Файл: Содержание введение Глава Социальноправовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в рф, как проблема науки права социального обеспечения.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 741
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Так как в законе не дается четкого определения, что такое предприятие социального обслуживания, в своем комментарии к указанному закону Кошелев Н. С. раскрывает понятие «предприятие». Так, предприятием как объектом прав признается: имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.
В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности. Если целью деятельности предприятия является оказание социальных услуг населению, то это предприятие является предприятием социального обслуживания; они могут быть различных форм собственности.
Как следует из ст. 17 выше указанного Федерального закона существует достаточно много специализированных учреждений, которые занимаются адресно-направленной социальной защитой различных категорий населения детей, инвалидов, несовершеннолетних граждан. Очевидно, что все эти категории граждан, бесспорно, нуждаются в социальной защите, однако специализированных центров помощи и защиты вынужденных мигрантов, как особо нуждающейся категории лиц, не существует. Подобная ситуация существенно усложняет задачу полномочных органов по организации скорейшей адаптации мигрантов на новом месте и осуществлению адресной защиты.
Из положений этого закона следует, что вынужденные мигранты не попадают под категорию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этой связи видится необходимость дальнейшей проработки и принятие поправок к данному закону.
2.2. Полномочия общественных организаций осуществляющих социально-правовую защиту беженцев и вынужденных переселенцев
Андриченко Л. В. и Белоусова Е. В. в комментарии к закону «О вынужденных переселенцах» отмечают: «Масштабы современной миграции на территории Российской Федерации, не малую часть которой составляют беженцы и вынужденные переселенцы, указывают на необходимость более тесного сотрудничества государственных структур с неправительственными общественными организациями».
В связи с динамичным развитием на территории Российской Федерации института частной собственности, внедрением механизма эффективного привлечения средств частных фондов путем введения системы льгот в налогообложении, кредитовании, открываются новые возможности общественных организаций в содействии решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Основной задачей государственных органов в работе с общественными организациями является привлечение частного капитала для оказания социально-правовой защиты беженцам и вынужденным переселенцам, как наименее защищенной категории мигрантов, а также помощь подобным организациям в реализации адаптационных программ. Привлечение частного капитала может стать тем «краеугольным камнем», который позволит решить финансовую сторону вопроса по обеспечению защиты вынужденных мигрантов.
Деятельность по социально-правовой защите вынужденных переселенцев осуществляют и различные общественные объединения - общественные организации, учреждения и фонды. В соответствии со ст. 13 Закона «О вынужденных переселенцах», общественные объединения, оказывающие помощь вынужденным переселенцам, с согласия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут привлекаться к разработке предложений по основным направлениям государственной политики в области вынужденной миграции, а также к разработке проектов компактного обустройства и занятости вынужденных переселенцев. При этом Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, занимающихся проблемами вынужденных переселенцев, оказывают им поддержку в деятельности по обустройству и в решении проблем занятости вынужденных переселенцев.
В настоящее время для оказания содействия беженцам и вынужденным переселенцам в решении их социально-правовых проблем, обустройстве и во многом другом действуют различного рода такие известные общественные объединения: Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», Международная неправительственная организация «Российский клуб», а также фонд «Содружество», одной из уставных целей которых является адаптация вынужденных мигрантов. Общественные объединения могут быть различными, и функции их различны. Вместе с тем, все они преследуют одни и те же цели: обеспечение защиты вынужденных мигрантов, оказание им материальной и правовой помощи, решение проблем по скорейшей адаптации в регионе проживания. Но эти общественные организации, учреждения и фонды могут осуществлять свою деятельность только в отношении вынужденных переселенцев, являющихся гражданами России.
Средства фондов направляются на финансирование мероприятий по обеспечению социальной, культурной адаптации и обустройства лиц, признанных беженцами, на территории Российской Федерации и формируются за счет:
• средств участников фонда;
• пожертвований, добровольных взносов физических и юридических лиц;
• источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
• средств, получаемых от иностранных государств, международных и межправительственных организаций.
Фонды осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Федеральной миграционной службой либо с ее территориальными органами в соответствии со своими уставами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации
Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» действие ст. 16 Закона «О беженцах» утратило силу. Сегодня деятельность всех общественных объединений в Российской Федерации, имеющих различные задачи и цели, регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 № 82- ФЗ «Об общественных объединениях»243 и ст. 118 ГК РФ, в которых определены только общие понятия и общие задачи общественных фондов и организаций. Очевидно, что необходимо не только данную статью снова восстановить в действующей редакции Федерального закона «О беженцах», но и в Законе РФ «О вынужденных переселенцах» также подробным образом прописать все мероприятия по социальной защите вынужденных переселенцев осуществляемые общественными фондами и неправительственными организациями.
