Файл: Теоретические основы понятия голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основным симптомом при заболевании гортани у детей считается функциональное нарушение – афония и дисфония различной степени выраженности (от легкой охриплости до резкого изменения тембра голоса).
Под афонией понимается абсолютное отсутствие голоса, дисфония расстройство голоса, связанное с наличием всевозможных добавочных призвуков.
Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких симптомов: различная степень охриплости, обусловленная нарушением дыхания, гипер – или же гипоназальность, изменение интенсивности звучания (слишком тихий или громкий голос), расстройство высоты звучания, изменение просодики, связанное с нарушениями ударения, темпа, мелодики.)
Психогенная афония.
Ребенок может общаться только шепотной речью, при этом сохранн ыми остаются безусловные рефлексы: смех, плач, кашель. Голос у таких детей может, как внезапно исчезать, так и спонтанно появляться.
Гипотонусная дисфония.
Обусловлена понижением мышечного тонуса голосовых складок. При ларингоскопии голосовые складки чаще имеют обычную окраску, но 14 временами лишены блеска, тонус их снижен, во время фонации отмечается неполное смыкание. Смещение слизистой оболочки по свободному краю определяется довольно четко, временами, даже усиленно. Голосовая щель временами имеет вид вытянутого овала.
Гипертонусная дисфония.
Нарушение голоса, вызванное увеличением мышечного тонуса голосовых складок. Причина нарушения фонации чаще всего связана с использованием твердой атаки голосообразования и чрезвычайно громким голосом. Во время фонации голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в итоге появляется гиперемия и небольшая отечность их свободного края.
Гипо – гипертонусная дисфония (смешенная).
Характеризуется пониженным тонусом голосовых и увеличенной энергичностью вестибулярных складок. Чаще всего данная форма наблюдается после острого ларингита, трахеита, папилломатоза гортани [1].
При осмотре гортани вестибулярные складки, как правило увеличены в размерах, иногда гиперемированы и во время фонации соприкасаются друг с другом, прикрывая голосовые.
При ларингоскопии колебания голосовых складок ослабленные, равномерные с неполным закрытием голосовой щели и смещение слизистой оболочки по свободному краю. Амплитуду колебаний бывает трудно определить из-за гипертрофированных вестибулярных складок, зачастую возможно следить уменьшение их слизистой.
Мутация.
Особый интерес представляют нарушения голоса в период мутации. Причины мутационных нарушений голоса можно подразделить на местные, нервно психические, сенсорные и гормональные. К числу местных факторов возможно отнести ускоренный рост гортани с увеличением длины, ширины голосовых складок, с увеличением хрящей гортани и образованием «адамова яблока» в этап полового созревания мальчиков. Длина голосовых складок возрастает до 1 см, у девочек на 3 мм. Во время фонации отмечается резкое напряжение с преобладанием перстнещитовидных мышц, в итоге чего гортань смещаетс я кверху и несколько кпереди. Голосовые складки вибрируют не всей своей массой, как у взрослых, а лишь в области их свободного края.
Определенное внимание во время мутации имеют психоэмоциональные факторы для выработки новых голосоречевых кинестезий. Ребенок нередко стесняется своего нового низкого голоса, стремится сохранить прежний высокий, что не приводит к закреплению нового условного рефлекса, голос остается дисфоничным.
Перенапряжение голоса в этап мутации также негативно влияет на формирование нового механизма голосообразования.
Преждевременная мутация.
Проявляется из-за патологически раннего созревания мальчиков в возрасте 8 – 10 лет, сопровождается ускоренным ростом гортани и значительным снижением тональности голоса: обусловлена повышенной продукцией половых гормонов в организме такого ребенка.
Неполная (незавершенная) мутация.
Наблюдается при замедленном, позднем мутационном процессе. Больные жалуются на охриплость, пониженную функциональность голосового аппарата. В голосе отмечается придыхание.
Извращенная мутация.
Является редким нарушением, которое наблюдается у девочек вовремя пубертата и характеризуется значительным понижением тональности голоса, которое принимает теноровое и базовое звучание. Гортань у таких девочек соответствует мужской.
Папилломатоз гортани.
Доброкачественная опухоль гортани у детей, вызывает нарушение 16 голоса в виде дисфонии, патологического крика, афонии. Папилломы чаще всего появляются в возрасте от двух до четырех лет. Как правило, папилломы в детском возрасте имеют обширное распространение, что резко ограничивает подвижность голосовых складок, затрудняет дыхание
Парезы и параличи гортани.
При парезах гортани на стороне поражения вовремя ларингостробоскопии отмечается ослабленные, вялые колебания голосовых складок с маленькой амплитудой и смещение слизистой оболочки в области свободного края. При параличах гортани фонаторные колебания отсутствуют.
В большинстве случаев голосовая складка, как при парезе, так и при параличе бывает напряженной за счет напряжения щитоперстневидной мышцы, иннервируемой верхнегортанным нервом. В тех случаях, когда нерв поврежден, голосовая складка расслаблена [11].
Таким образом, изучив специальную литературу, выделяют множество причин, голосовых расстройств, которые подразделяются на биологические, приобретенные и социальные. Также голосовые расстройства подразделяются по характеру нарушения на функциональные и органические. По степени выраженности: афония, дисфония, фонастения.
Выводы по 1 главе
Провидя анализ психолого – педагогической и специальной литературы по теоретическим вопросам изучения голосовых расстройств у детей дошкольного возраста, мы рассмотрели закономерности развития голосообразования у детей, и выделили возрастные особенности механизма голосообразования:
1. С 10 лет начинается формирование «переходного» механизма голосообразования.
