Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эффективность обработки для использования, что связано с оптимизацией управления. В социальной области был разработан вопрос о классификации информационных образований, ранее поставленный в книге Ф. П. Тарасенко "Введение в курс теории информации" (1963), но пока еще типы информации не подразделяются в пределах таких областей, как биологическая или социальная информация. При этом в общих классификациях, как отмечает А. Д. Урсул, обычно не учитываются различия систем информации по их функциям или по характеру их активности. Между тем в больших системах оказалось необходимым выделить функции и соответственно блоки информации, например "преобразующей" (Горский, Урсул, 1970). Запасы информации составляют главную массу информационных образований (узлов, скоплений, потоков) в тех частях "ноосферы", совокупность которых была названа в 1971 г. "инфосферой" (Ф. Е. Темников,
Г. И. Звягина). Так появилась семантическая теория информации, развитая Ю. А.
Шрейдером,
7
которая отличается от теории информации К. Шеннона по своим исходным положениям.
Если в теории Шеннона на первый план выдвигалась идея кода и канала передачи информации, а количество информации, характеризующее данное сообщество, определялось множеством всех возможных сообщений и их вероятностей независимо от их смыслового содержания, то в теории Шрейдера акцент делается на свойствах приемника, воспринимающего и накапливающего информацию, и на оценке ее семантического
(смыслового) значения, а вопрос о канале передачи информации уходит на второй план.
Основная идея семантической теории информации заключается в том, что семантическую информацию, воспринимаемую данной системой, можно оценивать по степени изменения содержащейся в системе собственной семантической информации за счет накопления внешней информации.
Чтобы вообще воспринять какую-либо информацию от внешних источников, система- приемник должна обладать неким минимальным "запасом знаний", который обозначается термином "тезаурус", или, иначе говоря, система должна содержать некую начальную, пороговую внутреннюю информацию. Если позволяет эта пороговая информация, система способна расширять свой тезаурус, извлекая извне все более обширную информацию, вплоть до максимально для нее доступной, когда ее внутренняя информация (тезаурус) обогащается до оптимального уровня. Дальнейшее восприятие информации становится для системы все более избыточным (все менее значимым) и, наконец, она уже "знает все, что ей доступно" - ее внутренняя информация (тезаурус) становится насыщенной. Описанную схему Шрейдер поясняет на примере восприятия информации человеком: если, например, источник внешней информации - учебник по теории вероятности, то школьник младших классов не извлечет из нее никакой информации (его начальный тезаурус для этого недостаточен), школьник старших классов уже извлечет некоторую информацию, а студент, изучающий этот курс, - максимальную.
Естественным этапом развития подобных исследований явилось возникновение новой научной дисциплины - информатики. С ее историей, основными понятиями и проблемами знакомит книга А. И. Михайлова, А. И. Черного и Р. С. Гиляревского "Основы информатики" (1968), но ее основным предметом остаются пока только системы научно- технической информации. О необходимости выделить понятие "научной информации" писал Д. Маккей еще в 1948 г., А. А. Харкевич в 1962 г. и Ф. Е. Темников в 1963 г. уже выступали с идеей общей "информологии", или "информатологии"; теперь к ней предполагается перейти в порядке расширения существующей науки - создавать общую науку об информации (Семенюк, 1971; Соколов, Манкевич, 1971). Следует при этом отметить, что "информатикой" на Западе называют не науку о "системах" информации, а именно общую науку об информации и связанных с ней процессах. Наиболее полный обзор
Г. И. Звягина). Так появилась семантическая теория информации, развитая Ю. А.
Шрейдером,
7
которая отличается от теории информации К. Шеннона по своим исходным положениям.
Если в теории Шеннона на первый план выдвигалась идея кода и канала передачи информации, а количество информации, характеризующее данное сообщество, определялось множеством всех возможных сообщений и их вероятностей независимо от их смыслового содержания, то в теории Шрейдера акцент делается на свойствах приемника, воспринимающего и накапливающего информацию, и на оценке ее семантического
(смыслового) значения, а вопрос о канале передачи информации уходит на второй план.