Важность и нужность общественных объединений отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в своем докладе. Уполномоченный считает: «При всех трудностях в реализации положений Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах», задача выполнения Россией ее международных обязательств требует от органов государственной власти большего внимания. Следует также отметить, что подобные Центру «Очер» (центр временного размещения мигрантов)244 учреждения за рубежом являются предметом внимания не только государственных структур принимающей страны, но также и ее общественных благотворительных организаций. Кроме того, крайне важно более активно использовать возможности в работе с беженцами и аккредитованных в России представительств международных организаций, таких как Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международная организация по миграции и др.».
Есть положительные примеры, когда не только государство, но и субъекты Российской Федерации оказывают поддержку общественным организациям и объединениям, занимающимся проблемами социальной защиты вынужденных мигрантов. Так, например, в постановлении главы администрации Краснодарского края от 31 марта 1995 г. № 186 «О государственной поддержке Краснодарской краевой ассоциации помощи вынужденным переселенцам «Соотечественники» предусматривается приоритетное выделение земельных участков для осуществления программ ассоциации, освобождение ее, на основании решения Законодательного Собрания края, от уплаты налога на прибыль, имущество, НДС в пределах сумм налогов, зачисленных в краевой бюджет. Кроме того, освобождаются от налогов финансовые средства, направленные предприятиями и организациями ассоциации в виде финансовой помощи на ее уставную деятельность.
Вместе с тем необходимо отметить, что финансирование общественных организаций напрямую из бюджета не осуществляется, оказываемая помощь по освобождению от уплаты налога явно недостаточна, слабо осуществляется привлечение частного капитала. В этой связи со стороны государства, субъектов Российской Федерации целесообразно осуществлять финансовую поддержку, за счет федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, общественных организаций, осуществляющих благотворительную, социальную защиту населения, в противном случае многие из них, особенно в период финансового кризиса прекратят свое существование.
В ходе исследования деятельности государственных органов власти и общественных объединений по социально-правовой защите беженцев и вынужденных переселенцев автор пришел к выводу, что в Российской Федерации и ее субъектах есть перспективы и мощный потенциал в области обеспечения и защиты прав вынужденных мигрантов, который в настоящий момент в полном объеме еще не используется.
В Федеральной программе должны быть определены меры необходимые для защиты всех категорий вынужденных мигрантов; учтены вопросы предоставления необходимой правовой защиты беженцам и вынужденным переселенцам с учетом реальных возможностей регионов; определен основной государственный орган, уполномоченный осуществлять мероприятия по защите мигрантов и координирующий в этих целях деятельность других государственных органов и общественных объединений. Программа позволит осуществлять дифференцированный подход к предоставлению социально-правовой защиты вынужденных мигрантов.
2.3. Особенности правового регулирования общественных отношений по осуществлению социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев
В. В. Лазарев трактует понятие «пробел в праве» как полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, а также иными проявлениями классовой воли, направленных на регулирование жизненных фактов в сфере правового воздействия.
Пробел в праве - это отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования. Иными словами, это отсутствие нормы права для урегулирования какого-либо вида общественных отношений.
Поскольку ситуация, в которой оказалась Российская Федерация в конце 80-х – начале 90-х годов была для нее совершенно новой, то и законодательство по защите вынужденных мигрантов пришлось разрабатывать практически «с нуля». Спонтанный, во многом неуправляемый характер вынужденной миграции, с одной стороны может оказать негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах, а с другой стороны - не позволит управомоченным субъектам оказать должную социально-правовую защиту вынужденным мигрантам.
Российское законодательство о социально-правовой защите беженцев в настоящий момент не успевает за проходящими миграционными процессами на территории Российской Федерации. Так, по данным Федеральной миграционной службы России, в период с 2007г. по 2012 г. рассмотрены заявления о предоставлении убежища 12567 иностранных граждан и лиц без гражданства - выходцев из 86 государств и только 961 человек из них был признан беженцем. Основную категорию зарегистрированных на территории Российской Федерации беженцев составляют выходцы из Афганистана 628 человек, 199 человек выходцы из Грузии, эти две категории граждан составляют почти 86 % от общего количества состоящих на учете беженцев в Российской Федерации250. Процент предоставления убежища (относительно поданных заявлений на предоставление убежища) в последние годы составляет 7-10%).
Большая проблема для регионов Российской Федерации - иностранные граждане ищущие убежища, беженцы, неравномерно распределенные на территории Российской Федерации. Статья 14 Федерального закона «О беженцах» устанавливает, что распределение лиц (за исключением случая экстренного массового прибытия на территорию РФ), признанных беженцами либо получивших временное убежище, осуществляется в соответствии с ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квотой распределения данных лиц для каждого субъекта РФ. Однако на сегодняшний день наибольшее количество беженцев состоит на учете только в отдельных субъектах Федерации, что создает неодинаковую нагрузку на субъекты, большую этническую скученность и невозможность оказания качественной защиты и решения возникающих проблем мигрантов.