2. Грудной механизм фонации становится возможным примерно с 12 лет. 3. Хрящи гортани и трахеи пока еще мягкие.
4. Основные рецепторные зоны гортани формируются только к 10 – 12 годам.
Голос имеет свои биологические основы становления и функционирования. Так же голос тесным образом связан с этапами биологического развития человека. Соотнося эти категории, выделяются шесть периодов становления и функционирования голосового аппарата.
1. Дошкольный этап (от рождения до 7 лет)
2. Домутационный этап от 7 лет до 13 лет)
3. Мутационный этап (от 13 лет до 15 лет)
4. Постмутационный этап от 15 до 17 лет)
5. Период становления и уверенного функционирования (от 18 лет до 35 лет)
6. Период угасания (от 60 лет и старше) [10, c.329]
Существует множество причин и разнообразия проявления голосовых расстройств. Причины подразделяют на биологические, приобретенные и социальные. Так же голосовые расстройства подразделяются по характеру нарушения на функциональные и органические. По степени выраженности на афонию и дисфонию.
Из вышесказанного можно сделать вывод: развитие голосового аппарата влияет на социализацию ребенка в обществе и на развитие личности в целом.
Глава 2. Экспериментальная работа по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста
2.1 Методики изучения голосовых расстройств у детей дошкольного возраста
Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.
Коррекционная работа строится с учета новых данных, полученных в результате клинико-педагогического обследования, базируется на знании голосового дефекта разных нозологических форм и учете личностных психологических особенностей детей, таких как фиксированность на дефекте и определение ведущего канала сенсорной модальности.
Логопедическая работа подчинена общедидактическим принципам: последовательность, систематичность, активность и сознательность обучения, мотивированность, необходимость учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Имеется определенная последовательность изучения голосообразования:
1. Обследование модуляции голоса;
2. Выявление назального (носового) тембра голоса;
3. Обследование восприятия тембра;
4. Определение возможности изменения тембра;
5. Состояние речевого дыхания.
Е.Ф. Архипова рекомендует начинать проводить изучение голоса с обследования модуляции голоса по высоте [3].
Целью обследования является выявление умения ребенка определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз.
Обследование модуляций голоса по силе необходимо, чтобы определить, как ребенок может менять голос по силе (громкости).
Далее выявление назального (носового) тембра голоса. Субъективная оценка тембра голоса первоначально проводится при проведении первичного общения с ребенком, во время установления контакта. Для исследования и оценки тембра голоса используется шкала оценки тембра, разработанная Е.С. Алмазовой [2].
4 балла - нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.
3 балла - легкая степень нарушения тембра, тембр ребенка может быть крикливым или «писклявым», назализованным.
2 балла - умеренные нарушения тембра, тембр ребенка может быть грубым или «квакающим».
1 балл - выраженные нарушения тембра голоса, тембр ребенка может быть гортанным, резким, глухим, «металлическим».
0 баллов - афония, отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи.
Также Е.Ф. Архипова предлагает обследовать восприятие тембра. При исследовании восприятия тембра голоса оценивается умение определять характер звучания тона голоса на слух [3].
Обследование воспроизведения тембра голоса. Оцениваются эмоциональные характеристики голоса. Так как изменение окраски голоса характерны для определенных разновидностей эмоциональной речи, изучение ее особенностей у детей проводится на материале междометий и сказки «Теремок».
Выясняется, достаточно ли ребенок владеет своими голосовыми возможностями, может ли изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.
Перед выполнением задания с детьми проводится беседа о возможных изменениях голоса. Детям говорится о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: голос может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, веселым или печальным, жалобным или испуганным и т.д.
Детям предлагаются следующие задания.
«Беседа».
Первоначально тембры голоса определятся в процессе беседы. Ответы детей анализируются с учетом наличия ими отсутствия осиплости, истощаемости голоса, полетности, звонкости, плавности, в соответствии со следующими критериями:
2 уровень (0 баллов) – ярко выраженная охриплость голоса.
3 уровень (1 балл) – присутствие выраженных признаков огрубления, сиплости, хрипоты голоса.
«Теремок».
Определить возможности изменения тембра голоса и его высоты. Детям предлагается прослушать сказку и рассказать ее, пересказывая в голосе животных.
Критерии оценки:
1 балл (1 уровень) – неспособность изменять голос.
2 балл (2 уровень) – способность говорить только низким или только высоким голосом.
3 балла (3 уровень) – способность изменить голос от самого низкого до самого высокого.
Так детям предлагается пересказать сказку по ролям, постепенно меняясь ролями, для этого детям выдаются картинки с теми животным, голос которого он должен был имитировать.
Обследование темпо – ритмической организации речи.
Определение темпа речи ребенка. Измерение осуществляется у дошкольников при использовании следующих параметров: единица измерения – слог. Характеристика темпа – количество слогов в определенный промежуток времени (секунду).
Е.Ф. Ипполитова в своей методике предлагает проверить состояние речевого дыхания. Работа по этому разделу осуществляется через систему упражнений. При выполнении упражнений обращаем внимание на тип дыхания (ключичное, диафрагмально-реберное), на длительность и плавность речевого выдоха. Задание предлагается в игровой форме. Их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
Также обследуется сила голоса. При исследовании голоса необходимо определить умение изменять силу голоса, умение говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот. Для этого используют ряд упражнений.