Файл: Содержание введение Глава Социальноправовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в рф, как проблема науки права социального обеспечения.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 725
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
действенной системы социальной защиты, гарантированной каждому человеку при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств. Такие обстоятельства нередко не зависят от воли человека, и преодолеть их самостоятельно он не может. В данном случае только государство способно оказать необходимую помощь и защиту нуждающемуся.
В ст.7 Конституции РФ18 провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство, в том числе и посредством осуществления социальной защиты и социального обеспечения, регулирует всю систему общественных отношений, в целях соблюдения конституционных прав и свобод человека.
Определение «социальной защиты», не имеет официального закрепления. Данный термин можно встретить только в научной литературе и учебниках по научной дисциплине «Право социального обеспечения». Это приводит к тому, что понятие «социальная защита» часто смешивают с другими, например, с «социальным обеспечением». В современной научной литературе можно встретить толкования данного понятия, в которых, зачастую, прослеживается противоречивость при выявлении признаков, которые позволили бы отграничить социальную защиту от других явлений общественной жизни.
Множество явлений в жизни общества именуются социальными, которые различные по своей сути, а часто и по значимости. Общий признак данных явлений – понятие «социальное», то есть общественное, характеризующее конкретное явление через призму определенных общественных отношений. Особым видом таких общественных отношений является социальная защита. «Сочетание двух понятий – «социальная» и «защита» – означает соблюдение и защиту прав и интересов индивида, гарантии их соблюдения и защиты со стороны всего общества. А также гарантии предоставления необходимой помощи конкретным категориям населения в случае наступления определенных, установленных самим обществом, жизненных обстоятельств». При этом человек не в силах самостоятельно их преодолеть и ему требуется поддержка извне. Особенность заключается в том, что такие обстоятельства часто препятствуют реализации основных социальных прав человека, таких как право на достойный уровень жизни, право на благоприятную окружающую среду и т.д. Этим определяется важность раскрытия сути понятия «социальная защита».
В результате под социальной защитой в широком смысле исследователи понимают деятельность, которая направлена на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и самореализации человека в жизни. В более узком понимании социальная защита представляет собой поддержку и оказание помощи людям в случае возникновения страховых рисков.
Исходя из этого определения в рамках узкого подхода, основными инструментами социальной защиты выступают инструменты социального обеспечения: социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальная поддержка, помощь и обслуживание, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита включает в себя другие сферы системы жизнеобеспечения.
Социальная защита населения невозможна без всестороннего, всеобъемлющего правового регулирования данной деятельности. Поэтому деятельность по социальной защите, вовлеченную в сферу правового регулирования, следует рассматривать как деятельность по социально-правовой защите населения. Для раскрытия такого явления как социально-правовая защита человека, необходимо сначала рассмотреть понятие правовой защиты и его отличие от социальной защиты.
Исходя из анализа вышерассмотренных терминов и определений, можно предположить, что социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социальных прав человека. В целях правильного понимания, что именно необходимо беженцам и вынужденным переселенцам, в какой помощи они нуждаются, от каких социальных рисков в первую очередь следует их защищать, необходимо проанализировать в каких формах существует социальная защита населения и, на основе сделанного анализа, вывести формы социально-правовой защиты беженцев вынужденных переселенцев.
1.2 Становление и развитие социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России
Развитие социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России проходило вместе с развитием общей системы социально-правовой защиты населения в соответствии с историческими вехами развития и становления государства. Первые сведения о «зачатках» социальной защиты населения можно почерпнуть из источников конца первого тысячелетия нашей эры.
Впервые в Церковном Уставе святого князя Владимира от 996 года законодательно определяется источник доходов церкви. Устанавливается десятина с княжеских доходов на содержание церкви и в то же время выделяются категории людей, попадающих под церковную опеку. Прописываются риски, при которых будет оказана помощь – пожар, потоп и др.
Последующие изменения в регулировании Правительством вопросов переселения расширили и уточнили систему государственных льгот. Главной задачей переселенческой политики тех лет было «заселение окраин», поэтому для оказания помощи переселенцам были организованы склады продукции, велись работы по расширению дорожной сети, по исследованию новых территорий.