Основная идея семантической теории информации заключается в том, что семантическую информацию, воспринимаемую данной системой, можно оценивать по степени изменения содержащейся в системе собственной семантической информации за счет накопления внешней информации.
Чтобы вообще воспринять какую-либо информацию от внешних источников, система- приемник должна обладать неким минимальным "запасом знаний", который обозначается термином "тезаурус", или, иначе говоря, система должна содержать некую начальную, пороговую внутреннюю информацию. Если позволяет эта пороговая информация, система способна расширять свой тезаурус, извлекая извне все более обширную информацию, вплоть до максимально для нее доступной, когда ее внутренняя информация (тезаурус) обогащается до оптимального уровня. Дальнейшее восприятие информации становится для системы все более избыточным (все менее значимым) и, наконец, она уже "знает все, что ей доступно" - ее внутренняя информация (тезаурус) становится насыщенной. Описанную схему Шрейдер поясняет на примере восприятия информации человеком: если, например, источник внешней информации - учебник по теории вероятности, то школьник младших классов не извлечет из нее никакой информации (его начальный тезаурус для этого недостаточен), школьник старших классов уже извлечет некоторую информацию, а студент, изучающий этот курс, - максимальную.
Естественным этапом развития подобных исследований явилось возникновение новой научной дисциплины - информатики. С ее историей, основными понятиями и проблемами знакомит книга А. И. Михайлова, А. И. Черного и Р. С. Гиляревского "Основы информатики" (1968), но ее основным предметом остаются пока только системы научно- технической информации. О необходимости выделить понятие "научной информации" писал Д. Маккей еще в 1948 г., А. А. Харкевич в 1962 г. и Ф. Е. Темников в 1963 г. уже выступали с идеей общей "информологии", или "информатологии"; теперь к ней предполагается перейти в порядке расширения существующей науки - создавать общую науку об информации (Семенюк, 1971; Соколов, Манкевич, 1971). Следует при этом отметить, что "информатикой" на Западе называют не науку о "системах" информации, а именно общую науку об информации и связанных с ней процессах. Наиболее полный обзор
истории зарождения и развития теории информации дан В. И. Кремянским (Институт философии АН СССР) в его работе "Методологические проблемы системного подхода к информации" (1977). В. П. Леонов (1972) делает вывод о том, что качество информации представлено в совокупности признаков, которые "выражают структурную определенность информации" (рассматриваемой как система знания). Таким образом, по мнению В. И. Кремянского, проблема качества информации, как и поиски той ее меры, где могут соединяться количественные и качественные определения, по сути дела связана с вопросами о собственной ее структурности, а в силу коррелятивности понятий структуры и системы - также с понятием системности информации. По мнению А. С. Пресмана, именно такая качественная информация и выступает, с одной стороны, как характеристика организованности биосистем, а с другой - как средство их организации. Создание теории, которая отражала бы качественную сторону информации, - дело будущего, но некоторые шаги в этом направлении уже делаются (алгоритмический, семантический, топологический подходы к информации и др.). Этот же ученый на основе системно-кибернетического анализа известных признаков функционирования живых существ и, обобщая результаты научных исследований других ученых, выделяет следующие основные черты биологической организации и определяющей ее "содержательной" информации:
8 1. Организация - такое же неотъемлемое свойство материи, как вещество и энергия, пространство и время. Она обусловливает само существование любой материальной системы как целого - ее структуру и функции, ее развитие и согласованное взаимоотношение с окружающей средой. Информация, которая тоже является одним из основных атрибутов материи, выступает, с одной стороны, как характеристика организованности систем, а с другой - как средство их организации.
