Файл: Содержание введение Глава Социальноправовая защита беженцев и вынужденных переселенцев в рф, как проблема науки права социального обеспечения.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 727
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субъект права социального обеспечения – это лицо (индивидуальное или коллективное), которое в соответствии с нормами права (внутригосударственными или международными) способно иметь права и обязанности и своими действиями приобретать права и нести обязанности по социальному обеспечению131. Понятие «субъект права социального обеспечения» шире понятия «субъект правоотношений по социальному обеспечению (социальной защите)», так как лицо, будучи субъектом права, может вступать в определенные правоотношения, а может и не вступать.
К. Н. Гусов также развивает эту мысль: «Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении».
Право на социальное обеспечение гарантировано каждому в соответствии с Конституцией РФ. Но субъектом конкретных правоотношений по социальному обеспечению становится не каждый, а лицо, обладающее определенным социально-правовым статусом и при наступлении определенного юридического факта. Так, субъектом правоотношений по социальному обеспечению беженцев или вынужденных переселенцев может быть лицо, являющееся беженцем или вынужденным переселенцем и признанное таковым в установленном законом порядке.
Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов дают определение понятию «Социально-обеспечительные правоотношения» «Социально-обеспечительные правоотношения - это урегулированные нормами права социального обеспечения и находящиеся под охраной государства социально-обеспечительные общественные отношения физических лиц (семей) с государственными органами социального обеспечения (социальной защиты), иными органами и организациями по минимизации отрицательных последствий утраты человеком здоровья или заработка (дохода) и повышению социально-экономического статуса отдельных категорий граждан путем социального страхования, поддержки, помощи и обслуживания, а также государственного пенсионного обеспечения».
Рассмотрев определения социального обеспечения, социально-правовой защиты, а также субъекта права социального обеспечения и защиты, методом научного синтеза можно вывести следующую дефиницию понятия субъект социально-правовой защиты. Субъект социально-правовой защиты – это лицо (индивидуальное или коллективное), обладающее специальной правосубъектностью и наделенное конкретными правами и обязанностями в области социальной защиты, в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с этим, беженцы и вынужденные переселенцы, как субъекты социально-правовой защиты – это лица, обладающие специальной правосубъектностью, в зависимости от определенного государством правового статуса, и наделенные конкретными правами и обязанностями в области социальной защиты, закрепленными в законодательстве Российской Федерации.
Субъектами социально-правовой защиты, также как и социальной являются с одной стороны – физические лица, обладающие определенным социальным статусом, в соответствии с которым, согласно законодательству по социальной поддержке и защите отдельных категорий и населения Российской Федерации в целом, наделены конкретными правами и обязанностями. С другой стороны – это органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения, наделенные в силу закона и в соответствии со своей компетенцией правами и обязанностями по реализации законодательно установленных мер и процедур экономического, социального и правового характера, направленных на социальное обеспечение, правовую поддержку и помощь определенных категорий населения.
В зависимости от социально-правового статуса каждого конкретного лица, являющегося субъектом социально-правовой защиты, он может признаваться и специальным субъектом. Так, согласно Закону «О беженцах» и Закону «О вынужденных переселенцах», данные категории населения обладают определенными конкретными правами в области социально-правовой защиты. Но и среди таких субъектов существуют инвалиды, дети, пенсионеры и т.д. Следовательно, правоотношения по социально-правовой защите регулируются различными нормами права социального обеспечения, которые, при отсутствии единого кодифицированного акта, содержаться в различных законодательных актах.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
2.1. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев
Говоря о разграничении компетенции между органами государственной власти, необходимо отметить, что участие в решении вопросов социально-правовой защиты вынужденных мигрантов принимают органы государственной власти различных уровней. Так в ст. 71-73 Конституции РФ определены предметы ведения, т.е. круг тех вопросов, на которые распространяются полномочия Российской Федерации, совместные с субъектами Российской Федерации предметы ведения и предметы ведения субъектов Федерации (так называемая остаточная компетенция). Вопросы ведения Российской Федерации определены в ст. 71 Конституции РФ в частности п. «в» ст.71 определяет, что в ведении Российской Федерации находятся «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств…» Статья 72 Конституции РФ определяет, какие вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Так вопросы социальной и правовой защиты населения отражены в п.п. «б», «ж»: «б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств…», «ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение».