Проблема беженцев впервые возникла в начале ХХ века. После Первой мировой войны и Революций в России происходит массовое передвижение людей, которые вынуждены покидать места своего проживания, переселяться в другие государства, просить убежища в других странах, так как подвергались преследованиям по политическим, национальным, религиозным мотивам, Эти люди, особенно из числа военнопленных, боялись или не желали возвращаться в места своего постоянного проживания.
Вместе с тем Первая мировая война и последовавшие революционные потрясения полностью разрушили то немногое, что было сделано в области социальной защиты, как вынужденных переселенцев, так и населения страны в целом. Нестабильность государственной власти, падение экономики и, как следствие, практически полностью отсутствие социальной политики. Ситуация усугублялась тем, что именно в этот период происходило массовое перемещение людей по территории страны и за ее пределы. Вместе с тем с началом боевых действий была налажена система пособий семьям, единственный кормилец которых был призван в армию. Помощь оказывалась многодетным семьям и вдовам погибших на фронте.
Общество занималось устройством дешевых и бесплатных столовых, организацией временного жилья, поставкой одежды, обуви, белья; определением на работу, организацией приютов и яслей для малолетних, школ для подростков, врачебных пунктов, содействовало возвращению на родину. Управлял обществом Совет из 12 лиц, избранных на три года. Средства черпались из членских взносов, пожертвований, сборов с благотворительных вечеров, концертов и выставок. Общество имело отделы почти во всех губерниях и в большинстве уездов России. В них входили представители земства, городского самоуправления, местной полиции. В 1915-1917 годах Общество выпускало «Вестник Всероссийского общества попечения о беженцах» (вышло 52 номера). Общество и его отделы были ликвидированы на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 27 июля 1918 г. «Об уравнении беженцев, остающихся в российском гражданстве, в отношении подведомственности с остальными гражданами Российской республики»86. В первые годы Советской власти о публичной, а тем более частной, благотворительности говорить не приходится, а об общественном призрении речь можно вести только с большой долей условности.
С 1918 г. началась помощь «жертвам контрреволюции», когда при губернских и уездных отделах НКСО были созданы специальные отделы. К этой категории населения принадлежали пострадавшие советские служащие, политические амнистированные, политические эмигранты, политические беженцы, а также семьи указанного круга лиц. Согласно постановлению правительства их обеспечивали работой, одеждой, жильем, медицинской и денежной помощью, оформляли им пенсии, направляли детей в приюты и т.д.
В 20 гг. ХХ века понятие такой категории населения как «вынужденные переселенцы», в современном его понимании, практически еще отсутствовало, т.к. любое перемещение граждан по территории страны строго регламентировалось и контролировалось, и могло быть осуществлено только с разрешения и под руководством соответствующих государственных органов.
В научном обороте понятия «социальная защита» практически не существовало, а проблемы социальной политики освещались эпизодически. Регулирование внутренних миграционных процессов опиралось на жесткую систему плана и административных решений. Это позволяло не столько регулировать миграционные потоки, сколько управлять ими и даже стимулировать переселенческие процессы в целях освоения и заселения малообжитых районов страны.
Задачи по социально-правовой защите беженцев требовали своего решения на международном уровне, так как проблема защиты беженцев выходит за пределы компетенции одного государства. Явление стало массовым и поэтому международное сообщество уже не могло не обращать на него внимание, поскольку это влияло на социальную обстановку во многих государствах, в которые хлынул поток беженцев. В течение достаточно короткого времени был разработан ряд международных соглашений, направленных на решение социально-правовых проблем беженцев.
Конвенция 1933 года касалась международного статуса беженцев и явилась моделью будущих международных документов. В ней объединялись предыдущие соглашения и были включены всеобъемлющие положения по таким вопросам как личный статус беженца, его занятость и социальные права. Ограничивалась практика высылки беженцев. Данную Конвенцию ратифицировали только восемь государств, три из которых в оговорках подчеркивали, что сохраняют свою юрисдикцию по вопросу высылки. Следующая Конвенция от 10 февраля 1938 года «О статусе беженцев из Германии», разработанная на основе предыдущей Конвенции от 1933 года, содержала основные правила обращения с беженцами, и основные права беженцев в стране убежища, такие как: право на правосубъектность, право на социальную помощь и попечение, право на образование и профессиональную подготовку.
