Файл: 1. Причины, особенности и основные этапы Великой Английской буржуазной революции и развитие буржуазного государства в Англии в xvii в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенностью Кодекса являлось существенное ограничение свободы распоряжения имуществом по завещанию, так как закон устанавливал размеры имущества, которым завещатель был правомочен распоряжаться по своей воле в зависимости от количества детей завещателя: при наличии одного законного ребенка — 1/3; при наличии двух — 1/3; трех и более — 1/4. (В Англии, например, существовала полная свобода завещания: дарение или завещание не должно было превышать половины имущества, если оставался один законный ребенок, 1/3 — если двое и 1/4 — если трое и более. Тем самым наследники независимо от возраста и пола получали одинаково.) Для обеспечения землей новых «наполеоновских» дворян восстанавливался майорат.
За замужними женщинами признавалось право делать распоряжение посредством завещания без согласия мужа и разрешения суда.
39. Уголовно-процессуальный (1808 г.) и уголовный (1810 г.) кодексы Франции: структура, содержание, новые принципы.
Уголовный кодекс Франции 1810 г.
Разработка буржуазного уголовного законодательства началась с созданием Уголовного кодекса 1791 г. Отражая идеи просветитель- ско-гуманистических начал (Монтескьё, Вольтер, Беккариа и др.), он развил принципы Декларации 1789 г.: провозглашение законности, ограничение репрессии необходимостью, некоторое сокращение круга преступлений, отмена членовредительских наказаний, резкое ограничение применения смертной казни, отсутствие пожизненного заключения (но присутствовала система абсолютно определенных санкций).
Уголовный кодекс 1810 г. был создан во времена прихода к власти новой буржуазии, стремящейся укрепиться и, по словам одного из его создателей, был направлен на «расу преступников, не поддающихся исправлению».
Кодекс отличала простота и понятность, четкость формулировок и высокий юридико-технический уровень. Он состоял из четырех книг:
• о наказаниях уголовных и исправительных и об их последствиях;
• о лицах наказуемых, освобождаемых от ответственности или ответственных за преступления и проступки;
• о преступлениях и проступках и их наказаниях
;
• полицейские нарушения и наказания.
Все преступления в зависимости от назначаемых за их совершение наказаний делились на три категории:
1) преступления — деяния, карающиеся «мучительными и позорящими наказаниями», в том числе смертной казнью (гильотинирование), более 30 составов; пожизненные каторжные работы; депортация (пожизненная ссылка в колонию); срочная каторга (на срок 5—20 лет) и бессрочная каторга (приковывание попарно, приковывание к тачке, ядру); клеймение и членовредительские наказания (отменены в 1832 г.); заключение в смирительный дом; выставление у позорного столба в ошейнике (отменено в 1832 г.); изгнание; гражданская деградация (лишение избирательных прав и права занимать ряд должностей или выполнять общественные функции, например, присяжного заседателя и др.);
2) проступки — деяния, карающиеся исправительными наказаниями (срочное тюремное заключение на срок от шести дней до пяти лет; временное лишение политических, гражданских или семейных прав; штраф);
3) нарушения — деяния, карающиеся полицейскими наказаниями (тюремное заключение; денежный штраф; конфискация арестованного имущества).
Система преступных деяний складывалась из деяний против публичных интересов (измена, шпионаж, посягательство на внешнюю безопасность французского государства, покушение на особу императора и членов его семьи, попытка ниспровержения или изменения формы правления, произнесение речей с призывами к преступлениям против внутренней и внешней безопасности государства) и против интересов частных лиц — личности, собственности (в том числе кражи, создание коалиций и организация стачек рабочих, нищенство и бродяжничество).
В сере привлечения к уголовной ответственности Кодекс имел весьма важные пробелы. Так, не был установлен возраст привлечения к ответственности, отсутствовало четкое различение и указание влияния вины, определенные пробелы имели вопросы назначения наказания, учета давности совершения преступления и т.д.
Со временем уголовное законодательство неуклонно гуманизировалось. Были отменены многие жестокие и одиозные наказания, сохранившиеся еще со Средневековья (клеймение, отсечение руки, стояние у позорного столба). В конце XIX в. для большинства категорий заключенных появилось условное освобождение при условии отбытия не менее половины срока, вывода администрации тюрьмы о хорошем поведении арестанта и заключения о возможности его честного существования на свободе.
Вместе с тем принятие Уголовного кодекса Франции 1810 г. привело к тому, что было создано единое уголовное право для всей страны, была устранена вековая противоречивость в определении деяний преступными и устанавливались единые наказания (список которых был исчерпывающим), было закреплено формальное равенство перед законом, запрещена его обратная сила.
Кодекс оказал огромное влияние на развитие уголовного законодательства многих стран в Европе, Латинской Америки, Африки и Азии
40. Причины, особенности и основные этапы объединения германских земель в единое государство в ХIХ в. Конституция Пруссии 1850 г.
1.1.Рейнский союз.
К началу XIX века Германия все еще оставалась Священной римской империей германской нации. В ее составе числилось более 300 государств. Они были малоземельными и малочисленными по населению.
Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, которая господствовала на обширном пространстве земель и была населена главным образом славянскими народами – поляками, хорватами, словенцами, чехами и венграми.
