Файл: 1. Причины, особенности и основные этапы Великой Английской буржуазной революции и развитие буржуазного государства в Англии в xvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приговор вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования. Он подлежит исполнению всеми государственными органами и может быть пересмотрен только в том случае, если в нем обнаружится фактическая ошибка или появятся вновь открывшиеся обстоятельства.

64. Веймарская республика в Германии.

Принятое в историографии наименование Германии в 1919—1933 годах — по созданной в Веймаре Национальным учредительным собранием федеральной республиканской системе государственного управления и принятой там же 31 июля 1919 года новой демократической конституции. Официально страна продолжала именоваться «Германское государство», как и во времена Германской империи.

Веймарская республика 1919—1933 годов в Германии просуществовала большую часть мирного периода между двумя мировыми войнами. После Мартовской революции 1848 года она стала второй попыткой (и первой, увенчавшейся успехом) учреждения в Германии либеральной демократии. Она завершилась приходом к власти НСДАП, которая создала тоталитарную диктатуру. Веймарскому государству ещё в период его существования дали определение «демократия без демократов», которое было верным лишь отчасти, но свидетельствовало о существенной проблеме в его устройстве: в Веймарской республике отсутствовал прочный конституционный консенсус, который мог бы связать весь спектр политических сил — от правых до левых. Волна демократизации не коснулась унаследованных от кайзеровской империи институтов управления, юстиции и прежде всего военного аппарата.

Несмотря на то, что антидемократические устремления существовали и в стане левых, Веймарская республика потерпела крах по большей части из-за противодействия демократии со стороны правых. С момента своего возникновения республика была вынуждена отражать удары с двух сторон. В конце концов парламентское большинство в рейхстаге получили партии, отвергавшие ценности парламентской демократии: Национал-социалистическая немецкая рабочая партия и Немецкая национальная народная партия — с одной стороны, и Коммунистическая партия Германии — с другой.

Большинство политических партий, несмотря на новые названия (за исключением СДПГ и партии Центра), сохранили идеологию своих непосредственных предшественников в кайзеровской Германии и обслуживали преимущественно интересы определённых групп. Раздробленность политических сил и разделение на группы по интересам, как, например, рабочее движение или католиков, получила название «партикуляризм». Парламентская система правления с одной стороны и способствующая раздробленности политических партий пропорциональная избирательная система — с другой стороны требовали ответственности и готовности к компромиссам. Партии Веймарской коалиции (СДПГ, партия Центра и Немецкая демократическая партия), получившие такое название, образовав правительственную коалицию в Веймарском учредительном собрании, лишились абсолютного большинства уже на первых выборах в рейхстаг в 1920 году и больше его никогда не вернули. За 14 лет сменилось 20 правительственных кабинетов. Одиннадцать кабинетов, созданных меньшинством, работали с позволения парламентского большинства, а в конце Веймарской республики уже при отстранённом рейхстаге лишь по усмотрению рейхспрезидента и на основании чрезвычайных декретов, издаваемых вместо законов в соответствии со статьёй 48 Веймарской конституции. Количество партий в рейхстаге Веймарской республики часто достигало 17, и лишь в редких случаях опускалось до 11.


Молодая немецкая демократия получила тяжёлое наследство:

Политические партии и отдельные политики не были готовы взять ответственность за работу правительства. В кайзеровской Германии отсутствовала необходимость в правительственной коалиции, поскольку правительство не подчинялось парламенту. Политические партии Веймарской республики ещё не умели находить компромиссы и представляли исключительно интересы своих кругов. У них отсутствовала поддержка среди населения, их считали неизбежным злом, им не доверяли, поскольку они были заинтересованы в собственном благополучии, а не общества. Альтернатива партийному парламентаризму прослеживалась, с одной стороны, в изложении закона «О предоставлении чрезвычайных полномочий» (сначала 1923 года, а затем 1933 года), а с другой стороны, — в замещении министерских и других ответственных должностей беспартийными либо «надпартийными» специалистами и чиновниками.

Управленцы и кадры юстиции набирались из аппарата кайзеровской эпохи, демократизация чиновничьего аппарата не проводилась, лишь самая крупная из земель — Пруссия — составляла в этой связи частичное исключение. Большинство судей выносили политически предвзятые приговоры: экстремист, придерживавшийся правых взглядов, мог рассчитывать на гораздо более мягкий приговор, чем экстремист с левыми взглядами.

Пактом Эберта — Грёнера военная верхушка подчинилась новому правительству и пообещала ему военную поддержку в борьбе с леворадикальными революционерами. Позднее рейхсвер под командованием генерала Ханса фон Секта вышел из-под контроля демократических сил и превратился в «государство в государстве».

Старое руководство страны стремилось как можно быстрее передать власть демократам, чтобы иметь возможность переложить на них вину за поражение в войне и заключение Версальского договора, который в Германии называли «Версальским диктатом» или «Версальским позором».

Первая мировая война нанесла огромный экономический и социальный ущерб, который мерами социальной политики можно было устранить лишь частично. Обнищание населения вследствие гиперинфляции и репараций, выплачиваемых Германией по Версальскому договору, легли тяжёлым психологическим бременем на плечи республики и сыграли на руку её противникам в националистических кругах, агитировавшим против «политики исполнения».


