Файл: Тренинг развития СамоэффективностиПреподаватель Радюшкина Лилия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тренинг развития
Самоэффективности
Преподаватель: Радюшкина Лилия
Психолог. Психотерапевт.
Специализация: Транзактный Анализ. Системный анализ организаций
Определение понятия Самоэффективность.
Источники формирования убеждений о самоэффективности
Самоэффективность (self-efficacy) (Альберт Бандура. Теория социального научения,
1989
г) - это:
убеждения человека относительно своей способности управлять событиями,
воздействующими на его жизнь;
успешная реализация поведения, необходимого для достижения результатов;
когнитивная, личностная переменная, влияющая на мотивацию и на достижение целей.
История развития Бехевиоризма
Упражнение 1: Диагностика Локуса контроля.
Модуль 1:
Цели Тренинга:
1.
Прояснить цели обучения студентов в ВЕИПе;
2.
Сфокусировать студентов на достижении поставленных целей;
3.
Исследовать текущий уровень самоэффективности студентов;
4.
Помочь студентам быть более проактивными в процессе обучения в
ВЕИПе;
5.
Познакомить студентов с
принципами
Транзактного
Анализа в
Организациях;
Вопросы к тренингу (упражнение 2):
1.
Каковы цели Вашего обучения?
2.
Считаете ли Вы себя эффективным человеком и почему? Оцените себя по шкале от 1 до 10, где 10 - это максимум эффективности.
3.
Если ли у Вас дополнительный запрос на Тренинг Самоэффективности,
который стоит учесть?
Контракт на проведение тренинга:
1.
Административный контракт;
2.
Профессиональный контракт;
3.
Психологический контракт;
Источники формирования убеждений о самоэффективности:
Личный опыт и его
широта
(Я могу)
Косвенный опыт
(наблюдение за
другими)
(ты можешь)
Самооценка
Физического и
эмоционального
состояния
Корректно
поставленные цели
Вербальные
подкрепления и
наказания
Общественное мнение
(отношение Мира ко
мне)
Стресс и
Эмоционально е выгорание
Внутренняя
Мотивация +
Теория
Пассивности
Жизненный сценарий
Жизненные позиции
Запрещающие послания
Финансовая эффективность
Мой рабочий стиль
«Неидеальный» интроект
Упражнение 3: «Куда я иду»
1.
Обозначьте 3-5 основных цели на текущий момент
(Есть ли там учеба?)
2.
Объясните, почему они важны для Вас и для других?
3.
Какое у Вас внутреннее ощущение от списка Ваших целей? Есть ли динамика в ощущениях, пока Вы его читаете?
4.
Как Вы будете себя чувствовать, когда достигнете всех обозначенных целей?
Модуль 2: Рабочие стили в контексте эффективности
БУДЬ СИЛЬНЫМ (не чувствуй чувств).
Выход: Я могу чувствовать и оставаться эффективным
+
спокойны в стрессе, любят вызовы, развито чувство долга, редко просят помощь;
- не заботятся о себе, работают «без страховки», не советуются с другими
РАДУЙ ДРУГИХ (сначала другим, потом себе); Выход: радуй себя с учетом границ других
+
командные игроки, избегают конфликтов, обладают интуицией и эмпатичны.
С ними легко работать из-за их терпения и понимания;
- их нужно направлять и постоянно давать одобрение их действиям.
БУДЬ
СОВЕРШЕННЫМ
(идеальным);
Выход: будь человеком
+
Редко ошибаются в работе, организованы и отлично планируют будущее,
соблюдают договоренности, на них можно положиться;
- требуют много времени для составления идеального плана, не до работы
СТАРАЙСЯ /ПЫТАЙСЯ (не достигай результата);
ВЫХОД:
результат безопасен и достижим
+
Все делают с энтузиазмом, особенно когда надо сделать что-то новое, часто выступают добровольцами и готовы вкладываться в задачу;
- много мыслей в голове, нужны усилия, чтобы что-то начать делать.
СПЕШИ (хочу все и сразу); ВЫХОД:
двигайся со своей скоростью и
расставляй приоритеты;
+
Делают все быстро, справляются с многозначностью. Чувствуют себя хорошо в коротких задачах. Хорошо выдерживают напряжение.
- потеря качества при высокой скорости, не проясняют задачу.
Рабочие стили и драйверы:
Разрешения (драйверы или драйверные послания)
(Тайби Кэлер, 1974): это одобренная значимыми для нас людьми модель поведения. Мы чувствуем внутреннее побуждение следовать им из детства. Ребенок считает, что пока он следует им, он Ок. Передаются на вербальном уровне.
Существует 5 драйверных посланий, одинаковых для всех людей. Они присутствуют у всех в разной пропорции. В дополнение к Драйверам была введена концепция «Рабочих Стилей» - (Джулия Хей).
Основными достоинствами человека являются его недостатки (Д. Обман, 1992)
Недостаток любого Рабочего стиля напрямую связан с передозировкой того же самого стиля.
У любого Рабочего Стиля есть недостатки и достоинства, которые стоит использовать в своей повседневной Жизни и в Работе.
