ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе выполнения упражнений происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных, новых сторон.
5. Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание. Что делать?» Основная часть тренинга.
Цель упражнения: Повысить мотивацию и степень эмоциональной включенности в тренинг. Сформулировать личностные мотиваторы, перечень мероприятий, снижающий эмоциональную напряженность.
Результаты «мозгового штурма» запланировать в работу по профилактике эмоционального выгорания сотрудников в компании.
I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание. Что делать?»
Участники разбиваются на несколько команд (по 3–5 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек.
На них будут записываться новые идеи – как бороться с эмоциональным выгоранием. Одна идея, на одной карточке.
Предложения по темам:
1. Методы индивидуальной работы со стрессом.
2. Самомотивация.
3. Улучшение рабочей среды.
4. Корпоративная культура.
5. Work-life баланс.
Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:
Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полёту творческой мысли.
Необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Эта демонстративная поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют наш внутренний генератор идей.
Самые лучшие – это сумасшедшие идеи. Откажитесь от шаблонов и стереотипов, посмотрите на проблему с другой точки зрения.
Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.
Время этого этапа – 30 минут.
По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.
II. Этап анализа идей.
Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
Правила это этапа:
Самая лучшая идея – та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.
Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.
Отбрасывать идеи нельзя.
Время выполнения – примерно тридцать минут, иногда требуется больше времени. При необходимости участники дописывают на карточках свои мысли, развивающие высказанную идею.
III. Этап поиска возможностей реализации.
Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению.
Участникам предлагается просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям – оригинальности и возможности реализации.
Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:
+ + – очень хорошая, оригинальная идея;
+ – неплохая идея;
0 – не удалось найти конструктива.
И по реализуемости идеи:
PP – реально реализовать;
ТР – трудно реализовать;
НР – нереально реализовать.
Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет.
Время, отводимое на этот этап, – тридцать минут.
IV. Завершающий этап.
Преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираются все в общий круг.
Каждому представителю каждой группы предлагается сделать сообщение об итогах работы группы.
Группам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.
Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные», результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для персонала и руководства.
Зачитанные карточки собираются в конверты по категориям:
1. Методы для индивидуальной работы. Самомотивация.
2. Улучшение организации рабочей среды и офисного пространства.
3. Корпоративная культура.
4. Work-life баланс.
Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы компании по профилактике эмоционального состояния.
Обсуждение результата, проведенного «мозгового штурма».
Вырабатывается понимание того, что эмоциональное выгорание и стресс — это серьезная проблема в нашей жизни, но с ней можно эффективно бороться.
В ходе обсуждения проделанной работы обычно возникает важная для тренинга идея, что для борьбы со стрессом и эмоциональным выгоранием необходима общая коллективная работа. Соблюдение правил коммуникации, вежливость, взаимоуважение и взаимопомощь, а для этого надо быть внимательным, наблюдательным, восприимчивым и заинтересованным.
Участники группы тренинга более открыто говорят о том, что в рабочей среде вызывает у них дискомфорт, более искренне высказывают свои наболевшие проблемы, разрешают затяжные конфликты.
Придумываются новые способы борьбы со стрессом, эмоциональным выгоранием и прокрастинацией.
Руководство получает ценную обратную связь от сотрудников о рабочей среде в компании и предложения по ее улучшению.
6. Ознакомление участников тренинга с приемами, упражнениями по снятию стресса
Ведущий предлагает перейти к следующей части тренинга «Все очень плодотворно поработали, а теперь переходим к упражнениям и техникам снятия стресса».
Ведущий на свой выбор может провести несколько упражнений группе из предложенных. О других упражнениях просто проинформировать участников.
Дыхательные упражнения для снятия стресса
Упражнение №1. Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом, когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.
Упражнение №2. «Дыхание» животом».
Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.
Психологические упражнения в борьбе со стрессом
Упражнение №1 «Проблема».
Для снятия эмоционального психологического состояния следует выяснить проблему, которая повлияла на его появление. После устранения или притупления раздражителя необходимо выполнить действия, помогающие достичь внутреннего спокойствия: следует принять удобное положение, расслабиться и представить свою проблему со стороны. Эффективным способом в данной ситуации является сравнение наболевшей проблемы с более глобальными катастрофами мирового масштаба, что позволит ее минимизировать;
Упражнение №2 «Внутренний огонек».
Необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;
Упражнение №3 «Настроение».
Помогает справиться со стрессами после ссор на протяжении 15 минут. Для выполнения необходимы карандаши или фломастеры, при помощи которых необходимо изложить свое состояние на бумаге, выбирая соответствующие цвета и изображения. После рисунка можно выразить эмоции словами, написав их на обратной стороне листа. Окончив выражать свое настроение, «шедевр» следует порвать, избавившись от негативных эмоций.
Упражнение №4 «Простые утверждения».
Цель: повышение веры в свои силы, концентрация на своих сильных сторонах.
Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями».
Вот несколько примеров:
• Сейчас я чувствую себя лучше.
• Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
• Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
• Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю.
• Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на беспокойство.
• Что бы ни случилось, я постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса.
• Внутренне я ощущаю, что все в порядке.
Придумайте свои собственные утверждения! Их можно повторять всегда, когда оказываетесь в дискомфортной ситуации. Важные правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».
Упражнение №5 «Вопросы к самому себе».
Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.
Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, задайте себе следующие вопросы:
• Это на самом деле большое дело?
• Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное?
• Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде?
• Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10 лет..?
• Стоит ли это того, чтобы так переживать?
• Стоит ли за это умереть?
• Что может случиться, если не справлюсь?
• Могу ли я справиться с этим?
Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем мира!
Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.
• Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?
• Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию.
И вновь записывайте:
а) физические ощущения;
б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.
Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не
Упражнение №6 «Смех».
Снятию стресса помогают смех.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
В сети интернет ведущий может подобрать смешные ролики или coob-ы общей продолжительностью 5-10 минут, и показать их группе, c помощью проектора.
Упражнение на релаксацию (расслабление)
Упражнение №1 «Релаксация».
Цель: снятие психического напряжения, возбуждения, снижение чувства тревоги, так как стресс и тревожность связаны с мышечным напряжением.
Для самостоятельного проведения упражнения следует записать инструкцию на диктофон спокойным, ровным голосом, выдерживая паузы в такт дыханию. Рекомендуется выполнять ежедневно.
Освободите себя от давящей одежды. Включите спокойную музыку. Приглушите свет. Лягте на спину, закройте глаза. Мысленно давайте указания определенным группам мышц.