Файл: Тренинг развития СамоэффективностиПреподаватель Радюшкина Лилия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - успешность и самооценка.Сравнение и конкуренция -единственные показатели успеха. Даже если успешен - страх потери.
Самооценка=достижения /ожидания. Что можем контролировать? Наши ожидания.
1.
НЕ ДОСТИГАЙ УСПЕХА
(ты никто и звать тебя никак, дети должны молчать);
2.
Н
Е РАСТИ
(оставайся маленьким). Остановка в развитии, трудно брать ответственность, часто находятся в симбиозе.
Часто дается младшему ребенку в семье;
3.
НЕ ДУМАЙ (
ты-глупый). Входят в ступор при решении проблемы. Чувствуют вместо «мозгового штурма»
4.
НЕ БУДЬ ПЕРВЫМ (
не высовывайся, не будь лидером);
5.
НЕ ЧУВСТВУЙ СВОБОДУ ДЕЙСТВОВАТЬ (я буду защищать свое бездействие)
ПРИВЫЧНАЯ ЛОЖЬ: я неудачник
Давнее чувство: никто не верит в меня.
•
Решение отчаяния - я боюсь, что все окажется правдой обо мне;
•
Решение неповиновения - наилучшая попытка ребенка быть счастливым и устойчивым - «Я Вам
Покажу! Я буду бороться!»
КОПИНГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ - способ реализации неповиновения. Поведение, помогающее справиться с
Запретом - через него мы диагностируем переданное послание. (Запрет не получает разрешения, но решение отчаяния на месте).
- облегчение на время
- мешает другим и разрушает мои отношения
- разрушает меня
- не убирает решение отчаяния
- автоматизм -не дает выбора // цель терапии - автономия
Упражнение 11: диагностика
запрещающих посланий
Перерешение -это процесс принятия новой реальности (истине), о которой человек даже не подозревал + практика интеграции нового решения в жизни (разрешающая активность) +
признание мужества, которое потребовалось для выживания и смелости жить вопреки (а что я такого сделал?)
Новый родительский голос внутри -
концепция достойного противника.
Психологический тупик - нам важно, чтобы нас направили.
Перед нами долгий путь -смотри, сколько ты уже прошел?
Успех - способность смотреть на свою жизнь и признавать
пройденный путь.
Много поглаживаний - даже за откат (Вы не можете съехать
с холма, если Вы на него не залезли)
Психологический тупик
- застревание,
ступор,
вызванный конфликтующими интересами двух разных частей личности.
Тупик
1- й
степени:
конфликт между драйвером и потребностью Ребенка. Радуй других - я устал радовать всех вокруг, а когда уже мне?
Тупик 2-й степени - конфликт между запретом и желанием Ребенка - не будь близким - я хочу иметь близость.
Тупик 3-й степени - самый ранний - отношения между ранним Родителем и соматическим
Дитя
(до
1
года).
ФОрмируется в ответ на непостоянство пренатальной фигуры (матери). «Холодная мать». Тупик происходит в теле: в форме напряжения, психосоматических жалоб или эмоционального фона. Внутри меня дыра и там ничего нет. Мне плохо или скучно.
Теория тупиков (К. Меллор):
Модуль 5: Семиугольник Жизненного Сценария
Жизненный сценарий -бессознательный план жизни, составленный в детстве,
подкрепленный родителями, оправданный ходом событий и особенно ярко проявленный в моменты важных жизненных выборов (К. Штайнер. Сценарии в жизни людей, 1974).
Эрик Берн: Сценарий -что мы говорим, после того как сказали «здравствуйте»
Сценарий базируется на 7 углах:
•
Телесный холдинг (фиксация ранних воспоминаний в теле);
•
Чувства;
•
Мысли;
•
Привычки;
•
Поведение;
•
Вера (проглоченные родительские интроекты);
•
Сценарные убеждения (драйверы, приказания).
Углы через сетевые связи поддерживают друг друга, поэтому сценарий такой стойкий к изменениям (Тони Вайт. Терапия перерешения сегодня, 2020).
Сценарий -инструмент, с помощью которого человек структурирует время от рождения до смерти, человек может изменить финальную сцену и путь к ней (Берн).
3
вопроса, связанных с идентичностью человека и его судьбой: кто Я? Что Я здесь делаю?
Кто все другие? (Джеймс)
Практическое
упражнение
12:
«Образ личного сценария»
(Джуля Хей "ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ ДЛЯ
ТРЕНЕРОВ»,2020):
1.
Опишите свою любимую сказку и Вашу роль в ней (или любую другую историю,
которая вам нравится).
2
. Что Вам говорили о Вашей жизни?
3
. Что случается с такими людьми, как Вы?
4
. Каковы Ваши сильные стороны?
5
. Каковы Ваши слабые стороны?
6
. Как Вы добиваетесь желаемого?
7
. Что происходит, когда дела идут не так, как Вы хотите?