65. Механизм нацистской диктатуры в Германии, его законодательное оформление.

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристских националистических течений. В 1920 г. Гитлер выступил с программой из "25 пунктов", ставшей впоследствии программой Национал-социалистской немецкой рабочей партии. Пронизанная националистическими, шовинистическими идеями превосходства германской нации, программа требовала реванша для восстановления "справедливости, попранной Версалем".

С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом — ставилась задача сплотить немцев в некую "народную общность", на втором — превратить ее в "общность боевую".

Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от "чужой крови", преодолеть классовые, конфессиональные,, идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСДАП, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных "фюреру и рейху", а также путем "унификации государственного аппарата" и пр. Проделав эту "внутреннюю работу", Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе "внешней", важнейшей задачей которой являлось завоевание жизненного пространства, вытеснение живущих там народов, главным образом народов Восточной Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны. Решением задач первого этапа фашистское государство и НСДАП занимались в основном до 1935 г. С этого времени началась тотальная подготовка к войне, а затем и сама война.

Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получает законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось также, что нормы законов, принятых правительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать (с одной упраздненной вскоре оговоркой — "если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат"). В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистской партии, подчиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской республики с ее представительными учреждениями.


66. Послевоенное развитие и объединение Германии. Конституция ФРГ 1949 г.

Германские вооруженные силы были распущены, ликвидирован генеральный штаб армии; арестованы и преданы суду военные преступники; уничтожены монополистические союзы капиталистов; произведена чистка немецкого государственного аппарата от военных преступников (денацификация); ликвидирован военно-промышленный потенциал Германии.

Было восстановлено действие демократических институтов: местного самоуправления, свободы союзов, слова, печати, собраний. В декабре 1946 г. создается сепаратное управление, что привело к расколу Германии.

В 1949 г. западная зона оккупации, Федеративная Республика Германия, получила Конституцию.

Конституция построена на началах федерализма: федерация в целом и каждая земля в отдельности самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг (парламент) и свое правительство. Интересы земель представлены в верхней палате общефедерального парламента — бундесрате (союзном совете): он состоит из уполномоченных, назначенных правительствами земель.

Нижняя палата, бундестаг, избирается на четыре года по системе, сочетающей в себе элементы пропорционального и мажоритарного голосования: половина депутатов избирается на основе мажоритарного голосования (достаточно относительного большинства), половина — на основе партийных списков — по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5% голосов, лишается всякого представительства.

В отношениях между палатами — преобладание на стороне бундестага.

Главой государства является президент, однако фактическая власть его невелика.

Правительство сосредоточило в своих руках всю основную власть. Органом, призванным сдерживать как центральное, так и местное правительство, является Конституционный суд ФРГ. Ему дано право толковать конституцию и разрешать споры в отношениях между федерацией и землями.

Возрождению германской экономики много способствовала продуманная и просчитанная экономическая политика. В 1990 г. валовой национальный продукт ФРГ достиг 870 млн долларов, обогнав Англию, Францию, Италию.


12 крупнейших монополий и 3 банка (в том числе концерны Круппа, Тиссена, Флика и др.) сосредоточили в своих руках контроль над 4/5 всех западногерманских акционерных компаний.

Несмотря на формальное запрещение гитлеровской партии и всех других организаций нацизма, в ФРГ возродились союзы, уже не скрывающие свою связь с гитлеризмом и свою приверженность его идеалам. Насчитывается 1200 разного рода фашистских и милитаристских союзов, объединяющих сотни тысяч человек. Свое наиболее откровенное воплощение неонацизм нашел в Национал-демократической партии, составившейся из бывших гитлеровцев (в 1964 г. состояло 700 человек, в 1965 — уже 10 тыс., в 1967 — более 30 тыс.).

3 октября 1990 г. свершилось присоединение ГДР к Федеративной Республике Германии.

В настоящее время Федеративная Республика Германия является государством, устроенным по федеральному принципу. 16 земель федерации обладают собственной государственностью со всеми суверенными правами и компетенциями. Целью федеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти.

В компетенцию 16 земель входят законодательство и управление в области культуры и образования. В их руках полиция, коммунальное право, право земельного планирования, регулирования и строительства, дорожное и водное право.

Во всех землях имеются парламенты, избираемые сроком от четырех до пяти лет. В парламентах 16 земель представлено различное количество депутатов. У парламентов различные наименования — ландтаг, гражданское собрание, палата депутатов. Большинство парламентов могут самораспускаться на основе решения большинством голосов.

Парламенты избирают премьер-министра земли, а в городах-республиках Берлине, Гамбурге и Бремене правящего или первого бургомистра. Правительства состоят из главы правительства и министров, отвечающих за определенный круг обязанностей. В городах-республиках министров называют сенаторами. Задача этих правительств заключается в выработке земельных законопроектов и выполнении законов после их утверждения земельными парламентами, в проведении в жизнь федеральных законов.

Вторым законодательным органом является Бундесрат (палата земель). Посредством Бундесрата 16 земель участвуют в выработке законопроектов и в управлении федерацией.

Партии в бундестаге: Христианско-демократический Союз Германии (ХДС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая партия (СвДП), Христианско-социальный Союз (ХСС), Партия демократического социализма (ПДС) и др.