Упражнение 4: Определение личного рабочего стиля
СТРЕСС -катализатор драйверного поведения:
СТРЕСС - Реакция напряжения живого организма в ответ на любое сильное воздействие;
Модно быть уставшим, выгоревшим, истощенным = я «востребован» другими
Хронический стресс и психологический стресс -меняет наше мышление.
Стрессовые «слабые» мысли.
Опасен не стресс, а несоответствие текущих ресурсов поставленному вызову.
Нас не учат качественно отдыхать.
Разрушать себя, выбирать «сложный» отдых - да, но не успокаиваться и выходить на плато.
Упражнение 5: Диагностика текущего уровня стресса
Феномены группового влияния
Социальная фасилитация - (Норман Триплетт) - в присутствии других особей своего вида мы меняем поведение в сторону улучшения. Иногда: социальная ингибиция - тенденция ухудшать деятельность в присутствиии других.
Роберт
Зайонц
- возбуждение всегда усиливает доминирующее поведение
(благоприятствует простому (привычному) и замедляет сложное).
Практически вся наша деятельность ориентирована на других. «Хочу всем нравится» +
появляется страх негативно оценки.
Конформизм (Соломон Аш) - эксперимент (1951) - власть конформизма в группах.
Комфорное поведение - добровольный отказ от личной правды, особенно, если предмет спора не важен и/или мы находимся под влиянием Страсса /усталости.
Конформная устойчивость - влияет самооценка, уровень тревожности и общая зрелость личности
10
) Самопознание
9
) Телевизор;
8
) Мечты и фантазии;
7
) Горячая ванна;
6
) Прогулка
10
способов эффективного отдыха:
5
) Делать Ничего;
4
) Музыка;
3
) Одиночество;
2
) Время на природе;
1
) Чтение
И/или: дополнительное напряжение или растяжение для борьбы со стрессом
МОТИВАЦИЯ - это внутреннее побуждение человека делать что-то или нет.
В
основе внутреннего побуждения лежит психологический (коммуникативный) голод.
Виды ГОЛОДА:
-
Голод по стимулам (телесность или базовые потребности Эго);
-
Голод по признанию
(нетелесные
«поглаживания»);
-
Голод по структуре
(структурирование времени);
Модуль 3: Внутренний голод и мотивация;
6
Способов структурирования времени:
1)
Уход (физический и эмоциональный) – самый безопасный способ контакта с другими. Почти нет возможности получить поглаживания;
2)
Ритуалы – знакомая процедура делает контакт безопасным.
Гарантированный способ получить условные поглаживания;
3)
Времяпровождение – специальное время для поглаживаний (риск негатива)
4)
Деятельность (учеба) –профессионализм дает возможность получить много условных поглаживаний.
5)
Психологические игры
6)
Интимность
(соприкосновение с
другим душой). Самый высокий риск негативных поглаживаний -отвержение
Упражнение 6: Определение Вашей текущей структуры времени
Голод по стимулам и по признанию:
Теория поглаживаний как способ повысить внутреннюю
мотивацию - что мы гладим -там наша энергия. (Эрик Берн)
Поглаживание - это единица внимания и единица внутренней мотивации одновременно.
Мы привыкаем к особенным для нас поглаживания и ищем их именно в той же форме - условной / безусловной, положительной /отрицательной
Потребность в физической и умственной стимуляции такая же важная, как жажда и голод;
Развивается с возрастом - ребенок нуждается в телесном и эмоциональном контакте,
взрослый - в ментальном;
Мы собираем и раздаем поглаживания всю
жизнь. И экономим. Правилам экономии
нас научили родители:
•
Не давай поглаживаний, когда их надо
давать
•
Не проси поглаживаний, особенно когда
ты в них нуждаешься
•
Не принимай поглаживаний, если ты
нуждаешься в них
•
Не отвергай поглаживаний, когда ты не
нуждаешься в них
•
Не гладь себя сам - ФОРМИРОВАНИЕ
БАНКА САМОПОГЛАЖИВАНИЙ - это мой
взрослый выбор.
5
способов экономии Поглаживаний
(Клод Штайнер - теория экономии поглаживаний-1980):
Упражнение 7: Ваш текущий профиль поглаживаний
Выгорание
- это своеобразная защита психики - при выгорали наш мозг погружается в состояние выживания или мыслить из
«старой» или рептильной части мозга - для ее функционирования достаточен минимальный уровень энергии, который расходуется на сон, еду, дыхание, передвижение в пространстве.
К основным симптомам выгорания относятся:
•
Состояние хронической усталости - Вы просыпаетесь уже уставшими
•
Нежелание идти на работу, делать дела и вообще вылезать из кровати - я ничего не хочу и меня ничто не радует
•
Меня бесят люди - «идеально, если бы все замолчали и просто оставили бы меня в покое»
•
Мне все равно
- безразличие к
результатам своей деятельности.
Некоторые клиенты даже начинают подставляться под удар на работе через опоздания, срыв дедлайнов, ошибки и тд.
