Файл: Содержание введение Глава Социальноправовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в рф, как проблема науки права социального обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 726

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статьей 14 Федерального закона «О беженцах» предусмотрено, что квоты расселения по регионам лиц, получивших статус беженца, устанавливаются Правительством РФ. Однако до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не принят. Это может приводить к обострению социально-экономической и демографической ситуации в наиболее благоприятных с точки зрения экономических, природных и климатических условий регионах, вызывать напряженность на рынке занятости населения, в сфере обеспечения жилыми помещениями, приводить к межэтническим конфликтам и межнациональной напряженности. Во избежание этого необходима детальная разработка на федеральном уровне механизма распределения беженцев по регионам Российской Федерации.

Немаловажным фактором в регулировании расселения беженцев на территории РФ могут являться и экономические гарантии. Т. Я. Хабриева предлагает следующий путь преодоления данной проблемы: «Нужно всячески путем дифференциаций выплат поощрять мигранта к поселению в малонаселенные районы страны. Гранты мигрантам должны быть достаточными для первоначального обустройства и проживания в течение двух-трех месяцев до начала их общественной или частной трудовой деятельности. Значительная часть норм должна быть посвящена вопросам льготного и крупномасштабного наделения мигрантов земельными участками для строений и ведения хозяйства, обеспечения их строительными материалами и сельскохозяйственной техникой (в том числе по льготным ценам)».

Также видится актуальным, что при детальной разработке и взвешенном подходе эти меры могли бы решить не только задачу расселения мигрантов на территории Российской Федерации, но и малонаселенные районы страны могли бы получить дополнительные трудовые ресурсы, что в конечном итоге благоприятно повлияет на социально-экономический рост в таких регионах.

В настоящее время еще формируется новая сфера правового регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации, большое внимание со стороны правительства Российской Федерации уделяется защите прав человека. Вместе с тем количество и качество принятых на сегодняшний день в России нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев, не позволяет адаптировать имеющиеся структуру и качественный состав действующего законодательства к стратегическим государственным потребностям.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, на очередной сессии посвященной вынужденной миграции, выразило свою обеспокоенность тем обстоятельством, что в соответствии с нынешним Федеральным законом «О беженцах» и в ходе его практического применения, ищущие убежища лица, особенно в больших городских центрах, испытывают трудности в доступе к процедуре определения статуса беженца. Действующее федеральное законодательство, посвященное правам беженцев и процедуре предоставления соответствующего статуса, имеет значительное количество отсылочных норм, вызывающих противоречия между нормативными актами различных уровней.


В то же время, нормативно правовые акты, регулирующие социальную защиту беженцев, не распространяют свое действие на иностранных граждан, не имеющих статуса беженца. Следовательно, они не могут воспользоваться правами, предоставленными им как международными, так и федеральными нормативными актами. Все это время беженцы могут жить только на государственную субсидию для лиц, ищущих убежище и рассчитывать на гуманитарную помощь благотворительных организаций.

Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальноправовой защиты: у местных властей не хватает финансовых средств для решения вопросов социальной защиты и решения комплекса проблем, возникающих у лиц, прибывших на новое место жительства. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. ФМС России в настоящее время разрабатывается проект новой редакции Федерального закона «О беженцах», принятие которого позволит почти в два раза сократить сроки и трудоемкость рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца.

Получение статуса беженца, а, следовательно, и возможность получения гарантий социальной защиты, осложняется и существующим расхождением в понимании и правоприменении положений подп. 5 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О беженцах». Данная норма устанавливает, что, если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем, это является основанием для отказа лицу в рассмотрении его ходатайства о предоставлении статуса беженца по существу. Миграционные службы при применении данного положения не принимают во внимание реальную ситуацию в отношении защиты лица, ищущего убежище в третьей стране. Отсутствие положений о возможности такой ситуации (наличие реальной опасности для лица в третьей стране) в действующем законодательстве приводит к частым отказам в предоставлении статуса беженца и, как следствие к отказу государства в приеме и дальнейшая депортация. И соответственно - к большому количеству обжалований этих отказов в суд.

Суды нередко ставят под сомнение выводы территориальных органов Федеральной миграционной службы России об отказе в предоставлении статуса беженца, обоснованные лишь утверждением о том, что обратившееся за получением статуса лицо не подпадает под определение беженца, если такие выводы не подтверждены материалами миграционного дела либо доказательствами, представленными в суд. В этой связи представляется необходимым на законодательном уровне четко сформулировать критерии отказа в рассмотрении ходатайства по существу и возложить на Миграционные органы обязанность доказывания, что лицо могло получить убежище в третьей стране.



Самым большим нарушением прав беженцев за последние годы стало практикуемое некоторыми миграционными службами переопределение статуса беженца. Это в первую очередь коснулось беженцев из Азербайджана, которые, по мнению органов миграции не прошли процедуры определения статуса. Попытка ФМС получить одобрение Минюстом своего решения о признании беженцами тех, кто получил удостоверение до принятия Федерального закона «О беженцах», не нашла понимания. Общий приказ не был издан, и теперь каждая территориальная служба принимает решение по своему усмотрению. Появились примеры лишения беженцев из Азербайджана статуса без каких-либо объяснений256. При этом, люди в одночасье лишаются не только статуса беженца, но и связанных с ним социальных гарантий: права на жилое помещение, права на получение пособий и других мер социальной помощи и поддержки. В этой связи необходимо на федеральном уровне регламентировать процедуру переопределения статуса беженца для лиц, получивших его до вступления в силу Федерального закона «О беженцах», предусмотрев упрощенный порядок предоставления статуса беженца. Е.С. Шуршалова отмечает следующее: «Судебная практика последних лет свидетельствует, что причиной обращения вынужденных мигрантов в суд за защитой выступают как традиционные обстоятельства – отказ уполномоченных органов в предоставлении, продлении соответствующего статуса, так и новые, связанные с условиями экономического кризиса и недостатками финансирования некоторых программ и мероприятий, выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству беженцев и вынужденных переселенцев».