Вышеуказанные конвенции стали фундаментом для принятия ныне действующих международных актов, закрепляющих права беженцев. В частности, в этих документах сформулированы положения, которые были закреплены в последующих соглашениях о защите беженцев.
Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени. С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны».
«Послевоенное восстановление народного хозяйства обусловило усиление организационных форм переселения. Административные мероприятия регулирования миграционных процессов сопровождались мерами стимулирования. Они осуществлялись посредством системы льгот материального и нематериального характера. Значительные льготы предоставлялись переселяющимся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года. Постановлением Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года «О жилищно-строительной кооперации» устанавливались жилищные льготы переселенцам. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2 была утверждена инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах крайнего севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, в соответствии с действующими нормативными актами».
В основном, льготы для переселенцев в районы Крайнего Севера представляли собой установление льготного трудового стажа, северного коэффициента к зарплате, предоставление дополнительных отпусков, возможность бронирования жилья по прежнему месту жительства и т. д. Это должно было решить проблему привлечения, а главное удержания переселенцев в районах крайне не благоприятных для проживания. Длительное время льготы получали только направленные или командированные в данные местности. На уроженцев и лиц, прибывших из других областей по собственному желанию, льготы не распространялись. Законодательно установленная система льгот с одной стороны решала проблему социально-правовой защиты переселенцев, а с другой стороны, вследствие проведения такой политики по социально-правовой защите, решалась проблема освоения и заселения мало обжитых регионов, которая в тот исторический период, была приоритетной. Вместе с тем отсутствие целостного взгляда на российское общество как на систему приводило к тому, что в советской историографии и социологии исследовались лишь отдельные структурные звенья (в основном рабочий класс), в то время как другим не уделялось почти никакого внимания.
В ст.7 Конституции РФ18 провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство, в том числе и посредством осуществления социальной защиты и социального обеспечения, регулирует всю систему общественных отношений, в целях соблюдения конституционных прав и свобод человека.
Определение «социальной защиты», не имеет официального закрепления. Данный термин можно встретить только в научной литературе и учебниках по научной дисциплине «Право социального обеспечения». Это приводит к тому, что понятие «социальная защита» часто смешивают с другими, например, с «социальным обеспечением». В современной научной литературе можно встретить толкования данного понятия, в которых, зачастую, прослеживается противоречивость при выявлении признаков, которые позволили бы отграничить социальную защиту от других явлений общественной жизни.
Множество явлений в жизни общества именуются социальными, которые различные по своей сути, а часто и по значимости. Общий признак данных явлений – понятие «социальное», то есть общественное, характеризующее конкретное явление через призму определенных общественных отношений. Особым видом таких общественных отношений является социальная защита. «Сочетание двух понятий – «социальная» и «защита» – означает соблюдение и защиту прав и интересов индивида, гарантии их соблюдения и защиты со стороны всего общества. А также гарантии предоставления необходимой помощи конкретным категориям населения в случае наступления определенных, установленных самим обществом, жизненных обстоятельств». При этом человек не в силах самостоятельно их преодолеть и ему требуется поддержка извне. Особенность заключается в том, что такие обстоятельства часто препятствуют реализации основных социальных прав человека, таких как право на достойный уровень жизни, право на благоприятную окружающую среду и т.д. Этим определяется важность раскрытия сути понятия «социальная защита».
В результате под социальной защитой в широком смысле исследователи понимают деятельность, которая направлена на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и самореализации человека в жизни. В более узком понимании социальная защита представляет собой поддержку и оказание помощи людям в случае возникновения страховых рисков.
Исходя из этого определения в рамках узкого подхода, основными инструментами социальной защиты выступают инструменты социального обеспечения: социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальная поддержка, помощь и обслуживание, в то время как в рамках широкого подхода социальная защита включает в себя другие сферы системы жизнеобеспечения.