Согласно Федеральному закону от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», обеспечение социальных прав и гарантий лиц, признанных беженцами, в части, в которой на них распространяются права и гарантии граждан Российской Федерации, вынужденных переселенцев, является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в соответствии с их компетенцией по обеспечению социальных прав и гарантий граждан Российской Федерации.
Формирование всей социальной политики Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание РФ как законодательный орган власти, состоящее из Государственной Думы и Совета Федераций. Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Основная роль Федерального Собрания РФ в регулировании вопросов социально-правовой защиты в Российской Федерации заключается в принятии законов Государственной Думой и их одобрении Советом Федерации в области регламентации указанных правоотношений. Принимая законодательные акты, содержащие нормы права, которые регулируют отношения в области социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев, Федеральное Собрание определяет все формы социально-правовой защиты. Так, например, Федеральный закон от 19 февраля 1993 № 4528-1 «О беженцах» и Закон РФ от 19 февраля 1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»212 закрепляют правовое положение данных категорий населения, регламентируют их права в области социальной защиты, а также разграничивают компетенцию государственных органов различных уровней в области социально-правовой защиты.
Действие Федерального закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», согласно ст. 1, распространяется и на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев.
Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»215 устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или одиноко проживающим малоимущим гражданам. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). В законе определены источники оказания государственной социальной помощи и основания отказа в назначении и прекращения оказания государственной социальной помощи.
Положения двух последних законов применимы к вынужденным переселенцам как к гражданам РФ без оговорок, так как эта категория населения является гражданами РФ.
Президент Российской Федерации, посредством издаваемых Указов, также определяет компетенцию исполнительных органов государственной власти, в том числе и в сфере социальной защиты. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 № 746 «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» утверждено Положение, определяющее порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. Определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, порядок исполнения указов Президента РФ о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Вопросами реализации социально-правовой защиты вынужденных мигрантов, занимаются Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне непосредственное руководство и контроль за состоянием социально-правовой защиты осуществляет Правительство Российской Федерации. В соответствии со ст. 110 Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Статья 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» за высшим исполнительным органом государственной власти закрепляет следующие полномочия в сфере социальной защиты:
- обеспечивать проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствовать развитию социального обеспечения и благотворительности;
- принимать меры по реализации трудовых прав граждан;
- разрабатывать программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
- обеспечивать проведение единой государственной миграционной политики;
- принимать меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
- содействовать решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимать меры по реализации молодежной политики;
- взаимодействовать с общественными объединениями и религиозными организациями;
Во исполнение положений Закона «О вынужденных переселенцах» принято Постановление Правительства РФ от 08 ноября 2000 № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации». Постановление регламентирует порядок формирования и использования фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, финансирование строительства (приобретения) и распределение жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев, а также организацию компактных поселений вынужденных переселенцев и создание инженерной и социальной инфраструктуры в них. Устанавливаются соответствующие полномочия Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. В Постановлении перечисляются условия предоставления семьям вынужденных переселенцев жилья для временного поселения, а также закреплены права и обязанности лиц, проживающих в жилых помещениях для временного поселения.
В соответствии с теми задачами, которые возложены на Правительство РФ, в свою очередь Правительство может уполномочивать отдельные органы по осуществлению социально-правовой защиты вынужденных мигрантов. Путем принятия Постановлений Правительство РФ регламентирует деятельность государственных органов, а также способы реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев, закрепленных в федеральном законодательстве в области социально-правовой защиты. В обеспечении социально-правовой защиты мигрантов в Российской Федерации участвует целый ряд федеральных органов исполнительной власти. Для одних это только одна из задач, включенная в их функциональные обязанности, для других она прямо относится к их компетенции.