джейкобсоном.

Этот метод базируется на физиологическом положении, согласно которому эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатых мышц, которые расслабляются, когда человек успокаивается.

Исходя из этого, Джейкобсон предположил, что и расслабление мышц способно повлиять на эмоциональное состояние, т.е. расслабление мускулатуры должно сопровождаться снижением нервно-мышечного напряжения.

В овладении техникой прогрессивной мышечной релаксации условно выделяют 3 этапа:

Первый этап включает в себя 2 упражнения:

Упражнение 1. Человек ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Это упражнение следует повторить несколько раз. При этом нужно зафиксировать внимание на ощущении мышечного напряжения и расслабления. Упражнение

2. Сокращение и расслабление бицепсов. Сокращение и напряжение мышц должно быть сначала максимально сильным, затем всё более и более слабым, а затем наоборот.

Так же, как и в предыдущем упражнении необходимо зафиксировать внимание на сокращении и расслаблении. После этого следует упражняться в умении напрягать и расслаблять мышцы-сгибатели и разгибатели туловища, шеи, плечевого пояса, затем перейти к мышцам лица, глаз, языка, гортани, участвующие в мимике и акте речи.

Второй этап носит название дифференцированной релаксации. Человек в положении сидя учится напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении, а затем расслаблять при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.

На третьем этапе путём самонаблюдения человек устанавливает наиболее напряжённые мышцы при различных отрицательных эмоциях. Затем посредством релаксации локальных мышечных напряжений учится предупреждать или купировать отрицательные эмоции или болезненные проявления.

Методу прогрессивной мышечной релаксации планируется обучать не только респондентов, у которых был диагностирован синдром эмоционального выгорания, но и всех участников, т.к. умение управлять своим эмоциональным состоянием, умение расслабляться – важное средство профилактики возникновения синдрома эмоционального выгорания. Помимо обучения методу мышечной релаксации, планируется обучать методу аутотренинга.


В качестве методики, снимающей напряжение, планируется предложить следующую: написать на листе бумаги свои обиды, страхи, тревоги (на каждую проблему – отдельный лист), а потом порвать лист и сжечь его. Также планируется обучить методу остановки мыслей.

Данный метод состоит в том, что в момент появления болезненных мыслей человек произносит про себя слово «сноп!», с которым ранее условно рефлекторно связывается тормозящий мысли эффект.

Выше описанные методики можно предложить для всех респондентов.

Для респондентов с диагностированным синдромом эмоционального выгорания планируется применить методики когнитивно-поведенческой психотерапии в группе.

Когнитивно-поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия.

Когнитивная психотерапия направлена на коррекцию зафиксировавшихся ошибочных представлений больных, в соответствии с которыми на не угрожающие жизни соматические ощущения они дают гиперболизированные реакции.

Поведенческая терапия использует систематическую десенсибилизацию, погружение в ситуацию, вызывающую тревогу или страх. Терапевт с пациентом составляют шкалу ситуаций, в которых развивается паническая симптоматика, ранжируя их по возрастающей: от наименее до наиболее тягостных.

Представляя травмирующую ситуацию, пациент учиться расслабляться, применяя приёмы прогрессивной мышечной релаксации.

Сначала терапия проходит в кабинете под наблюдением терапевта, где больной постепенно учится расслабляться, воображая всё более тягостные сцены, после терапия переносится в обстановку реальной жизни, в ситуации, вызывающие тревогу. Ещё одним подходом в поведенческой терапии является погружение пациента в ситуации сразу.

Терапевт поощряет его преднамеренное столкновение с травмирующей ситуацией по прошествии нескольких недель, в течении которых панические атаки пациента не беспокоят.

Когнитивно-поведенческая психотерапия по основным своим характеристикам близки к краткосрочной личностно-ориентированной психотерапии.

Можно отметить основные характеристики этой формы психотерапии:

1) Лечебный курс, в среднем, до 15 занятий с частотой 1-2 раза в неделю;

2) Психотерапевтический контракт при согласовании с пациентом конкретных лечебных задач и путей их решения;


3) Выбор сфокусированной психотерапевтической «мишени»;

4) Активность и сотрудничество как основа взаимоотношений психотерапевт-пациент;

5) Гибкость тактики психотерапевта с тенденцией к техническому эклектизму;

6) Быстрое достижение первых признаков улучшения состояния;

7) Предотвращение зависимости пациента от психотерапевта. Важным фактором успеха применения когнитивно-поведенческой терапии является длительность сеанса: предпочтительны сеансы длительностью 2-3 часа, нежели часовые.

Необходимо также повторять сеансы достаточно часто, чтобы достигнуть определённого психотерапевтического успеха.

Групповая психотерапия является более предпочтительной и приносит более выраженный эффект.
5
Групповое занятие (тренинг) для группы, по результату проведенного исследования
Тренинг проводится в течение двух-трех часов с группой наполняемостью 10–15 человек.

Группа подбирается из состава сотрудников, у которых проявляются симптомы стресса или эмоционального выгорания, либо менеджерами по персоналу, либо по рекомендации руководителя подразделения.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Помещение, оборудование и материалы:

- аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками;

- стулья по количеству участников тренинга;

- парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.);

- ручки, фломастеры;

- карточки из бумаги форматом А5;

- фотоаппарат.

Цели тренинга:

1. Профилактика психологического здоровья сотрудников.

2. Ознакомление сотрудников с приемами борьбы со стрессом и прокрастинацией.

3. Сбор информации для проведения корпоративных мероприятий, улучшению микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды.

Задачи тренинга:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания сотрудников.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей.

Первая (вводная) направлена на знакомство, создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.

Вторая (основная) направлена на поиск возможностей, индивидуальных мотиваторов и мероприятий в работе коллектива для снижения эмоционального напряжения, создания комфортной рабочей среды.