Файл: Практическое задание по дисциплине Проектный менеджмент в антикризисном управлении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3.1 Диагностика и анализ состояния предприятия

Прежде чем разрабатывать антикризисные мероприятия, необходимо рассчитать финансовые показатели, и сопоставить их значения с классификацией стадий финансового кризиса:

- предкризисное состояние – оборотные средства компания использует менее эффективно, рентабельность падает, просроченная кредиторская задолженность увеличивается;

- начало кризиса – бизнес приносит убытки, заемные средства растут, платежеспособность снижается;

- кризис – нехватка сырья приводит к падению объемов продаж, платежеспособность ухудшается, возникают кассовые разрывы, просрочки по займам и кредитам, зарплату сотрудникам выплачивают с задержкой;

- предбанкротное состояние – компания не может полностью погасить долги перед кредиторами и работниками, привлечь внешнее финансирование.

Диагностика – это процесс, который осуществляется во времени и пространстве, протекающий в два этапа:

1) установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;

2) выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с нормативными.

На первом этапе диагностики проводится качественная идентификация объекта. На втором этапе происходит количественная оценка объекта, при которой определяются фактические параметры объекта и их отклонения от нормативных значений.

Методы диагностирования можно разделить на: аналитические, экспертные, линейное и динамическое программирование, математическое моделирование и другие.

Одним из важнейших факторов в диагностировании кризисных ситуаций является фактор времени. Он определяет характер проведения диагностики. Как правило, при диагностике кризисов рассматриваются не только статические значения показателей, а изменение их состояния в течение определенного периода времени.

Диагностика включает в себя расчет показателей, характеризующих стадию банкротства (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент оборачиваемости запасов, коэффициент рентабельности и др.), наличие убытков, возможно несущественных, и увеличением кредиторской задолженности.

3.2 Стратегия антикризисного управления

Стратегия антикризисного управления позволяет установить: каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды; с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.


Разработка антикризисной стратегии организации состоит из следующих этапов:

I. Точная, комплексная, своевременная диагностика. В том числе:

1. Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса: анализ

макросреды: политическое окружение, экономическое окружение, социальное

окружение, технологическое окружение; анализ конкурентной среды:

покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые

конкуренты, товары-заменители.

Для определения наиболее важных факторов внешней среды, которые

Необходимо учитывать предприятию используют метод создания сценариев.

SWOT-анализ позволяет выявить угрозы и возможности, которые таит в себе

внешняя среда.

2. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации,

по вопросам: эффективности текущей стратегии; силы и слабости, возможностям и угрозам для предприятия; конкурентоспособности цен и

издержек; прочности конкурентной позиции предприятия; выявления проблем,

вызвавших кризис на предприятии. Данные, полученные при исследовании кризисного состояния

предприятия, можно систематизировать.

3. Стратегические показатели деятельности предприятия: доля на рынке;

Объем продаж: уменьшается; увеличивается; размер прибыли; доходность

акций.

4. Внутренние сильные и слабые стороны, внешние угрозы и возможности.

5. Конкурентные переменные: качество / характеристики товара; репутация; производственные возможности; технологические навыки; сбытовая сеть; маркетинг; финансовое положение; издержки по сравнению с конкурентами.

6. Выводы о положении предприятия по сравнению с конкурентами.

7. Главные стратегические проблемы, которые должны быть решены предприятием.

В следствие чего, от руководителя фирмы требуется повышенная изобретательность и гибкость в использовании различных стратегий, каждая из которых должна иметь целью выход из кризисного состояния. В этой деятельности важно определиться, какой тип стратегии избрать в конкретной ситуации с расчетом на перспективу. Обычно выделяют следующие эталонные стратегии бизнеса:

1. Стратегия роста:

- рост (наращивание сбыта существующего продукта);

- концентрический рост (расширение сегментов рынка);

- модификационный рост (обслуживание новых потребностей).

2. Стратегия стабильности:



- пауза (намеренная приостановка увеличения сбыта);

- осторожное продвижение (продвижение начатых программ в ожидании успеха);

- без изменений (замораживание ситуации, прекращение перспективных инвестиций);

- снятие прибыли (прекращение текущих инвестиций в продукт).

2. Стратегия отхода:

- установление минимально возможного уровня накладных расходов);

- частичный отказ от операционной независимости (в кадрах, сбыте, финансах);

- частичная распродажа активов (долей в фирме или физических активов);

- банкротство;

- ликвидация.

В том случае когда организация рассчитывает на успех наиболее приемлема стратегия роста. В случае неудачи важно сориентироваться в стратегическом плане и склониться к стратегии отхода. Стратегия стабильности приемлема для кратковременных этапов функционирования кризисной фирмы и может быть использована для накопления ресурсов перед решительными действиями. По своему существу стратегия представляет собой многомерную экономическую категорию, описывающую технологию функционирования организации в достижении определенных целей. Обычно выделяют следующие четыре группы правил, очерчивающих стратегию организации:

  1. правила оценки результатов деятельности (они определяют курс и формируют план);

  2. правила отношений с внешней средой (они очерчивают продуктово-рыночную стратегию, а именно: что, кому и сколько поставить);

  3. правила отношений и процедур внутри организации (организационная концепция);

  4. правила повседневной деятельности (оперативные приемы).