Принятое Правительством Российской Федерации Постановление от 24 марта 2003 № 167 «О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации»258 регулирует деятельность уполномоченных государственных органов лишь в области социальной защиты и помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию на определенное время, с конкретными целями, в том числе трудовым мигрантам. Подобного нормативного акта в отношении лиц, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, как и получивших статус, до настоящего времени не существует.

Предоставление беженцам жилых помещений в Российской Федерации регламентировано Постановлением Правительства от 09 апреля 2001 № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании»271. Фонд жилья формируется с учетом Генеральной схемы расселения на территории Российской
Федерации и другой градостроительной документации, утверждаемой в установленном порядке, а также необходимости регулирования миграционных потоков посредством определения квоты распределения по регионам лиц, признанных беженцами. Фонд этот крайне ограничен, и рассчитывать на жилплощадь могут только представители социально незащищенных лиц из числа беженцев. К категории социально незащищенных относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды I группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до восемнадцатилетнего возраста272. Кроме того, в соответствии с п. 33 Положения о фонде жилья, утвержденного Постановлением Правительства от 09 апреля 2001 № 275, оплата жилых помещений и коммунальных услуг производится лицом, признанным беженцем, по ставкам и тарифам, установленным органом местного самоуправления для жилых помещений социального использования по месту расположения жилого помещения. Это Постановление не предусматривает никаких льгот или отсрочек для оплаты жилых помещений. Беженцы, испытывающие трудности в трудоустройстве, зачастую не имеют возможности оплачивать коммунальные услуги и право пользования жилыми помещениями.

Видится необходимым регламентировать формирование фонда жилья для лиц, признанных беженцами, в соответствии с квотами расселения по субъектам РФ, которые должны устанавливаться на федеральном уровне, исходя из реальной обстановки в сфере обеспеченности населения жилыми помещениями в регионах. При этом необходимо предусмотреть льготы, либо систему отсрочки, рассрочки по оплате при установлении ставок и тарифов за оплату жилых помещений для беженцев.

В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»273 установлено, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 5 Закона закрепляет, что государственная политика в области занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, к которым приравнены и беженцы. Однако сегодня, не существует нормативного правового акта, содержащего конкретные меры, направленные на содействие беженцам и лицам, ходатайствующим о предоставлении статуса в трудоустройстве. Это приводит к тому, что данная категория населения, не являясь гражданами, не обладая достаточной информацией о правах, остается один на один с проблемой поиска работы и получения постоянного дохода. Выход из этой ситуации видится в организации комплекса мероприятий по оказании помощи в трудоустройстве. Предоставление информации о правах и гарантиях в области занятости каждому беженцу, прибывающему в конкретный регион. Развитие центров профессиональной подготовки и переподготовки именно беженцев, которые в своей работе будут учитывать как миграционную обстановку, так и потребности в трудовых ресурсах в регионе. Закрепление в соответствующих нормативных актах определенных льгот для работодателей, предоставляющих рабочие места вынужденным мигрантам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эффективности механизма юридической защиты социальных прав человека универсальна. Она затрагивает многогранные аспекты: материальные, процессуальные, международные нормы и принципы, а также нормативно-правовые акты.

В области социально-правовой защиты беженцев особо стоит выделить международные соглашения и договоры. На защиту социальных благ человека направлена деятельность разнообразных социальных институтов гражданского общества, включая государство и его институты; международные правительственные и неправительственные, а также внутригосударственные неправительственные правозащитные организации.

В результате исследования пришел к выводу, что не только государственные органы власти, но и общественные объединения должны оказывать посильную помощь в вопросах социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев. По мнению автора, большую роль в вопросах скорейшей социальной адаптации на новом месте для вынужденных мигрантов могут играть и национальные формирования на территории Российской Федерации.

В ходе исследования автор обнаружил серьезные пробелы в Российском законодательстве, касающиеся социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев, слабое нормативно-правовое обеспечение вопроса защиты прав вынужденных мигрантов. В связи с этим были предложены меры по совершенствованию правового регулирования социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев:

  1. Исследовав основные термины и понятия, применяемые в науке

«Право социального обеспечения» а также исходя из того, что понятие «социальная защита» шире понятия «социальное обеспечение», предлагается ввести в научный оборот понятие «Право социальной защиты», которое в рамках одноименной комплексной отрасли права - должно будет включать в себя нормы нескольких отраслей права: права социального обеспечения, трудового права, гражданского права, жилищного права и других. Одновременно отмечается, что поскольку понятие «социальная защита» шире понятия «социальное обеспечение», то в рамках научной дисциплины «Право социального обеспечения» рассмотрение только одной части социальной защиты – социального обеспечения, некорректно. Видится возможным учебную и научную дисциплину «Право социального обеспечения» переименовать в «Право социальной защиты человека и гражданина». После чего рассмотрение всего комплекса мер социальной защиты человека осуществлять в рамках учебной дисциплины «Право социальной защиты человека и гражданина».