8
. Что происходит, когда дела идут хорошо?
РАСШИФРОВКА УПРАЖНЕНИЯ:
Вопрос 1 дает общее представление о Вашем сценарии. Если историю рассматривать как метафору, можно увидеть связь между событиями, которые происходят с выбранным персонажем, и событиями в их реальной жизни. То, как Вы общаетесь с другими персонажами в своей истории, даст информацию об жизненной позиции.
Вопрос 2 дает информацию о ролях социального и эмоционального уровня, которые занимает человек. Кто он: Спасатель, Преследователь или Жертва? Или же его ожидает долгая и счастливая жизнь вне психологических игр?
Вопрос
3
может выявить финал сценария или отсутствие негативного программирования. Он также может предоставить информацию о разрешениях и приказаниях.
Вопрос 4 предназначен для определения разрешений и позитивных атрибуций, в то время как Вопрос 3 выявляет только приказания. Вопрос 4 также может рассматриваться в организационном / рабочем контексте.
Вопрос 5 выявляет возможные приказания и негативные атрибуции.
Вопрос 6 определяет возможные симбиотические адаптации. Он также может предоставить информацию о сценарных процессах и, следовательно, о драйверах.
Вопрос 7 должен предоставить информацию о психологических играх и рэкетах.
Вопрос 8 дает информацию о позитивном мини-сценарии, что важно при планировании новых стратегий и конструктивных изменений в поведении. Этот вопрос также гарантирует, что участники завершат упражнение на позитивной ноте.
Практическое упражнение 13: «Связь тела, мыслей и чувств»
1)
Работа с
телесным панцирем:
изобразите
Ваше тело и закрасьте участки, в которых вы чувствуете напряжение в стрессовых ситуациях
(ситуациях принятия важных решений);
2)
Работа с
мыслями:
ответьте на вопрос
«если бы это телесное проявление могло говорить,
чтобы оно сказало?»
3)
Соотнесение телесных проявлений с чувствами
Жизненный сценарий и внутрення эффективность
Сценарные области в детском опыте:
1)
Беременность и младенчество (первичный протокол)- условия беременности и рождения, число детей, семейные верования и мифы, брошенность. Получение основных предписаний и разрешений.
2)
Детство, симбиоз и семья -оперделяется сюжет сценария - холодные родители, рэкеты, игровые пробы,
принадлежность к семейной культуре, разрешение любить, изменяться и делать дела хорошо (Берн)
3)
Подростковый возраст: генеральная репетиция сценария, формирование антисценария (бунт), сепарация,
формирование драйверного поведения.
3
группы сценариев (Э.Берн):
(*)
Мы чаще выбираем смешанный сценарий - на работе победитель, а в семейной жизни -побежденный.
Самое важное, что любой сценарий можно изменить. (Современный ТА, Иан Стюарт и Ванн Джоинс, 2017)
Победитель
(Я достигаю свою цель легко,
свободно и радостно)
Побежденный
(Я не достиг своей цели и
получил сопутствующий
дискомфорт )
(3
степени тяжести проигрыша)
Не-Победитель
(Я живу без риска и не чувствую
радость или дискомфорт)
Отличие Победителя от
Побежденного: «Что Вы будете делать в случае проигрыша?»
К. Штайнер: Сценарии Жизни Людей:
Жизнь без любви, Жизнь без ума и Жизнь без радости.
Без любви
Причина - недостаток Поглаживаний (=единица внимания)
Нас таких большинство в современном мире.
Без ума
Выученная беспомощность, прокрастинация, отсутствие силы воли,
непонимание того, чего хотим.
Причина - запрет мыслить в детстве и познавать окружающий Мир. Запрет через игнорирование и обесценивание. Нет чувств, логики (просто мне не везет, такая судьба,
Мир жесток).
Выход:
восстановление способности к
познанию
(врожденной),
самостоятельности выбора и ответственности за решения.
Без радости
Запрет на телесные ощущения, высокая скорость, запрет на яркие проявления себя - «быть в рамках», радость через саморазрушение.
Сценарная Матрица Клода Штайнера.
Примеры сценариев в генограммах.
Через индивидуальное осознание/травматические жизненные события
Через разрешения терапевта (Техника 3П - защита/разрешения/ресурсы)
Через метод Redecision. Проживание перерешения = знание из мертвого становится живым
Работа со сценарием:
Упражнение: «Жизненные позиции или Окна в Мир»
•
Ваше восприятие себя влияет на Ваше восприятие других;
•
Обратная связь должна касаться проблемы,
а не человека
УПРАЖНЕНИЕ 14:
1.
В каком из квадратов Вы проводите больше всего времени?
2.
Хотите ли
Вы изменить такое положение вещей?
3.
Какое действие из Взрослого Вы будете использовать вместо сценарного Реагирования?
4.
