Файл: Содержание введение Глава Социальноправовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в рф, как проблема науки права социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 723

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако, меньше чем за сто лет понятие «беженец» трансформируется от обыденного понимания - по признаку причастности данного лица к определенной социальной группе лиц (национальности или классовой принадлежности) – до строгого правового закрепления статуса беженца и юридически определяемой процедуре предоставления такого статуса.

Вынужденная миграция как одно из явлений, характеризующих современные мировые миграционные потоки, приобрела глобальный характер. На Россию приходится значительная часть вынужденных мигрантов, лиц, - беженцев получивших временное или политическое убежище, вынужденных переселенцев. Эта категория людей пополняет самые обездоленные и уязвимые слои населения.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века на территории России появилось большое количество граждан, подвергавшихся в местах обычного проживания преследованиям по национальному или религиозному признакам. С началом процесса распада СССР происходит массовая миграция из бывших союзных республик на территорию Российской Федерации. В основном их число составляли граждане, подвергшиеся гонениям на почве межнациональной розни в местах их постоянного проживания. Вследствие чего они были вынуждены покидать свои дома. Этот процесс носил практически неконтролируемый характер, т. к. после окончательного распада СССР и образования новых суверенных государств из бывших союзных республик, на территорию РФ хлынул поток мигрантов. Системы эффективного регулирования, которая соответствовала бы сложности и многогранности данных процессов, не существовало, поскольку это было абсолютно новое явление для государства. Усугубляло ситуацию то, что эти процессы носили массовый характер; для граждан бывших СССР был установлен безвизовый порядок въезда на территорию РФ (т.е. должный контроль осуществлять было невозможно). Экономическая и политическая ситуация в стране также не способствовала разрешению возникших проблем. Только за период 1992-1995 г.г. в Россию въехало более 5 млн. человек106. Такой значительный приток переселенцев сложился за счет русских, и других коренных народов Российской Федерации, а также миграции представителей титульных народов бывшего СССР, воспринимающих Россию в качестве «общего дома». Многие жители прибалтийских и среднеазиатских стран, так и не став гражданами этих государств, прибывали в Российскую Федерацию, в надежде получить убежище, помощь и защиту.


Вместе с тем отсутствие гражданства ставило русскоязычных граждан в равное положение с иностранцами, ищущими убежище на территории России. Получилась ситуация, в которой наши соотечественники, прибывшие из-за невыносимых условий жизни к себе на Родину (часть из них родилась на территории бывшей РСФСР) оказались не защищенными ни в правовом положении, ни в социальном плане.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»110 Министерством труда Российской Федерации в целях реализации возложенных на него полномочий были разработаны рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Указанные рекомендации были утверждены Постановлением Министерства труда российской Федерации от 06.02.1995 № 9 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на производстве, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите».

В соответствии с данным законом и разработанными рекомендациями беженцы и вынужденные переселенцы были отнесены к группе населения, особо нуждающейся в социальной защите. Для них производится квотирование рабочих мест в целях обеспечения дополнительных гарантий их защищенности, вместе с тем, несмотря на то, что данное постановление реально гарантировало вынужденным мигрантам трудоустройство на новом месте, в 2001 году Постановление, утверждающее рекомендации по квотированию рабочих мест признается утратившим силу в соответствии с Постановлением министерства труда и социального развития от 29 декабря 2000 года № 95 «О признании утратившим силу Постановления Министерства труда российской Федерации «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на производстве, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите от 06 февраля 1995 года № 9».

С начала 90-х годов и по настоящее время в Российской Федерации принято и действует большое количество нормативных правовых актов (в основном ведомственных), которые направлены на оказание содействия различным категориям вынужденных мигрантов. Несмотря на это, вне рамок направленного государственного регулирования остается большая часть вынужденных переселенцев, а именно: выезжающие из районов Крайнего севера на постоянное место жительства, экологические мигранты – выезжающие из районов экологических катастроф, уволенные в запас военнослужащие в результате сокращения вооруженных сил, ранее репрессированные народы, возвращающиеся в места исторического проживания.




    1. Беженцы и вынужденные переселенцы, как субъекты социально-правовой защиты

Как было указано выше, социально-правовая защита населения вовлечена в сферу правового регулирования. Общественные отношения по социально-правовой защите имеют признаки правоотношений. В связи с этим, участники социально-правовой защиты являются субъектами правоотношений по социально-правовой защите. Но прежде чем рассматривать субъектов конкретных правоотношений, необходимо раскрыть понятие субъекта права в общем.

Н. И. Матузов, А. В. Малько под субъектами права понимают «Люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит, в конечном счете, от воли государства»120. М. Н. Марченко считает, что субъект права это лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

По мнению А. А. Фомина под субъектом права целесообразно понимать абстрактное лицо (физическое или юридическое), предусмотренное правовыми нормами, которое наделено определенным объемом абстрактных юридических прав и обязанностей.

Таким образом, в общей теории права субъект права рассматривается чаще только с точки зрения обладания общей правосубъектностью, признания за конкретным лицом возможности иметь права и нести обязанности.