2. Организацию даже простейших физических систем нельзя полностью свести к сумме свойств их элементов и охарактеризовать только количественно. Чем сложнее системы, тем больше их организующая роль как целого в отношении своих элементов, тем очевиднее качественный характер их организации. В биологических системах целое играет уже главенствующую роль относительно составляющих их элементов, а организация этих систем обретает полностью качественный характер.
3. Информация, характеризующая организованность любой системы, не зависит от наличия каких-либо ее приемников - это как бы информация системы "в себе", сохраняющая определенность ее структуры и функций. Информация, выступающая как средство организации, передается и принимается: таким образом системы обмениваются сведениями о своей организации, соответственно изменяя ее в процессах развития, обеспечивая согласование своих функций друг с другом, дифференциацию функций и т.п.
4. В неживых системах информация не обособлена от внутренних и внешних вещественно- энергетических процессов, а заложена в них в неявном виде. В живых же системах вещественно-энергетические процессы подвержены воздействию обособленной от них информации, регулирующей эти процессы, осуществляющей их структурную и функциональную организацию. Информационные воздействия в живых системах значительно слабее, чем вызываемые ими вещественно-энергетические эффекты. В живой природе информация имеет ценность, т. е. целенаправленно используется приемником - биосистемой. Стало быть, цель заложена либо в самом приемнике, либо в воспринимаемой им информации. В неживой природе нет никаких целей, а значит, информация там не имеет ценности.
8 1. Организация - такое же неотъемлемое свойство материи, как вещество и энергия, пространство и время. Она обусловливает само существование любой материальной системы как целого - ее структуру и функции, ее развитие и согласованное взаимоотношение с окружающей средой. Информация, которая тоже является одним из основных атрибутов материи, выступает, с одной стороны, как характеристика организованности систем, а с другой - как средство их организации.
2. Организацию даже простейших физических систем нельзя полностью свести к сумме свойств их элементов и охарактеризовать только количественно. Чем сложнее системы, тем больше их организующая роль как целого в отношении своих элементов, тем очевиднее качественный характер их организации. В биологических системах целое играет уже главенствующую роль относительно составляющих их элементов, а организация этих систем обретает полностью качественный характер.
3. Информация, характеризующая организованность любой системы, не зависит от наличия каких-либо ее приемников - это как бы информация системы "в себе", сохраняющая определенность ее структуры и функций. Информация, выступающая как средство организации, передается и принимается: таким образом системы обмениваются сведениями о своей организации, соответственно изменяя ее в процессах развития, обеспечивая согласование своих функций друг с другом, дифференциацию функций и т.п.
4. В неживых системах информация не обособлена от внутренних и внешних вещественно- энергетических процессов, а заложена в них в неявном виде. В живых же системах вещественно-энергетические процессы подвержены воздействию обособленной от них информации, регулирующей эти процессы, осуществляющей их структурную и функциональную организацию. Информационные воздействия в живых системах значительно слабее, чем вызываемые ими вещественно-энергетические эффекты. В живой природе информация имеет ценность, т. е. целенаправленно используется приемником - биосистемой. Стало быть, цель заложена либо в самом приемнике, либо в воспринимаемой им информации. В неживой природе нет никаких целей, а значит, информация там не имеет ценности.
5. Функциональная организация живой природы построена по принципу иерархической субординации, в которой каждая биосистема играет организующую роль по отношению к своим элементами соподчиненную - по отношению к системе последующего, более высокого иерархического ранга. Информационное "содержание"биосистем обусловливает целенаправленность их функционирования в зависимости от взаимодействий с системами того же иерархического ранга, с системами более высоких рангов и с факторами неживой природы. Функционирование и развитие любой биосистемы связано с ее способностью извлекать и накапливать содержательную информацию из своего организованного окружения, т. е. системы более высокого уровня. Высшим уровнем организации является биосфера и ноосфера.
Если применить вывод А. С. Пресмана, что организацию всякой биосистемы можно, по- видимому, представить в виде принципиальной схемы информационной регуляции ее функционирования во взаимодействии с окружающей живой и неживой средой, ко всем вышеназванным системам материи (системы неживой природы; биологические системы; социальные системы), то можно выделить следующие виды информации, ее свойства и особенности их взаимодействия.