Поделитесь с коллегами, что Вам удалось сделать по-другому в
течение недели
Беспомощность
Безнадежность
Враждебность
Зрелость
Нарушение стадии «Делать». Саботаж
•
Стадия Делать (от 6 до 18 месяцев) - выход из младенческого симбиоза с матерью и исследовать Мир с помощью органов чувств (Памела Левин. Циклы Силы. Стадии Развития
Ребенка и человека, 2017);
•
Задачи Стадии: смотреть, слушать, ощущать на вкус и чувства запахи; решиться исследовать окружающий Мир, не думая о нем; поддерживать и изучать других людей;
•
Ты можешь двигаться вперед и все тестировать, находить ограничения, говорить «нет» и отделяться от меня;
•
Саботаж стадии Делать: спешить или оставаться маленьким (симбиоз первичного и вторичного порядка); Симптомы: усталость снижение мотивации или отказ от цели и страх потерять поддержку.
•
Любимая игра Стадии Делать: Сделай для меня что-нибудь и Посмотри, что ты со мной сделал.
Модуль 6: Причины не быть
эффективным
Переопределение (redefining) - процесс сохранения сценария неизменным путем искажения сигналов из вне. Вместо чувств информация о поведении.
Симбиоз как причина или следствие переопределения. Цель симбиоза - удовлетворение потребностей и выживание.
Вербальные ключи: я не могу, я попытаюсь, неоконченных предложений
Невербальные ключи: несоответствие между словами и смехом (смех висельника)
Внутренний механизм переопределения:
1)
обесценивание (discounting) - себя, других или реальной ситуации;
2)
грандиозность - преувеличение личности, других или ситуации;
3)
нарушение мышления -сверхдетализация или сверхобопщение.
Переопределение (Школа Шиффов (теория пассивности, 1965):
Мне не помочь = мой сценарий останется неизменным
Обесценивание - Приписывание ничего не стоящей оценки себе или другим,
воспринимаемый как принуждение или унижение механизм, который затрудняет решение проблем,
игнорируя полезную информацию,
проявляющийся на поведенческом уровне через пассивное поведение (4
вида), психологические игры и смену позиций в треугольнике Крапмана):
Причины
обесценивания:
контаминация,
исключение,
недостаток информации, дезинформация, вход в сценарий.
Уровни пассивного поведения (Школа Шиффов (теория пассивности, 1965):
1
уровень: Ничегонеделание (Обломов)
2
уровень: Сверхадаптация или услужливость
3
уровень: Ажитация или бесполезное возбуждение;
4
уровень: Беспомощность или насилие (к себе и к другим)
Ничегонеделание
- самое сильное поведение, сильнее активного. Вызывает стимул спасать, но человек не сдвинется с места, у него нет энергии. Выход: осознание, что только он сам может себя спасти. Пройти через бессознательную манипуляцию - спросить его мысли, какого они цвета, как он их переживает и какие ощущения в его теле - что настолько нестерпимо и перегружает - человек не верит, что он настолько интересен.
Чрезмерная адаптация
- понравится другому. Если он накормит другого, то тот позаботиться о нем в ответ - давать противоречивые команды или абсурдные - цель отправить в ничегонеделания - исследовать причину, почему он перестал заботиться о себе. Сверхадаптация - делать не спросив другого.
Ажитация
- способ отвлечения энергии с мышления, направленное на решение проблемы на механическое поведение - навязчивое поведение или зависимость - пить, курить, работать, секс, тратить деньги - не допустить до сознания то, о чем действительно чувствуют или сдержать порыв к насилию.
Самоповреждение , беспомощность или насилие
Беспомощность внутренние насилие над собой.
Выход:
- конфронтация противостоянию -мишень терапии
- движение от уровня 4 к уровню 1
Фрейд: психологические защиты (1894г)
1)
Бессознательные и являются средствами самообмана;
2)
Искажают и отрицают восприятие действительности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей.
3)
Не решают проблему, дают временное облегчение.
Ступени к успеху (Джулия Хей 1995)
Практическое упражнение
1.
Ситуация - Выберите любую ситуацию и опишите, что происходит
2.
Значимость - Почему это является проблемой? Какие последствия, если Вы не решите ее? Если проблема не значима, то мы останавливаемся на этой стадии.
3.
Решение - что можно сделать? Возможно ли изменить? Какие решения доступны? Какой план?
Если включается игра «да, но» - идём на шаг 2.
4.
Навыки и умения - где взять ресурс (знания, время),
где спросить и что уже есть? Если «да, но» - так же идём на ступень 3.
5.
Стратегии - каким будет процесс - пошаговый план,
какая помощь нужна от других, как ее получить? Если возникает сопротивление - спускаемся на ступень ниже или возвращается к шагу 2.
6.
Успех- как я буду праздновать успех? Как буду себе мешать
(саботаж).
Какая вторичная выгода от неделания? Как другие мне будут мешать?