Социальная защита населения невозможна без всестороннего, всеобъемлющего правового регулирования данной деятельности. Поэтому деятельность по социальной защите, вовлеченную в сферу правового регулирования, следует рассматривать как деятельность по социально-правовой защите населения. Для раскрытия такого явления как социально-правовая защита человека, необходимо сначала рассмотреть понятие правовой защиты и его отличие от социальной защиты.
Исходя из анализа вышерассмотренных терминов и определений, можно предположить, что социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социальных прав человека. В целях правильного понимания, что именно необходимо беженцам и вынужденным переселенцам, в какой помощи они нуждаются, от каких социальных рисков в первую очередь следует их защищать, необходимо проанализировать в каких формах существует социальная защита населения и, на основе сделанного анализа, вывести формы социально-правовой защиты беженцев вынужденных переселенцев.
1.2 Становление и развитие социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России
Развитие социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России проходило вместе с развитием общей системы социально-правовой защиты населения в соответствии с историческими вехами развития и становления государства. Первые сведения о «зачатках» социальной защиты населения можно почерпнуть из источников конца первого тысячелетия нашей эры.
Впервые в Церковном Уставе святого князя Владимира от 996 года законодательно определяется источник доходов церкви. Устанавливается десятина с княжеских доходов на содержание церкви и в то же время выделяются категории людей, попадающих под церковную опеку. Прописываются риски, при которых будет оказана помощь – пожар, потоп и др.
Последующие изменения в регулировании Правительством вопросов переселения расширили и уточнили систему государственных льгот. Главной задачей переселенческой политики тех лет было «заселение окраин», поэтому для оказания помощи переселенцам были организованы склады продукции, велись работы по расширению дорожной сети, по исследованию новых территорий.
Проблема беженцев впервые возникла в начале ХХ века. После Первой мировой войны и Революций в России происходит массовое передвижение людей, которые вынуждены покидать места своего проживания, переселяться в другие государства, просить убежища в других странах, так как подвергались преследованиям по политическим, национальным, религиозным мотивам, Эти люди, особенно из числа военнопленных, боялись или не желали возвращаться в места своего постоянного проживания.
Вместе с тем Первая мировая война и последовавшие революционные потрясения полностью разрушили то немногое, что было сделано в области социальной защиты, как вынужденных переселенцев, так и населения страны в целом. Нестабильность государственной власти, падение экономики и, как следствие, практически полностью отсутствие социальной политики. Ситуация усугублялась тем, что именно в этот период происходило массовое перемещение людей по территории страны и за ее пределы. Вместе с тем с началом боевых действий была налажена система пособий семьям, единственный кормилец которых был призван в армию. Помощь оказывалась многодетным семьям и вдовам погибших на фронте.
Общество занималось устройством дешевых и бесплатных столовых, организацией временного жилья, поставкой одежды, обуви, белья; определением на работу, организацией приютов и яслей для малолетних, школ для подростков, врачебных пунктов, содействовало возвращению на родину. Управлял обществом Совет из 12 лиц, избранных на три года. Средства черпались из членских взносов, пожертвований, сборов с благотворительных вечеров, концертов и выставок. Общество имело отделы почти во всех губерниях и в большинстве уездов России. В них входили представители земства, городского самоуправления, местной полиции. В 1915-1917 годах Общество выпускало «Вестник Всероссийского общества попечения о беженцах» (вышло 52 номера). Общество и его отделы были ликвидированы на основании декрета Совета Народных Комиссаров от 27 июля 1918 г. «Об уравнении беженцев, остающихся в российском гражданстве, в отношении подведомственности с остальными гражданами Российской республики»86. В первые годы Советской власти о публичной, а тем более частной, благотворительности говорить не приходится, а об общественном призрении речь можно вести только с большой долей условности.