Еще одним аспектом понимания субъекта права является понимание его в качестве совокупности правовых связей, правоотношений. По совокупности правовых отношений, в которых представлено лицо, по тому, как они осуществляются, можно судить о нем как о субъекте права. Субъект права можно рассматривать и как правовое сознание. Каждый субъект права – это совокупность правовых идей, представлений о том, каким должно быть право, его нормы. Субъект права – это форма правовой жизнедеятельности, правового существования человека. В субъекте права заключена воля, правовое сознание человека, его действия, поступки, связи, отношения и т. д.

С. И. Архипов также рассматривает субъекта права не как абстрактное лицо, наделенное в соответствии с законом определенными правами и обязанностями, но как лицо, способное принимать волевое решение, вступать в правоотношения и, будучи субъектом права, влиять на само право. Именно при таком детальном рассмотрении особенностей такого «феномена» как субъект права можно выявить его отличия от субъекта правоотношений. Хотя в научной литературе эти понятия часто применяют как синонимы, их все же необходимо отграничивать.


Н. И. Матузов, А. В. Малько по поводу правосубъектности человека пишут, что, во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; вовторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; втретьих, правоотношения - не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду. Исходя из этого, можно утверждать, что субъект права понятие более полное по содержанию, более общее, объединяющее большее количество лиц, чем субъект правоотношений. Все субъекты правоотношений являются субъектами права, но не все субъекты права могут быть участниками тех или иных общественных отношений, урегулированных нормами права. И для того чтобы стать субъектом каких-либо правоотношений, лицо уже должно быть субъектом права.

По современным теоретическим воззрениям субъект права и различных правоотношений может быть индивидуальным (физическое лицо) и коллективным (организационно оформленное коллективное образование). В свою очередь эти две категории субъектов так е делятся на виды. А. Б. Венгеров дает трактовку понятия «физическое лицо»: «к физическим лицам относятся граждане (в некоторых монархиях – подданные), лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям, прежде всего, относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных правоотношениях)». К данному утверждению стоит добавить, что к физическим лицам, как субъектам права и правоотношений, относятся и бипатриды (лица с двойным гражданством).

Помимо видов субъектов права и правоотношений в научной литературе выделяют и три формы существования субъекта права: общая, отраслевая и специальная.

А. А. Фомин так раскрывает формы субъектов права.

Общая форма субъектов права характеризуется наличием у них общих основных прав и обязанностей, закрепленных в Конституции РФ. В состоянии отраслевой формы общие субъективные права и обязанности лица (индивидуального или коллективного) конкретизируются, уточняются и развиваются в соответствии с особенностями предмета и метода правового регулирования данной сферы общественных отношений. Объем правосубъектности здесь различен у конкретных субъектов права, в зависимости от отрасли права (гражданское, трудовое, семейное, административное и т.д.). Специальная форма существования субъекта права возникает после того, как субъект минует общую и отраслевую формы и обретет способность иметь и возможность пользоваться конкретными правами и обязанностями в рамках определенного института отрасли права или международного института права. Иными словами речь идет о специальных правовых статусах субъектов: депутатов, учащихся, военнослужащих и др.


Общая форма субъектов права среди физических лиц характеризуется тем, что включает в себя любого члена общества как индивида, обладающего основными правами. Таким образом, общая форма субъектов права включает в себя все население государства и любое лицо, находящееся на его территории, на законных основаниях. Данное положение закреплено в Конституции РФ, в Главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». В частности ч. 1 ст. 17 Конституции устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и права в целом. В Конституции же установлены и некоторые ограничения в правах (избирательное право), которые поставлены в зависимость от гражданства.

Отраслевая и специальная формы присущи не каждому. Так отраслевая форма субъекта «появляется» тогда, когда лицо, общий субъект права, вступает в правоотношения, регулируемые нормами определенной отрасли права, например, нормами права по социальному обеспечению. В этом случае, права и обязанности общего субъекта права конкретизируются в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых норм права социального обеспечения.

Специальная форма субъекта отличается тем, что лицо, обладающее основными правами и свободами и вступающее в правоотношения, регулируемые нормами права социального обеспечения, обладает определенным социально-правовым статусом, который и определяет права и обязанности в данных конкретных правоотношениях. Например, беженцы, вынужденные переселенцы, как и граждане, являются общими субъектами права согласно Конституции РФ. Этим категориям одинаково гарантировано право на предоставление социального обеспечения и социальной защиты. Но их «принадлежность» к отраслевой форме субъектов возникнет тогда, когда они вступят в правоотношения, воспользуются своим правом и обратятся за предоставлением социального обеспечения и социальной защиты в компетентные органы и организации. И уже в конкретных правоотношениях их права и обязанности будут различаться в зависимости от социально-правового статуса, и определять их будут как специальных субъектов права. Права и обязанности в области социального обеспечения конкретизированы в законодательстве: Федеральный закон от 10 декабря 1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 19 февраля 1993 № 4528-1 «О беженцах», Закон РФ от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», и др.