Особенностью антикризисной стратегии является ее ограниченный по сроку и содержанию характер. Такая стратегия считается реализованной, как только организация вступила в сбалансированное функционирование и намеченное устойчивое состояние. В этом ракурсе антикризисную стратегию можно рассматривать как средство достижения конкретной цели — преодоление кризиса.

За основу призвано брать стратегии американских и японских фирм:

Американская модель представляет собой:

Структура:

- выбор оптимального плана.

- определяющая роль высших руководителей при принятии решений.

- последовательность мероприятий при реализации плана.

2. Результативность:

- быстрота принятия решений.

- сопротивление реализации плана со стороны исполнителей.

- большая длительность реализации плана.

- удлинение фактических сроков реализации по сравнению с плановыми.


Японская модель:

1.Структура:

- разработка плана, приемлемого для исполнителей.

- обеспечение практической реализуемости плана.

- оптимизация действий исполнителей по реализации плана.

- параллельность мероприятий по реализации плана.

2. Результативность:

- длительный срок принятия решений.

- участие исполнителей в разработке плана (ринги).

- короткий цикл реализации плана.

- активная поддержка исполнителями реализации плана.

Стратегии американских фирм основываются:

– на дифференцированном подходе к оценке характеристик выпускаемой продукции, которая выгодным образом должна отличаться от аналогичных изделий других фирм;

– на удовлетворении конкретных потребностей определенной категории пользователей;

– на обеспечении низкой себестоимости изделий, реализуемых на рынке.

Стратегии японских фирм в основном строятся:

– на том, чтобы достичь, по крайней мере, двух целей — получения прибыли и создания сообщества сотрудников фирмы;

– на развитии национального технического интеллекта путем концентрации наукоемких элементов производства в Японии и вывоза малонаукоемких производств за рубеж.

Применительно к менеджменту российских промышленных фирм выглядит предпочтительной японская модель антикризисной стратегии. Это обусловлено следующими причинами:

1) невозможностью, ввиду хронического дефицита ресурсов, составления оптимального плана вывода фирмы из кризисного состояния (то есть стратегический план должен быть компромиссным, приемлемым по ресурсам); 2) ввиду многозвенности и повышенной сложности структуры промышленной фирмы крайне затруднительна централизация управления, от которого в полосе кризиса требуется повышенная оперативность (в этих условиях диверсификация решений приносит наиболее высокую результативность как в скорости их принятия, так и в качестве контроля выполнения);

3) в условиях кризиса промышленная фирма располагает крайне ограниченным временем на разработку и осуществление антикризисной стратегии (это делает единственно возможным именно сетевое планирование, построенное на принципах параллельности реализации мероприятий антикризисной стратегии).

проблемы, которые должны быть решены предприятием.

Система целей − желаемые результаты, соответствующие пониманию цели. Цели являются исходным пунктом системы стратегического планирования, системы мотивации и системы контроля, используемых на предприятии. Цели − основа организационных отношений и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. В любой организации имеется несколько уровней целей. Краткосрочные цели подробно объясняют результаты, которые нужно достичь в ближайшем будущем, определяют скорость развития
предприятия и уровень показателей деятельности, который нужно достичь в ближайшее время. Цели более высокого уровня ориентированы на краткосрочную и среднесрочную перспективу и являются средством достижения целей высокого уровня. Долгосрочные цели имеют широкий характер и ориентированы на долгосрочную перспективу, они позволяют взвешивать влияние сегодняшних решений на долгосрочные показатели. Причиной кризиса может послужить ориентация высшего руководства предприятия на определенный уровень целей, сосредоточение внимания на краткосрочных целях, пренебрегая долгосрочными.



    1. Разработка антикризисной программы развития компании

В антикризисном управлении, из-за ограниченности сроков вывода фирмы из неустойчивого состояния, особенную важность имеет проработка инвестиционной политики. Инвестиционная политика кризисной фирмы представляет собой свод принципов и правил достижения главной цели в конкретный исторический период. Она определяет средства достижения и формы деятельности, содержит установки и ограничители в действиях менеджеров. Основной частью инвестиционного проекта является бизнес-план. Назначение бизнес-плана кризисной предприятия заключается в следующем:

1) получить достоверную картину и оценить с точки зрения инвесторов общее экономическое состояние фирмы и перспективы выведения ее из кризиса посредством финансовых вливаний в конкретные сферы (в том числе на реструктуризацию, диверсификацию, вычленение самостоятельных бизнесформирований и т.п.);

2) определить состояние и емкость рынка сбыта традиционной для фирмы и перспективной, с точки зрения ее производственных возможностей, продукции, а также возможности расширения сбытовых сегментов путем специальных мероприятий; выяснить примерные границы цен на основные виды продукции в зависимости от их эксплуатационных качеств и объемов поставки;

3) оценить затраты, необходимые для выпуска конкретной продукции, сопряженные с антикризисными мероприятиями, с точки зрения их окупаемости;

4) выяснить возможные факторы, события и явления, которые могут оказать сдерживающее (отягчающее) воздействие на осуществление бизнесплана, и средства их нейтрализации;

5) определить группу показателей для мониторинга бизнес-плана и оценки процессов (тенденций) выхода промышленной фирмы из кризиса.