Внутренняя информация - информация как характеристика организованности любой системы; то, что Аристотель называл "энтелехией", а современные ученые определяют как меру организации системы и называют "структурной информацией"
9
. Структурная (или связанная) информация присуща всем объектам живой и неживой природы естественного и искусственного происхождения и возникает как результат отбора, фиксации и закрепления в системе в форме определенных структурных изменений ее положительного опыта взаимодействия с внешней средой. Эта информация обладает относительной объектной самостоятельностью. Ярким примером этому может служить опыт с цветочными часами, которые спроектировал известный биолог Карл Линней, на основе поочередного распускания (закрытия) цветков различных растений с 6 часов утра до 6 часов вечера.
Этому предшествовали исследования французского астронома Жан-Жака д'Орту де
Мерана более 250 лет назад, который, спрятав цветок гелиотропа в темную комнату, выяснил, что и там цикл раскрытия (закрытия) цветка точно соответствовал смене дня и ночи. Он пришел к выводу, что ритмы растения регулируются каким-то внутренним механизмом.
По исследованиям ученых
10
, для человеческого организма свойственны более 100 циркадианных ритмов, скоординированных с циклом сон-бодрствование (например, изменение температуры тела на протяжении каждых суток на 0,6 градусов, в том числе понижение до минимума ночью - между 2 и 5 часами); ультрадианные ритмы (например, во время сна мозг человека каждые 90 минут проходит пять различных фаз активности, где последняя стадия - сон с быстрым движением глаз, во время которой тело практически парализовано, а сон самый глубокий, с яркими сновидениями); инфрадианные ритмы
(например, 28-дневный женский репродуктивный цикл). Нарушение этих внутренних ритмов может привести к психическим расстройствам. Кроме того, на основе заключений
Гиппократа о семилетних периодах выведена закономерность развития личности по методу психосистемного анализа через 28-летние жизненные циклы для осознания: себя (до 28 лет), коллектива (до 56 лет), общества, нации (до 84 лет), человечества, цивилизации (до
112 лет), при этом каждый из циклов включает в себя четыре 7-летних периода (изменение порога ощущений; повышение чувствительности к событиям; рост способностей, разума; обобщение предыдущих периодов).
Внешняя информация - информация, как средство организации любой системы, то, что
Аристотель называл "кинесисом", а современные ученые определяют как "относительную информацию"
11
"оперативную (или рабочую) информацию", тесно связанную с отражением (если в объекте А происходят изменения, отражающие воздействия объекта В, то первый объект становится носителем информации о втором объекте). В этом советские философы видели "конкретизацию ленинского тезиса о присущности всей материи свойства, родственного ощущению, - свойства отражения". Следует здесь отметить, что в более позднем издании своей книги те же авторы полностью исключили внутреннюю информацию, предлагая понимать под информацией в широком смысле только "результат отражения одного объекта в другом, используемый в конечном счете для формирования управляющих воздействий". Яркий пример внешней информации и ее воздействия на биологические системы - ритмы солнечной активности, лунные ритмы и т. п. В мире животных А. С. Пресман к такой информации предлагает отнести электромагнитную сигнализацию четырех типов: сигналы-команды, обеспечивающие согласованное выполнение движения в стаях птиц, рыб, стадах млекопитающих, скоплениях насекомых; направляющие сигналы, по которым животные находят друг друга на больших расстояниях; координирующие сигналы, обусловливающие согласование физиологических процессов и поведения в группах и сообществах; синхронизирующие сигналы, обеспечивающие синхронизацию процессов как внутри организма, так и в сообществе и группе.