Эти государства формально находились в подчинении императора и имперского сейма, но практически обладали полной независимостью. Дворянство было неоднородно по своему составу и находилось в зависимости либо от князей, либо от императора; городское население состояло из патрицианских семей, городских бюргеров, подмастерьев и учеников, зависимых от мастеров. Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с другими странами, такими как Англия и Франция, Германию можно назвать экономически, социально и политически отсталой.
Французская революция "точно громовая стрела ударила в этот хаос, называемый Германией" (Энгельс), Наполеон не оставил камня на камне от так называемой "Священной римской империи Германской нации".
Таким образом, с 1806 по 1813 годы на территориях Западной Германии был образован Рейнский союз, куда вошли такие крупные государства, как Баден, Вюртемберг, Бавария и др. (всего - 16). Рейнский союз отделился от остальной Германии и принял руководство Франции, обязался участвовать в военных действиях на ее стороне. Наполеоном был введен здесь французский Гражданский кодекс 1804 г., отменено крепостное право и вместе с тем феодальные привилегии вообще.
Но после сокрушительного поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 г. Рейнский союз распался.
Наполеон перекроил карту Германии следующим образом: из 51 вольных городов он оставил всего пять, остальные же были переданы десятку наиболее сильных в то время государств. Он положил начало дальнейшим территориальным переделам, которые были произведены уже после поражения Франции и отречения Наполеона.
Австрия и Пруссия приняли участие, хотя и на вторых ролях, в победе над Наполеоном, которая давала Германии новый шанс к объединению в единое государство. К тому же этот шанс был наиболее вероятен, так как "Римская империя Германской нации" была ликвидирована французскими завоевателями.
1.2. Германский союз.
Поражение Франции не восстановило архаической германской империи. Вместо нее был создан Германский союз – объединение государств под гегемонией австрийских Габсбургов в составе 34 государств и 4 вольных городов. Это объединение произошло 8 июня 1815 года на Венском конгрессе.
Итак, каждое из объединившихся государств сохраняло свою независимость, хотя главенство в союзе принадлежало Австрии.
Германский союз не был ни унитарным, ни федеративным государством. Правящим органом Германского союза был так называемый Союзный сейм, который заботился лишь о том, чтобы в Германии ничего не менялось. Он состоял из уполномоченных от 34 германских государств (включая Австрию) и 4 вольных городов. Заседания Союзного сейма в полном составе (69 голосов) проходили очень редко, в основном все решения принимались в узком его составе (17 голосов). Председательство в Союзе принадлежало Австрии, как самому крупному государству в то время Германского союза.
Каждое из объединившихся в Союзе государств было суверенным и управлялось по-разному. В одних государствах удерживалось самодержавие, в других создавались подобия парламентов ("Земские собрания") и лишь в немногих конституции фиксируют приближение к ограниченной монархии (Баден, Бавария, Вюртемберг и др.).
Но капиталистическое развитие пробивало себе дорогу и в этих неблагоприятных условиях. В Вюртемберге, Гессене, Кобурге, была отменена крепостная зависимость, барщина вытеснялась более производительным трудом наемных батраков. Развивается буржуазное промышленное производство, особенно в Рейнской области. В 1834 г. Образуется Таможенный союз
, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и еще 16 германских государств. Руководство в Союзе принадлежало Пруссии, которая претендовала на роль объединительной силы в Германии вместо Австрии. Выдвижению Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивавшаяся с каждым годом.
Германский союз просуществовал до 1866 года и был ликвидирован после разгрома Австрии в войне с Пруссией (к 1866 г. в него входило 32 государства).
Конституция, выработанная Национальным собранием Пруссии (1849 г.), содержала в себе некоторые элементы «либерализма», и потому король Фридрих-Вильгельм IV потребовал ее пересмотра. Было решено созвать новое собрание, избранное по особой системе, двустепенными и открытыми выборами.
Система эта получила название куриальной потому, что избиратели – все мужчины определенного возраста – делятся на три «класса» – курии.
Первые две курии составляют крупные налогоплательщики. В последнюю зачисляются все остальные избиратели. Каждая курия выбирает одинаковое число выборщиков.
Новая прусская конституция (1850 г.) создавала две палаты с законодательной властью. Нижняя из палат была выборной; верхняя составилась из принцев крови, князей, других назначенных короной пэров.
Законодательная власть палат парализовалась абсолютным вето короля. Помимо абсолютного вето на постановления палат, конституция предоставляла прусскому королю законодательную инициативу. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти, имел право распускать парламент (ландтаг).
Министры правительства не были подотчетны ландтагу, вотум недоверия был им не страшен. Их действительным главой являлся король, он их назначал и смещал.
Конституция 1850 г. не лишена некоторых деклараций насчет равенства граждан перед законом, свободы слова, собраний, союзов, неприкосновенности личности. Вместе с тем было сделано все для того, чтобы эти свободы оставались мнимыми.
Обшитая парламентскими формами, прусская конституция оставалась по своему содержанию конституцией абсолютной монархии.
Таким образом, король, представлявший собою центральную власть в государстве и поддерживаемый многочисленным классом правительственных чиновников, имевший в своем распоряжении армию, мог держать в подчинении буржуазию с помощью дворянства, а дворянство – с помощью буржуазии, угождая интересам то одного, то другого класса и уравновешивая по возможности влияние обоих.