Файл: Содержание введение Глава Социальноправовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в рф, как проблема науки права социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 722

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Самарский торгово-экономический колледж»»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, как проблема науки права социального обеспечения……………………………………………………………………….7

1.1. Понятие и сущность социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………...7

1.2. Становление и развитие социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России………………………………………….14

1.3. Беженцы и вынужденные переселенцы, как субъекты социально-правовой защиты………………………………………………………………...22

Глава 2. Организационно-правовая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений по осуществлению социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев………………………….29

2.1. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..29

2.2. Полномочия общественных организаций осуществляющих социально-правовую защиту беженцев и вынужденных переселенцев………………….35

2.3. Особенности правового регулирования общественных отношений по осуществлению социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..40

Заключение……………………………………………………………………...48

Список используемой литературы…………………………………………...51

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Новый исторический этап, который переживает современная Россия, начиная с конца ХХ в., связан со значительными социально-ценностными изменениями, с преобразованиями в политической, экономической, культурной сферах жизни. В современных условиях в России возникают проблемы возрождения национального единства, национальной духовности, гуманизации общества, - проблемы, решение которых, во многом определяются особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социально-правовой защиты граждан РФ, а также беженцев и вынужденных переселенцев, большие потоки которых, после распада СССР устремились в нашу страну.


Вынужденная миграция является одной из сложнейших проблем, с которой столкнулось мировое сообщество на рубеже тысячелетий. Но ни в одном регионе мира развитие миграционных процессов не протекало в столь тяжелых и специфических формах, как на территории бывшего СССР. Крупнейшие изменения геополитической обстановки в мире, социальный и экономический кризис, нарушение прав некоренных национальностей и этнические конфликты стали причинами массовой миграции населения.

Чтобы хоть как-то упорядочить права беженцев и вынужденных переселенцев в 1993 году срочно принимаются два основополагающих закона «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», которые и до настоящего времени являются основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими социально-правовую защиту беженцев и вынужденных переселенцев.

Актуальность темы, ее недостаточная научная разработанность, практическая значимость обусловили объект и предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования стали общественные отношения по обеспечению социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.

Предметом исследования является механизм правового регулирования социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев.

Цель исследования: определение мер по совершенствованию правового регулирования социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- исследовать генезис социально-правовой защиты населения в России и Российской Федерации с целью анализа этапов развития и определения путей ее дальнейшего совершенствования;

- дать определение понятиям «социальная защита», «правовая защита», «социально-правовая защита беженцев и вынужденных переселенцев»;

- разрешить проблемы категориально-понятийного аппарата, возникающие при исследовании данных понятий;

- раскрыть функции, задачи и формы социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев;

- исследовать механизм законодательного регулирования социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в 12 Российской Федерации путем изучения законодательства о беженцах;

- дать оценку реализации законодательства о социально-правовой защите беженцев в реальном социально-политическом положении России и её регионов;

- исследовать особенности регулирования социально-правовой защиты беженцев в России на региональном уровне;



- показать основные проблемы, возникающие при осуществлении социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России, а также предложить собственные пути их разрешения.

Методы исследования. Научной основой диссертационного исследования стали общенаучные методы исследования: историзм, систематизация, а также сравнительно-правовой, статистический и др. При помощи диалектического метода проблемы механизма правового регулирования социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев рассмотрены критически, последовательно с учетом внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Коррелятивно-интегративный подход, - объединяющий морально-этический, психологический, социологический, общеисторический и правовой принципы анализа, - позволили детально проанализировать поднятую проблему с позиций перечисленных областей знания. Формально-юридический метод дал возможность детально проанализировать и обобщить существующие теоретические концепции, а также правоприменительную практику, что, в свою очередь, позволило обосновать авторскую позицию относительно совершенствования действующего отечественного законодательства.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РФ, КАК ПРОБЛЕМА НАУКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    1. Понятие и сущность социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев

Человечество в процессе своего развития накопило немалый опыт в организации и устройстве экономической и социальной сторон жизни общества. Это привело к тому, что права человека стали признаваться общечеловеческой ценностью; они стали основой свободы, справедливости, достоинства человеческой личности и ценности человеческой жизни. «Именно институт прав человека в цивилизованных странах выступает основой организации всей общественной жизни, а защита прав и свобод человека – основной целью деятельности демократического правового государства. Признание, уважение и всесторонняя защита прав и свобод человека является основой компромисса в обществе, устранения всевозможных конфликтов между личностью и государством». При этом права человека должны быть закреплены в законе и охраняться властью закона. В любом цивилизованном обществе все люди равны перед законом и имеют равные права на защиту
, от какой бы то ни было дискриминации.