С 1918 г. началась помощь «жертвам контрреволюции», когда при губернских и уездных отделах НКСО были созданы специальные отделы. К этой категории населения принадлежали пострадавшие советские служащие, политические амнистированные, политические эмигранты, политические беженцы, а также семьи указанного круга лиц. Согласно постановлению правительства их обеспечивали работой, одеждой, жильем, медицинской и денежной помощью, оформляли им пенсии, направляли детей в приюты и т.д.
В 20 гг. ХХ века понятие такой категории населения как «вынужденные переселенцы», в современном его понимании, практически еще отсутствовало, т.к. любое перемещение граждан по территории страны строго регламентировалось и контролировалось, и могло быть осуществлено только с разрешения и под руководством соответствующих государственных органов.
В научном обороте понятия «социальная защита» практически не существовало, а проблемы социальной политики освещались эпизодически. Регулирование внутренних миграционных процессов опиралось на жесткую систему плана и административных решений. Это позволяло не столько регулировать миграционные потоки, сколько управлять ими и даже стимулировать переселенческие процессы в целях освоения и заселения малообжитых районов страны.
Задачи по социально-правовой защите беженцев требовали своего решения на международном уровне, так как проблема защиты беженцев выходит за пределы компетенции одного государства. Явление стало массовым и поэтому международное сообщество уже не могло не обращать на него внимание, поскольку это влияло на социальную обстановку во многих государствах, в которые хлынул поток беженцев. В течение достаточно короткого времени был разработан ряд международных соглашений, направленных на решение социально-правовых проблем беженцев.
Конвенция 1933 года касалась международного статуса беженцев и явилась моделью будущих международных документов. В ней объединялись предыдущие соглашения и были включены всеобъемлющие положения по таким вопросам как личный статус беженца, его занятость и социальные права. Ограничивалась практика высылки беженцев. Данную Конвенцию ратифицировали только восемь государств, три из которых в оговорках подчеркивали, что сохраняют свою юрисдикцию по вопросу высылки. Следующая Конвенция от 10 февраля 1938 года «О статусе беженцев из Германии», разработанная на основе предыдущей Конвенции от 1933 года, содержала основные правила обращения с беженцами, и основные права беженцев в стране убежища, такие как: право на правосубъектность, право на социальную помощь и попечение, право на образование и профессиональную подготовку.
Вышеуказанные конвенции стали фундаментом для принятия ныне действующих международных актов, закрепляющих права беженцев. В частности, в этих документах сформулированы положения, которые были закреплены в последующих соглашениях о защите беженцев.
Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны связана с проблемами помощи семьям фронтовиков, больным и раненым, с трудоустройством инвалидов, с вопросами попечения детей-сирот и другими проблемами военного времени. С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны».
«Послевоенное восстановление народного хозяйства обусловило усиление организационных форм переселения. Административные мероприятия регулирования миграционных процессов сопровождались мерами стимулирования. Они осуществлялись посредством системы льгот материального и нематериального характера. Значительные льготы предоставлялись переселяющимся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года. Постановлением Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года «О жилищно-строительной кооперации» устанавливались жилищные льготы переселенцам. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2 была утверждена инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах крайнего севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, в соответствии с действующими нормативными актами».
В основном, льготы для переселенцев в районы Крайнего Севера представляли собой установление льготного трудового стажа, северного коэффициента к зарплате, предоставление дополнительных отпусков, возможность бронирования жилья по прежнему месту жительства и т. д. Это должно было решить проблему привлечения, а главное удержания переселенцев в районах крайне не благоприятных для проживания. Длительное время льготы получали только направленные или командированные в данные местности. На уроженцев и лиц, прибывших из других областей по собственному желанию, льготы не распространялись. Законодательно установленная система льгот с одной стороны решала проблему социально-правовой защиты переселенцев, а с другой стороны, вследствие проведения такой политики по социально-правовой защите, решалась проблема освоения и заселения мало обжитых регионов, которая в тот исторический период, была приоритетной. Вместе с тем отсутствие целостного взгляда на российское общество как на систему приводило к тому, что в советской историографии и социологии исследовались лишь отдельные структурные звенья (в основном рабочий класс), в то время как другим не уделялось почти никакого внимания.