•
Одинаковая реакция на большие и маленькие проблемы,
которая приводит к тому, что минимальная мелочь вызывает взрыв гнева - меня подрезали на дороге и это вызывает приступ гнева несоизмеримый событию.
•
Я хронически не доволен собой, своим качеством жизни
•
Мне скучно по-жизни
Профессиональное выгорание как следствие
Психологического голода:
Упражнение 8: Самодиагностика выгорания.
•
Профилактика выгорания: лучше туда не попадать. Восстановление: 3-6
месяцев;
•
Горизонт планирования -до 8 часов, искусство «маленьких шагов»
•
Использование техник расслабления (растяжение). Напряжение не подойдет;
•
Наладить режим дня (в том числе цифровой), нормализация базовых потребностей, в том числе постепенный возврат двигательной активности;
•
Вернуть общение с другими, мы восстанавливаемся через контакт с «живыми»
лучше всего - поддерживающая среда!
•
Брать помощь, в том числе групповую
Выгорание: что делать, если отпуск не
возможен?
«Срыв адаптации» - это реакция иммунитета неадекватно нагрузке (надпочечники не могу обеспечить работу организма)
•
Раньше прокрастинации не было - отсутствовали конкуренты за наше внимание и была бОльшая определенность;
Наше внимание-самый дорогой товар (фокусировка);
•
Не лечить прокрастинацию, а заинтересоваться образом будущего (предиктивное или прогнозирующее кодирование в нейробиологии -мозг постоянно генерирует и обновляет ментальную модель окружающей среды. Тренировка гибкости ума);
•
Размениваем крупные цели на мелкие удовольствия. «Большой Свин» внутри нас.
•
Психологическая сила = тонус префронтальной коры головного мозга (возможность справиться, а не жалеть себя.
Ожидание «спасителя»);
•
Удовольствие не равно удовлетворение (плато)- состояние «я-победитель». Фрейд: два базовые мотивации бессознательного - стремление к удовольствию и к разрушению.
Модуль 4: Прокрастинация
Упражнение 9 «я и моя Прокрастинация» 1) Что я делаю, чтобы ничего не делать?
Что я называю прокрастинацией? Что я чувствую после потраченного на нее времени?
2)
Было ли так, что из-за прокрастинации Вы упустили большую возможность?
Какую? Если бы можно было вернуть время назад, как бы Вы поступили?
(Готовность к перерешению)
•
Вина как инструмент контроля и связь с прошлым - «я больше так не буду, отпустят и простят». Стыд - поймали здесь и сейчас с поличным. Страх наказания;
•
Приучены виниться - условие вхождения в культуру (контроль удовольствия); Самосострадание вместо вины.
•
Желания уже не достаточно, нужно создавать обстоятельства (не покупать сигареты) для изменений (Уход от Магического мышления);
•
Прокрастинация - системный процесс. 1) Внутреннему ребенку не интересно (нет достаточно хорошего предложения). 2) Решение внутри психики не принято (столкновение с запретом или внутренним контролером) 3) Не создана Доминанта внутри Мозга (Взрослый контаминирован)
Упражнение 10 Усиление Взрослой доминанты. Просеивание целей через сито смысла (мне это зачем? Какой я хочу результат? Зачем это нужно другим?) сито времени (сколько у меня есть времени, что будет, если я нарушу срок?) и сито ресурсов (достаточно ли у меня информации и навыков, нужна ли мне помощь, могу ли я делегировать?). Цель- отсеить лишнее, вернуться в реальность, создать доминанту и систему самоподкреплений (пример Макаренко)
Приказания (запреты) в контексте самоэффективности (Боб и
Мэри Гулдинги, Джон Макнил)
1.
ВЫЖИВАНИЕ
(оне существуй, не будь здоровым,
не доверяй, не будь психически здоровым, не прикасайся);
2.
ПРИВЯЗАННОСТЬ
(не будь близким, не чувствуй привязанность, не принадлежи, не будь ребенком, не желай);
3.
ИДЕНТИЧНОСТЬ
(
не будь собой,
не будь отдельным, не будь видимым, не будь важным, не вовлекайся);
4.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ (
не достигай успеха, не расти,
не думай, не чувствуй успех, не чувствуй свободу действовать);
5.
БЕЗОПАСНОСТЬ
(не наслаждайся,
не будь благодарным, не чувствуй, не расслабляйся, не будь счастлив);
•
Передаются
Родителями непреднамеренно и
скрытым образом; Чаще всего довербально.
•
Запреты касаются вещей, которые ни в коем случае нельзя делать. Это -приказ!
•
Существует всего 5 групп (25) приказаний
•
Каждому человеку дается от 3 до 5 приказаний,
причем они могут быть противоположными (контр- приказания);
•
Чаще всего приказания оказывают негативное
(ограничивающее) воздействие на человека;
•
Выход из приказания: ребенок может не принять запрет вовсе, перерешить его во взрослом возрасте самостоятельно или сделать перерешение в
терапии (главное, найти первичную сцену) // у ребенка нет возможности не реагировать
Что дает силу приказанию?
Правдоподобная ложь Родителя