12
Поскольку информация непосредственно связана с отражением как всеобщим свойством материи, то необходимо учитывать, что в природе существуют два основных типа отражения: прямое и косвенное, которые проявляются на различных уровнях (физический, химический, биологический, социальный и прочие уровни отражения). К прямому отражению относят все формы контактного отражения, т. е. изменение положения, структуры, формы, контура, величины, скорости движения, интенсивности воздействия отражающего объекта как следствия его столкновения с отражением объекта. При контактном отражении всегда одновременно возникают два отражения, происходит взаимное "отпечатывание" взаимодействующих объектов. При косвенном отражении отражаемый и отражающий объекты взаимно не сталкиваются и отражение опосредуется через передающую среду отражения (это могут быть световые, звуковые волны и т. д.).
Посредник отражения одновременно является также отражающим объектом (носителем отражения) и в нем возникает сходство или изоморфное подобие отражаемому объекту
(например, сходство между формой отражаемого предмета и организованностью световых лучей, которые от него отражаются. О таких световых (зрительных) образах вещей, как в закодированной, так и в непосредственной форме идет речь, когда в поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" и философских трудах Демокрита, Эпикура и Лукреция говорится об идолах, или эйдосах, - призраках, тончайших изваяниях, излучаемых поверхностями вещей).
Извлечение информации биосистемами из окружающей среды осуществляется двумя способами: посредством энергоинформационных и чисто информационных взаимодействий. При энергоинформационном взаимодействии поглощаемая биосистемой энергия является одновременно и носителем информации, действующей как сигнал, вызывающей реакцию биосистемы за счет ее собственных энергетических ресурсов.
Примером таких реакций является проявление гелиотропизма у растений - они "тянутся" за солнечным светом, изгибаясь и поворачиваясь, открывая лепестки и т. д., обеспечивая таким образом оптимальное использование солнечной энергии. В настоящее время, по оценке И. И. Юзвишина, учитываются четыре вида фундаментальных сил (энергий): электромагнитная, сильная ядерная, слабая ядерная и гравитационная.
Чисто информационные взаимодействия биосистем с окружающей средой
обособлены от их энергетического обмена. Энергетический эффект реакции биосистемы на информационный сигнал значительно превышает энергию самого сигнала.
Идея, что информацию можно рассматривать как нечто самостоятельное, возникла вместе с новой наукой - кибернетикой, доказавшей, что информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и познания. Действительно, для формирования оптимального поведения в среде своего обитания система должна постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, исследуя, изучая и познавая эту среду путем сбора и обработки как внешней, так и своей внутренней информации, в результате чего в системе формируется динамическая информационная модель внешнего мира. Поэтому необходимым условием любого процесса управления и/или познания, осуществляемом в живом организме, технической системе или человеческом обществе являются процессы сбора, накопления, переработки и распространения информации в процессах выработки управляющих воздействий для достижения целей управляемой системы. Основная задача управления с точки зрения кибернетики - сохранение и накопление имеющейся и поступающей в систему информации, что эквивалентно сохранению или повышению имеющейся организованности системы.
В биологических и социальных системах внешняя информация используется для управления и познания. В их структуре различают по два контура обратной связи. В
Идея, что информацию можно рассматривать как нечто самостоятельное, возникла вместе с новой наукой - кибернетикой, доказавшей, что информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и познания. Действительно, для формирования оптимального поведения в среде своего обитания система должна постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, исследуя, изучая и познавая эту среду путем сбора и обработки как внешней, так и своей внутренней информации, в результате чего в системе формируется динамическая информационная модель внешнего мира. Поэтому необходимым условием любого процесса управления и/или познания, осуществляемом в живом организме, технической системе или человеческом обществе являются процессы сбора, накопления, переработки и распространения информации в процессах выработки управляющих воздействий для достижения целей управляемой системы. Основная задача управления с точки зрения кибернетики - сохранение и накопление имеющейся и поступающей в систему информации, что эквивалентно сохранению или повышению имеющейся организованности системы.
В биологических и социальных системах внешняя информация используется для управления и познания. В их структуре различают по два контура обратной связи. В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 59