Анализ современных тенденций миграционных процессов свидетельствует о том, что Российская Федерация проходит этап снижения активности вынужденной миграции. Автор полностью согласен с мнением Е. С. Шуршаловой, что снижение активности вынужденной миграции, а также развитие миграционного законодательства в части, касающейся порядка пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации, привело к определенному нивелированию и ассимиляции проблем беженцев, вынужденных переселенцев в проблемах трудовых мигрантов.

Вместе с тем для осуществления достойной социально-правовой защиты именно беженцев и вынужденных переселенцев, а не трудовых мигрантов у России в настоящий момент недостаточно средств, несмотря на то, что многие страны, имея гораздо меньшую территорию в сравнении с Российской Федерацией обладают гораздо большими ресурсами для социально-правовой защиты вынужденных мигрантов. А. Ибадов, заместитель директора Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации также разделяет озабоченность автора. На открытом заседании совета Ассамблеи народов Приморья было заявлено: «…Взять, например, такую развитую страну, как Канада. Там, в случае необходимости, готовы принять 3 миллиона лишившихся крова людей, и не просто принять, но и накормить, дать место для проживания, хотя бы временного. Россия же не готова принять и 100 000 человек – у нас просто нет ресурсов для этого. А ведь наши соседи – такие густонаселенные страны, как Китай и Индия, которым в случае масштабных катастроф может понадобиться помощь».

Важной составляющей основных прав человека, в том вынужденных мигрантов, являются их социальные права.

Термин «вынужденные мигранты» закреплен в Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-95 (ОКИН), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 г. № 412. Статья 220 (категории вынужденных мигрантов) относит к таковым беженцев; лиц, ходатайствующих о признании беженцем; вынужденных переселенцев; лиц, вынужденно покинувших место жительства в результате техногенных катастроф; лиц, вынужденно покинувших место жительства в результате стихийных бедствий; лиц, вынужденно покинувших место жительства в результате каких-либо событий; других вынужденных мигрантов.

Социальные права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)14. В ст. 22 Декларации установлено, что у каждого человека, как члена общества, есть право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержание его достоинства и свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, право на помощь и поддержку со стороны государства и общества в случае утраты средств к существованию или иного ухудшения уровня жизни по независящим от него самого причинам.


В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную защиту. В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной защиты – все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства — члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социальной защиты. (Российская Федерация, данную конвенцию на настоящий момент не ратифицировала).

Право каждого на социальное обеспечение признает и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. В ст.11 Пакта закреплено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.

Права человека, закрепленные в вышеназванных международных актах, свидетельствуют о том, что забота о тех, кто потерял источник средств к существованию по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. При этом согласно международным актам, требование о соблюдении прав человека на социальное обеспечение никак не ставится в зависимость от гражданства конкретного лица. Любой индивид, в том числе и беженец, законно находящийся на территории того или иного государства, имеет право на социально-правовую защиту наравне с гражданами этой страны.

В современной отечественной научной литературе понятие «социальная защита» используется достаточно широко, поэтому важен теоретический анализ и уяснение сущности категории «социальная защита», так как на практике порой невозможно ответить на вопросы: кто нуждается в защите и подлежит ей, кто является объектом и субъектом защиты и как происходит взаимодействие между ними, от кого и как нужно защищать, имеет ли наше общество возможность обеспечить в современных условиях социальную защиту всего населения или только отдельных лиц.

Однако прежде чем говорить о социально-правовой защите беженцев и вынужденных переселенцев необходимо сформулировать определение данного понятия, чтобы в дальнейшем в рамках данной работы толковать его однозначно, отграничивая от других смежных понятий.

Нормальное функционирование и развитие любого общества невозможны без сформированной и