Файл: Протокол от " " 2019 г. Е. И. Музычко Согласовано.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сергеевка

Партизанского муниципального района


Рассмотрено

на заседании ШМО русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Сергеевка

Протокол № ____________

от "_____" ___________ 2019 г. ___________/Е. И. Музычко /


Согласовано

заместитель директора УВР МКОУ СОШ с. Сергеевка
__________ / Е.В. Опра /
от"____" _____________2019г.


Утверждаю

Директор МКОУ СОШ с. Сергеевка

__________/ Н.Г. Галайда /

Приказ № ___________
от "____" _____________2019г.


РAБОЧAЯ ПРОГРAММA по литературе для 7 «А», 7 «Б» классов на 2019-2020 учебный год

Разработала : Клемешева С.В. учитель русского языка и литературы первой категории

с. Сергеевка . 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе нормативных документов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями);

3. Примерной программы по литературе для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2011.

4. Авторской программы основного образования Т. Ф. Курдюмовой.- М.; Просвещение 2011

5. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ  СОШ

с. Сергеевка.


класс

Учебники

5

Литература. 5 класс Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф. 2015

6

Литература. 6 класс Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф. 2015

7

Литература. 7 класс Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф. 2015

8

Литература. 8 класс Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф. 2015

9

Литература. 9 класс Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф. 2015




На изучение  литературы в 7 классе учебным планом МКОУ СОШ  с. Сергеевка

предусмотрено  2 часа в неделю ( 68 часов в году)

Главными целями изучения предмета «Литература» в 7 классе являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Содержание тем учебного курса

1.Введение (1ч.)

Роды и жанры литературы. Богатство и разнообразие жанров

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.



Т е о р и я.  Роды и жанры литературы.

2. Фольклор (2ч.)

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Т е о р и я.  Жанры современного фольклора.

«Б а р и н».  Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

3. Античная литература(1ч.)

Гомер.  «И л и а д а»,  «О д и с с е я»  (фрагменты).

Героический эпос древности». «Илиада» — поэма о Троянской войне. Ахилл — герой поэмы. «Одиссея» — рассказ о странствиях и трудном пути домой Одиссея — одного из героев легендарной Троянской войны. Одиссей у Циклопа.

Т е о р и я.  Героический эпос.

4. Литература эпохи Возрождения (2ч.)

Великие имена эпохи и герои их произведений.

У. Шекспир.  «Р о м е о  и  Д ж у л ь е т т а».  С о н е т ы.

«Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе.

Сонеты (Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).

Т е о р и я.  Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин.  «С о н е т»  («Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский.  «П е р е б о й  р и т м а»;  К. Д. Бальмонт.  «Х в а л а  с о н е т у»;  В. Я. Брюсов.  «С о н е т  к  ф о р м е»;  Н. С. Гумилев.  «С о н е т»;  Игорь Северянин.  «Б у н и н»  и др. (по выбору учителя).

5. Литература XIX века (33ч. – 1к/р, 2р/р)

Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Т е о р и я.  Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.


Т е о р и я.  Басня и притча.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский.  «П е р ч а т к а»,  «С в е т л а н а».  Баллады Жуковского. Трагические сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

Т е о р и я.  Баллада

А. С. Пушкин.  «Э л е г и я»,  «К  п о р т р е т у  Ж у к о в с к о г о»,  «К***»  («Я помню чудное мгновенье...»),  «Н а  х о л м а х  Г р у з и и  л е ж и т  н о ч н а я  м г л а...»,  «Я  в а с  л ю б и л:  л ю б о в ь  е щ е  б ы т ь  м о ж е т...»,  «Т у ч а»,  «Д р у з ь я м»,  «19  о к т я б р я»  (Роняет лес багряный свой убор...»),  «М о я  э п и т а ф и я»).  Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта.

Жанры прозы А. С. Пушкина.

«П о в е с т и  Б е л к и н а»  («Барышня-крестьянка» и «Выстрел»). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть?

«Д у б р о в с к и й».  Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Т е о р и я.  Жанры лирики и эпоса.

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов.  «С м е р т ь  п о э т а»,  «Н е т,  я  н е  Б а й р о н,  я  д р у г о й...»,  «Э л е г и я»,  «С т а н с ы»,  «П е с н я»,  «Р о м а н с»,  «Д у м а»,  «М о л и т в а»  («В минуту жизни трудную...»),  «э п и г р а м м ы  и  м а д р и г а л ы»,  «э п и т а ф и я».  Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора.


«М ц ы р и».  Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.

Т е о р и я.  Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.

Н. В. Гоголь.  «Р е в и з о р».  История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Т е о р и я.  Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

И. С. Тургенев.  «С в и д а н и е»,  «С т и х о т в о р е н и я  в  п р о з е»  («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Т е о р и я.  Стихотворение в прозе.

Н. А. Некрасов.  «Ж е л е з н а я  д о р о г а»,  «Р а з м ы ш л е н и я  у  п а р а д н о г о  п о д ъ е з д а».  Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.

Т е о р и я.  Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях.

М. Е. Салтыков-Щедрин.  «П о в е с т ь  о  т о м,  к а к  о д и н  м у ж и к  д в у х  г е н е р а л о в  п р о к о р м и л»  .  Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский