Файл: Теоретические основы понятия голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сложность механизма голосообразования обуславливает то многообразие факторов, которые обеспечивают полноценное развитие голоса детей.

И так, прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, необходимо ознакомится с речью каждого ребенка группы, что мы и опишем в следующей главе. Обследование речи в детском саду проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, для подведения итогов работы.

В дальнейшей анализе мы учтем особенности речи каждого ребенка, и будем использовать фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитываем у детей правильную речь.

2.2 Проявление голосовых расстройств у детей дошкольного возраста



Изучение человеческого голоса современной наукой многопланово. С акустической точки зрения, голос анализируется как сочетание разнообразных по частоте, амплитуде, спектру звуков, и т.д.

Нами были проведено обследование 10 детей. Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 1 «Солнышко».

Исследования тембра голоса и умения изменять его по высоте» «Теремок».

Так, детям было предложено пересказать сказку по ролям, постепенно меняясь ролями, для этого детям и выдавались картинки с тем животным, голос которого он должен был имитировать.

Таблица 1. Результаты диагностики тембра голоса детей.

Уровень

Количество детей, чел

Уд. Вес, %

Высокий

8

80%

Средний

2

20%

Низкий

1

10%


После этого обследования можно сделать вывод, что нарушение тембра голоса, которое характеризуется огрубелостью, охриплостью и придыханием у одного ребенка действительно существует, оно обусловлено дисфункцией гортани и дисгармоничностью артикуляционного аппарата. Двое детей не смогли дифференцировать голоса мышки зайца и лисы, как высокие и наоборот волка и медведя, как более низкие.

Дети справились с целью этого задания неплохо, но все дети забывали слова т.к. диалог им мало знаком. У всех детей наблюдалось полиморфное нарушение звукопроизношения и нарушение формирования интонационной структуры предложения. У двух детей постоянно менялся тембр от низкого к высокому, быстро истощалась голосовая функция. Голос слабый, назализованный, иногда хриплый, немодулированный. Во время работы с этими детьми, наблюдалась повышенная саливация. Дыхание поверхностное, учащенное, быстро истощаемое в процессе речи.


Далее мы обследовали речевое дыхание. Мы предлагали детям поиграть в игру, которая называется «Вьюга». Дети изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу логопеда «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у у; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Таблица 2- Диагностика речевого дыхания детей.

Уровень

Количество детей, чел

Уд. Вес, %

Высокий

5

50%

Средний

3

30%

Низкий

2

20%


Все дети справились с заданием без осложнений. Что касается речевого дыхания, у детей с нормальной голосовой функцией дыхание ровное, выдох длительный, сильный. У детей отмечается дыхание поверхностное, учащенное у двоих детей нет дифференциации ротового и носового дыхания. У троих из десяти детей наблюдалось, что выдох короткий, слабый, быстрое истощение выдоха в процессе речи.

При исследовании силы голоса предлагалось рассказать стихотворение «Идет бычок качается». Исследование проводилось в игровой форме.

Для этого им давалась следующая инструкция: расскажи стихотворения слоненку, а теперь расскажи это же стихотворения, но представь, что ты находишься в комнате, где спит мама, чтоб ее не разбудить расскажи его тихо. Теперь расскажи громко, как будто ты выступаешь на сцене и тебе нужно говорить громко. Мы оценивали способность ребенка изменять ему голоса в соответствии с ситуацией.

Данное задание дети выполнили, опираясь на словесную инструкцию, но если ребенок затруднился, то добавлялся образец.

Таблица 3 – Диагностика силы голоса

Уровень

Количество детей, чел

Уд. Вес, %

Высокий

0

0%

Средний

4

40%

Низкий

6

60%


В результате нами было определенно, что четверо детей находятся на среднем уровне, а один шесть на низком уровне, они не смогли изменить голос от тихого к громкому, и от громкого к тихому.

Обследования подвижности мягкого неба и наличия назального оттенка проводилось со следующими заданиями, детям предлагалось пропеть гласный звук «Ааа» при широко открытом рте.



Все дети с заданием справились хорошо, у восьми детей голос чистый, звонкий, у одного ребенка наблюдалась легкая гиперназальность, скорее всего это зависит от аденоидных разрастаний.

По результатам исследования все дети с заданием справились хорошо. Трудностей никаких не испытывали.

Работа над голосом с дошкольниками – один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Мы выяснили, что для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса в норме и у детей с нарушениями речи.

Целесообразно далее рассмотреть коррекционную работу по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.

2.3 Коррекционная работа по преодолению голосовых расстройств у детей дошкольного возраста



Приступая к работе над коррекцией голоса, особое внимание следует обращать на начало звукообразования или атаку. Не менее важно выбрать правильную тональность и интенсивность звучания для начала занятий. Продолжительность голосовых тренировок строго дозируется и обусловлена психопатическим состоянием тренирующихся. Начиная с первых занятий, следует избегать переутомления. Развитие физиологического дыхания.

Основными ошибками фонационного дыхания является неэкономное использование воздуха в процессе голосообразования, укороченный спорадический выдох, инспирированная речь, частые доборы воздуха ртом, неоправданные синтагматическим и логическим членением речевого потока.

О.С. Орлова считает, что первостепенное значение в работе над воспитанием правильной техники голосообразования придается обучению правильному фонационному дыханию [10, с.258]

Комплекс дыхательных упражнений составляется индивидуально с учетом выявленных ошибок фонационного дыхания. Для этих целей рекомендуются:

1.Статические дыхательные упражнения, основная задача которых воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхательных скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, добиться сознательного произвольного управления дыханием.

2.Динамические дыхательные упражнения, облегчающие процесс овладения навыком координированного дыхания, косвенно влияющие на процесс фонации.


3.Фонационные дыхательные упражнения.

На подготовительном этапе занятия начинают со статических дыхательных упражнений, используя глухие щелевые согласные звуки гласные. На этапе формирования голосового навыка речевой материал подбирается с учетом индивидуальных возможностей и клинического диагноза.

На этапе автоматизации и закрепления голосовых навыков используют различной степени сложности стихи, пословицы, поговорки, скороговорки.

Статические дыхательные упражнения.

Предлагаемый комплекс используется как подготовительный в работе с детьми, как средство предупреждения дисфонии, при нарушениях голоса независимо от характера заболевания. На первом этапе основное внимание следует уделять нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы, координации ритмичного вдоха и выдоха, особое внимание- организации правильного вдоха.

Динамические дыхательные упражнения Динамическая дыхательная гимнастика физически укрепляет организм, развивает фонационное дыхание.

Орлова О.С. рекомендует проводить динамические упражнения в сочетании с движением туловища, рук и шеи. Основная цель тренировки достигается за счет изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для снятия напряжения следует выполнять медленные и плавные движения [10, с.258]

В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксирующие упражнения, что позволяет достичь эластичности, упругости мышц, предупреждает их утомление и излишнюю напряженность.

Для автоматизации и закрепления правильных механизмов дыхания подбираются упражнения, приближенные к естественным условиям жизни. (ходьба, подъем по лестнице, выполнение физических нагрузок).

Формирование навыка правильного голосообразования.

Постановка голоса - строго индивидуальный процесс. Начинать голосовые тренировки можно только после согласования с врачомфиниатором.

Гигиена голоса.

Одним из самых важных факторов предупреждения нарушений голоса у дошкольников является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.

Особое внимание должно уделяться гигиены голоса в период мутации. Необходимо постоянно заботиться о физическом закаливании организма, повышающем иммунитет к различным заболеваниям. Отрицательно влияют на голос вредные привычки, особенно курение, злоупотребление спиртными напитками. Все эти факторы вызывают и поддерживают катаральное состояние слизистой оболочки глотки и гортани.


Таким образом, знание по гигиене голоса, бережное отношение к своему голосовому аппарату, систематические занятия по воспитанию правильной техники и голосообразования и повышению выносливости голоса позволяют не только исправить нарушения голоса при функциональных и органических заболеваниях голосового аппарата, но и развить природные качества.


Выводы по 2 главе


Анализ изученной литературы и данные проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что для достижения основной цели работы над голосом в детском саду, необходима работа в двух направлениях: развитие голоса и коррекция выявленных нарушений голоса. Мы отметили, что то и другое направление предполагает работу над основными характеристиками голоса: тембром, высотой и силой.

Мы видим, что нарушения голоса различного генеза не очень распространенный вид патологи и требует тщательную работу по выявлению и коррекции данного нарушения.

Следовательно, вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

Таким образом, опыт показал, что в условиях длительного пребывания ребенка в логопедической группе детского сада, продуманная система работы и тщательный подбор приемов, позволяют значительно улучшить или полностью исправить данное нарушение.

Заключение



Таким образом, в нашей курсовой работе, проводя теоретический анализ литературы, мы подробно изучили коррекционную работу голосовых расстройств у детей дошкольного возраста.

Голос - это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Нарушение голоса – это различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования.

Тембр, или окраска, звука является характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебания.

Голос имеет свои биологические основы становления и функционирования. Так же голос тесным образом связан с этапами биологического развития человека. Соотнося эти категории, выделяются семь периодов.

Так же, формирование голоса зависит от многих факторов: конституции человека, строения голосового аппарата, состояния желез внутренней секреции, психического развития индивида.